Позднее прощение. рассказ

Вера Коллер
               
Это было в июле месяце. Мои друзья  уехали в горы на день вперед. А я, включив навигатор, пытался отыскать их. Я ехал по дороге вдоль горного кишлака. Дорога была пустынной, только изредка пастух перегонял стадо коров или баранов. И вдруг я увидел  на  дороге одинокую, сгорбленную фигуру с палкой в руке, тихо бредущего по дороге старика. Я притормозил машину, выглянул, поздоровался со стариком и предложил его подвезти. Старик плохо слышал и не понял меня. Тогда я вышел из машины, поздоровался,  как принято со старшим и предложил его подвезти. Но он не знал куда идет, он все время повторял, что он что-то потерял. Я спросил его, где он живет и есть ли у него дети. Старик молча достал из кармана телефон. В телефоне было только пять номеров, это были номера его сыновей. Я присмотрелся к старику и обратил внимание, что на нем были шаровары из дорого материала. Да и телефон для такого пожилого человека был дорогой. Я позвонил по одному номеру и рассказал, что встретил старика, возможно он ваш отец. Меня попросили задержаться и не отпускать старика. Буквально через несколько минут, приехал мужчина около сорока лет. Он приехал на такой дорогой иномарке, что мой «джип» выглядел как-то несолидно.  Мужчина поспешно вышел, представился мне, поздоровался за руку и сказал, что он сын этого старика. Нашему отцу уже больше восьмидесяти лет и он все время, сто-то ищет или кого-то ищет. Мы не знаем, что с ним делать. Он часто отлучается из дома, пока кто-то его не найдет. Вот мы и дали ему телефон, только с нашими номерами. Мы усадили старика к сыну в машину, попрощались и разъехались. Во время отдыха я рассказал друзьям про старика, но они посоветовали забыть про эту встречу. С возрастом люди теряют память, но дети ведь ухаживают за ним, так что нечего беспокоиться.
Да, это было так, но что-то затронуло меня до глубины души. Даже, приехав в Ташкент, в свободные минуты, память вновь и вновь возвращала меня к этой истории. Прошло время, и я твердо решил, поехать и узнать историю этого старика. Вначале я поехал в мечеть и кое-что узнал о нем от священослужителей. Они посоветовали мне поговорить с одним очень старым аксакалом, который живет в кишлаке.
Рассказ первый.
Раньше сыновей женили рано, лет так в девятнадцать. Приходила в дом невестка и все хозяйство складывали на нее. А старшие невестки уходили работать в поле, младшие братишки пасли скот. Алишер- так звали нашего героя был четвертым сыном в семье. Трое сыновей были женаты, а два младших и сестренка учились в школе. Когда Алишеру пошел двадцатый год, его женили. Нашли хорошую девушку восемнадцати лет, сыграли свадьбу. Тогда свадьбы играли во дворе. Вечером собирался весь кишлак. Играла музыка, одни гости вставали из-за столов, другие садились. Молодые ребята подносили еду, чай. Водку не ставили на стол. На столе стояли фрукты- виноград, персики, арбузы, дыни, сомса, жареная чучвара, норын, а в кесушках разносили наваристый бараний суп с нохатом. Суп варили на очаге, в огромном казане и его хватало на весь кишлак. Музыканты играли, а все танцевали. Особенно красиво танцуют друзья жениха. Все было замечательно. Свадьба закончилась далеко за полночь. Потом тетушки отвели молодых в комнату. А сами усталые легли в комнате перед дверями молодых. В комнате молодых  были растелены на полу курпачишки. Алишер не торопился ложиться спать. Он дождался, когда во дворе все стихло, открыл окно, вылез через него и убежал. Он даже не дотронулся до невесты. Проснувшись, тетушки стали стучать в дверь, но никто не отвечал. Только из комнаты доносился тихий плач. Когда они вошли в комнату молодых, то увидели одну невесту, которая всю ночь просидела одна. Узнав обо всем, отец разгневался. Все стали искать Алишера, но так и не нашли. Алишер убежал и вернулся домой только через несколько месяцев. А невесту ее родители забрали домой. Почему Алишер так поступил, никто в кишлаке не мог понять. Конечно, над ним шутили и ребята, и молодые мужчины, но он только улыбался. Прошло несколько лет. Отец Алишера поехал в другой кишлак к своему младшему брату. Там они нашли небольшой домик с участком, отец решил женить Алишера и поселить его там. Теперь ему нашли девушку из очень бедной семьи. Свадьбу не играли. Их расписали в сельсовете, провели обряд в мечети и отвезли в тот домик. Как они там поладили, никто не знает. Но они стали жить. За десять лет жена родила ему пятеро сыновей. Дети стали подрастать и помогать матери. Старшие нянчили младших, а мать копошилась в огороде, ухаживала за скотом. Чем старше становились дети, тем чаще отлучался Алишер из дома. Он ездил в кишлак к родителям и там помогал отцу и дядям в поле. Осенью он привозил оттуда пару мешков картошки. А всю зиму отлеживался дома. Как жила его жена и дети его не интересовало. Он даже не спрашивал, откуда жена берет деньги на хлеб. Просто она уже несколько лет работала уборщицей в сельсовете и получала зарплату. Дети ходили в школу чистые и сытые. А Алишер часто повторял, что другие живут хуже, а вы живете хорошо. Наступала весна и он снова уезжал, обещая приехать через несколько дней, а приезжал осенью. Привозил несколько ящиков винограда, мешок яблок, орехи и жил всю зиму. Да, он мог починить крышу на коровнике или заменить кран. Но купить шифер и кран он просил деньги у жены. Несмотря на то, что Алишер не занимался воспитанием детей, дети росли умными и послушными. Средний сын все твердил, что надо построить теплицу и зимой выращивать зелень. В г. Янгиюле есть базар, где зелень скупают за хорошие деньги. Таким образом, можно заработать. Мальчишки уже подросли, старшему было уже шестнадцать лет, и он учился в колледже. Как только наступили летние каникулы, они приступили к строительству теплицы. Они выкопали траншею на два метра глубины. Чтобы провести отопление в теплице, пришлось продать двух баранов. Остальное ребята соорудили сами. Все лето они заготавливали хворост для отопления теплицы зимой. Осенью, когда приехал Алишер, он удивился такому сооружению и конечно не одобрил. Он часто повторял, что разбогатеть хотите, буржуями стать. Но жена и дети помалкивали.
Аксакал видимо устал от рассказа и посоветовал поехать к старшему сыну Алишера и узнать продолжение этой истории.
Я попрощался и уехал в Ташкент. Оттуда я созвонился с одним из сыновей Алишера и попросил разрешения проведать старика. Они пригласили меня в гости в воскресенье.
Ранним утром я выехал из Ташкента. Когда я приехал в их кишлак, то увидел на одной улице пять одинаковых домов, стоящих рядом. Фасады домов, ворота все было одинаковое. В них жили пять сыновей Алишера. Я остановился около крайних ворот и позвонил. Меня встретили очень приветливо, и повели к старшему брату. Я удивился, снаружи дома были загорожены и стояли ворота. А внутри между домами не было забора. Это был большой, пребольшой двор. Старший сын встретил меня, поздоровался и пригласил в беседку. Он сказал, что их отец сейчас отдыхает. Вначале мы поговорили о разных делах, а потом незаметно я перевел разговор в прошлое. Он очень удивился, что я довольно таки много знаю о их жизни. И согласился рассказать историю их семьи дальше.
Рассказ второй.
Да, в тот год мы построили теплицу и стали усердно выращивать зелень. К Новому Году мы аккуратно срезали часть зелени и в сумках отвезли в Янгиюль. Нашу зелень сразу забрали оптом и заплатили хорошие деньги. Приехав домой, мы были очень счастливы. Хорошо, что отца не было дома, он уехал пилить деревья к своей младшей сестре. А мы еще с большим усердьем стали выращивать зелень. На следующее лето мы построили еще одну теплицу. Для отопления теплиц мы стали покупать уголь. Так шло время , я и мой второй брат закончили сельхозколледж по специальности агроном. За это время мы подкопили денег и взяли три гектара земли и посадили там виноградник. Помогали все братья, мама порой не хватало опыта, но подсказывали чужие люди. Пока виноградник рос, мы жили за счет теплиц. Третий брат поступил в медицинский институт. Потом и другие два брата поступили в медицинский. Виноградник подрос и давал доход, но были и не урожайные года. И нас выручали теплицы. Я и второй  брат были уже женаты. В маленьком доме было тесно, очень тесно. Нам выделили землю в конце кишлака, там вообще еще не было домов. И мы приступили к строительству пяти домов. Трудно было, очень трудно. Десять лет строили, но все таки,  достроили. Вначале – залили пять фундаментов под дома, потом построили стены, крыши так и достроили. У мамы порядок был такой: каждый месяц, каждый из сыновей отдавал определенную сумму. Она строго вела учет по приходу и расходу. Теперь я вот занимаюсь. Наши медики все трое работают в райцентре. Слава Аллаху все мои братья женаты. Мечтаем построить здесь медицинский центр. Подали документы на разрешение строительства. Конечно и здесь еще много работы. Мы построили отдельно кухню на сто квадратных метров. Пока там две газовые плиты и два холодильника. Женщины готовят по очереди, живем дружно. Мама умерла, теперь моя жена за главную. Дети подрастают , помогают.
А расскажите про отца. Да, что говорить, не помогал он нам ни в чем. Зимой жил дома, а летом в бегах. Где только он не был. Даже в Казахстане пожил. Что зарабатывал, то все на себя тратил. Старым стал, все у мамы пенсию просил. Она половину ему отдавала. Мне всегда хотелось напомнить ему о прошлом. Но я терпеливо молчал. А мама всегда повторяла – отца не бросайте! Какой бы он не был – он ваш отец. Да, мы и не обижаем его, живет, пусть живет. Мама уже девять лет как умерла. Долго я отвыкал от нее.  Все смириться не мог., что нету ее с нами. Да и отец мне кажется, все ее ищет. Не знаю, не знаю. За несколько месяцев до ее смерти, я слышал их разговор. Я очень удивился, что мама так разговаривает с отцом. Повысив голос, она высказала ему все: что он не помогал нам, обижал нас. Что просто потерял годы своей жизни. Что он не жил, а существовал. Что он практически никто. Ты не сможешь умереть, пока прощения у меня не попросишь. Отец засмеялся и сказал – будешь отдавать мне всю пенсию.
Наш разговор прервал, подошедший к беседке старик. Я с жалостью смотрел на него. А в глазах старшего сына я видел безразличие. Да они и держат отца, ведь мама об этом их просила. Мне стало страшно, неужели так можно прожить жизнь и холодок пробежал по спине.
Старик, выпив пиалу чая, стал расхваливать своих сыновей, мы в знак согласия кивали головой. Потом стал расхваливать своих внуков. О жене ни слова .Когда я спросил, а что вы скажите о жене. Он как-то недовольно ответил – женщина варит,стирает, а когда виновата получает. Она была, как и все женщины. Видимо этот разговор не понравился старшему сыну, он молча вышел из беседки. Я перевел разговор на то, что надо поехать на могилу его жены. Старик сразу сник, опустил голову и не проронил ни слова. Я стал прощаться с ним. И когда старший сын провожал меня, он подошел и сказал – поедем. Старший сын не спросил ни о чем, он как будто знал, куда надо ехать. Молча завел машину, мы усадили старика, я сел и мы поехали на кладбище. Кладбище расположено в километрах пяти от кишлака. Одно кладбище на несколько кишлаков. При входе мы прочли молитву и пошли по главной дороге. По бокам росли ели. Было тихо, даже птицы притихли. На многих могилах стояли памятники, где не было памятников те могилы аккуратно вымазаны глиной и стояли таблички.  Старший сын вел нас к могиле своей мамы. Он привел сюда отца, чтобы тот выполнил ее последнюю волю. На могиле стоял мраморный памятник. Отец пробормотал, а я искал ее могилу там. Прочитав молитву, мы отошли, оставив его одного. Что говорил он, мы не слышали. Когда он подошел к нам, мы уехали. По дороге я спросил старика – что теперь не будете искать могилу своей жены, не будете уходить далеко от дома. Нет. Не буду. Ответил он. Вот и хорошо. Подъехав к дому, я распрощался, сел в свою машину и уехал. По дороге в Ташкент, я думал о людях, о жизни, о поступках, что не всегда мы поступаем правильно. Остановился и купил цветы своей жене.
На следующий июль, меня с неопределенной силой потянуло туда в кишлак. Я предложил друзьям, снова поехать отдыхать в те края. Отлучившись от друзей, я поехал проведать своих старых знакомых. Вот и тот кишлак, вот и та улица, вот пять одинаковых дома. К моему счастью старший сын был дома. И снова мы сидели в беседке, и он рассказал. Что отец их умер после той поездки  в течении месяца. Перед смертью он собрал всех нас сыновей и просил у нас прощения. Мы похоронили его, поставили памятник, но не около мамы. Еще он рассказал, что с весны стали строить  медицинский центр. Это очень хорошая новость сказал я. Мы еще посидели, поговорили и я уехал.
Есть люди, которые не вкладывают в своих детей ничего. И если дети вырастают плохими, в этом виновата жена. А если дети стали успешными, то это их заслуга, считают они.
Жаль, что назад в прошлое не вернешься. И прощение уже ничего не изменит.
19.07.2017г.