Анюта Сергеевна

Виктор Никитович Астафьев
 В санатории проходил микрочемпионат по шашкам. Соревновались, в основном,  детишки лет примерно от 10 до 15. Кипели страсти, заполнялась таблица розыгрыша. А взрослых участников оказалось всего двое – я и молодой мужчина. Мы сели на диван, расставили шашки и устроили свой небольшой турнир из 3-х партий.  Неожиданно у меня появилась болельщица, белокурая хрупкая девочка дошкольного возраста. Она села на ковёр возле нас, сообщила, что будет болеть за меня и поможет, если я буду проигрывать.

– А ты умеешь играть  в шашки? – спросил я.
– Конечно! Мне уже 4 года и я хорошо играю! – Сверкнула она голубыми глазами.
– Так поучаствуй в чемпионате, может быть, победителем станешь.
– Нет,  я буду за тебя болеть! Меня зовут Аня, а тебя как?
– Дедушка Витя.  Мои внучата сокращают имя и называют меня дИтя.
– Мне нравится слово дИтя! Ты – дедушка, я тоже тебя так буду иногда называть. Играй, я не буду мешать!

Я внимательно посмотрел на девочку. Надо же, такая кроха, а рассуждает вполне здраво. Аня ответила  сияющим  взглядом,  явно предназначенным мне. Оснований для такого взгляда не было никаких, до этого мы ни разу не общались.
– Спутала с кем-нибудь знакомым,  – подумал я и принялся за игру.
Всё время короткого турнира Аня сидела смирно и только переводила взгляд с меня на соперника.

– Ты победил? – спросила она, когда мы с партнёром пожали друг другу руки.
– Да,  – ответил я, – потому что ты за меня болела!
– А я знала, что ты выиграешь. Давай теперь со мной играть, только не в шашки Ты ведь никуда не уходишь до ужина?
– Не собирался. Мама не будет тебя разыскивать?
– Я ей сейчас скажу, что буду с дедушкой играть. У нас номер вот тут рядышком. Ты никуда не уходи, жди меня!
Действительно, через пару минут девочка прибежала и предложила играть в прятки.
– Может быть, с детишками лучше поиграешь, вон их сколько тут бегает?
– Нет, я хочу с тобой! Пойдём на первый этаж, там хорошо прятаться.

Мы спустились вниз к стойке администратора. Я закрыл глаза, досчитал, как было велено, до 10 и отправился на поиски. Укромных уголков в холле было предостаточно. Первый обход ничего не дал. Я вернулся на исходную позицию, и дежурная решила мне подыграть:
– Вы ищете маленькую девочку?
– Да, не знаю, куда она спряталась. Не на улицу ли убежала?
– На улицу нельзя раздетой, мама будет ругаться, – раздался Анин голосок. – Пусть дедушка меня  под столом поищет.
Я заглянул под стол. На полке под столешницей лежала Аня и, улыбаясь, глядела на меня: – А ты уж, дИтя, испугался, что не найдёшь меня! Давай теперь ты будешь прятаться.
– Анечка! Ну, куда же я здесь спрячусь? Давай во что-нибудь другое поиграем! Например, в «киску». Садись на диван, клади вот так ручку. Я буду гладить и говорить: – Киска, киска, киска, киска! – А потом размахнусь вот так и скажу грозно –  Брысь под лавку! И стукну! А ты ручку убирай, чтобы тебе не попало!
Аня научилась играть в «киску» моментально и ей очень понравилось. И я побыл «киской», и опять она. Потом Аня рассказала, что умеет считать до одиннадцати, знает половину букв, но читать ещё не умеет. Что у неё есть братик, мама и папа. А потом села рядышком на диван, взяла меня за руку, прижалась щекой  и сказала:
– Ты настоящий дедушка, дИтя!
Я боялся пошевелиться. Крошечное тельце доверчиво прильнуло к руке, огромные серо-голубые глаза смотрели пристально и несколько тревожно:
– Ты завтра пойдёшь со мной и с мамой  на детскую площадку?
– Давай сходим, только после обеда!
– Хорошо, а сейчас побежали на второй этаж!
Перед лестницей к нам подошёл мальчик и сказал:
– Давайте со мной тоже в прятки играть! Меня зовут Степан!
– А меня – Анюта Сергеевна!  – гордо ответила Аня. – Это мой дедушка, он ведёт меня к маме, и с тобой мы играть не будем! Правда, дИтя?
– На сегодня игры закончились, давай завтра, Степан! –  смягчил я категорический отказ, – приходи на детскую площадку.

На следующий день мы действительно побывали на детской площадке, Аня каталась на каруселях и качелях, прибегала к нам румяная, весёлая, немножко хвасталась своей ловкостью и смелостью. Её мама рассказала, что у Ани нет дедушки, и поэтому она так потянулась ко мне. Мы прошлись по территории, Аня держала меня за руку и весело щебетала, гулянье получилось просто чудесное.
 А вечером ко мне в санаторий приехали друзья, мы долго сидели, болтали и я думал о кратких встречах и долгих разлуках. Так уж устроена наша жизнь…
Перед  обедом в холле я увидел Аню с мамой.  Аня была заплакана и хмуро смотрела в окно.
– Здравствуйте! – сказала её мама. – А мы уезжаем, решили на денёк пораньше домой вернуться.
– Где ты был, дИтя? Я весь вечер вчера тебя искала и даже плакала! – повернулась ко мне Аня. – Нигде не могла тебя найти!
– Анечка, милая! А у нас гости приезжали. Я ведь не знал, что ты меня ищешь. Надо было к нам в коттедж зайти, я ведь показывал тебе, где мы живём.
Я взял Аню на руки, обнял. Она прижалась ко мне щекой и прошептала:
– Я так тебя искала и ждала, дедушка!
Потом немножко отодвинулась и пристально посмотрела на меня  аквамариновыми  очами.  Я вдруг почувствовал предательское щекотание в глазах и подумал, что и сам могу сейчас разрыдаться перед этим чистым взглядом, и будут у нас всеобщий плач и взаимные утешения. Я поцеловал её в щёчку, обнял и передал маме:
– Будь хорошей девочкой! И приезжай в этот санаторий в будущем году, Анюта Сергеевна! И я приеду!
Аня помахала мне ручкой и потупилась. А я, не в силах больше смотреть в её сторону, отвернулся и пошёл по коридору, вытирая глаза и бормоча:
– Любовь нечаянно нагрянет,  когда её совсем не ждёшь…