Чуткость животных

Тамара Осина
     Одно время у меня в деревне жили три красных курицы: одна обычного цвета, другая посветлее, а третья – с бордовым опереньем. Зима на севере Костромской области долгая и морозная, а теплого сарая у меня не было. Да и все равно в сарае, при минусовой температуре они бы не неслись. Многие пускают куриц на зиму в подвал. Я поселила их в дальней нежилой комнате, и они там жили и неслись. Но самая темная курица была очень шумной: просыпалась рано и заводила свое беспрерывное «ко-ко-ко». И так она меня достала своей болтливостью, что в декабре я пообещала детям на Новый год непременно заколоть ее и потушить с картошкой. Вскоре я с удивлением обнаружила, что курица ведет себя тихо: «разговаривает» не больше и не громче своих подруг. Такое поведение было и на Новый год, и пока шли каникулы, так что куриная жизнь продолжалась. Но по прошествии опасного отрезка времени вредоносная птичья натура взяла свое, и моя спокойная жизнь закончилась. Терпела я, терпела и, как не жалко было терять молодую несушку, пообещала детям-двойняшкам приготовить из крикуньи  жаркое на их день рождения в начале марта. Как уже можно догадаться, первая декада марта прошла в относительной тишине. А там уж дело пошло к весне, и я эту компанию переселила на веранду, откуда был свободный выход на улицу.

     Впрочем, известно, что даже плодовое дерево аналогичным образом можно, например, вернуть к «плодотворной деятельности».

      Думаю, что мнение о тупости и нечувствительности животных создается только для того, чтобы без зазрения совести убивать их и есть. Деревенские женщины плачут, когда поросенка, бычка или корову, за которыми они ухаживали, режут на мясо. Если просто жить рядом с животными, наблюдать за ними, то замечаешь их удивительные способности, учишься у них доброте, спокойствию, непосредственности, верности, миролюбию. Не удивительно, что в Индии корова считается священным животным. У этой красавицы прекрасные добрые глаза и, несмотря на большие размеры и силу, послушный и терпеливый характер.

     А вот две истории с собаками. Одна приключилась со мной в обители, где я помогала сестрам. По ходу работы мне пришлось встретиться с псом, сидевшим на цепи. Работа спорилась, настроение было веселое, а морда пса показалась смешной. «Вот мордоворот», - пошутила я. Как он на меня взвился и возмущенно загавкал!

     Когда на следующее утро я снова приехала в обитель, я уже осознала свою ошибку и первым делом подошла к этому псу. «Простите меня, уважаемый! Вы тут на службе, охраняете святую обитель, а я вас вчера так нехорошо обозвала». Пес сидел молча, отвернувшись от меня, всем своим видом показывая, что так уж и быть – принимает мое покаяние и извинения. Если кто-то видел и слышал мою речь, то, наверное, был удивлен и счел меня чудачкой.

     Позже, уже в других краях, у меня произошло интересное общение с собакой. Я возвращалась из города к себе в деревню за 20 километров то пешком, то на велосипеде, так как одна камера была спущена. Когда асфальтированное шоссе уже окружил лес, со мной поравнялась женщина, медленно ехавшая на велосипеде, рядом с которой бежала темно-серая собака средних размеров. «Гуляете?» - спросила я. – «Да, надо погулять с ней после работы». Мы немного поговорили по дороге. Сгущались сумерки, и нам обеим пора было спешить по домам в разные стороны. Когда мы уже разошлись на такое расстояние, что едва различали друг друга, я крикнула: «Собака – это такой замечательный, такой верный друг!» Вдруг вижу: серая собака выскакивает из темноты и встает передо мной. Она несколько раз звонко гавкнула и быстро умчалась к своей хозяйке. Сначала я испугалась, а потом поняла: ведь это она так горячо выразила свое согласие с моими словами. Надо же: не может сказать, но так хорошо понимает и чувствует…