Советы молодым композиторам 4

Родионов Виталий Константинович
Людвиг ван Бетховен

«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».
Л. Бетховен.

Людвиг ван Бетховен начинает терять слух с 1801 года. Он готов покончить жизнь самоубийством. В 1802 году композитор пишет Гейлигенштадтское завещание. Но нет! Он сообщает другу: «Я схвачу судьбу за глотку, о, она не сможет меня сломить». В 1804 – 1808 годах Бетховен создаёт знаменитую Пятую симфонию. О главном мотиве первой части он говорит: «Так судьба стучится в дверь». Тем самым можно сделать вывод, что с 1801 по 1808 год главным лейтмотивом жизни и творчества Бетховена выступает мотив судьбы!

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».
Л. Бетховен.

Потеряв слух, Бетховен продолжает творить музыку. В 1824 году уже совершенно глухой композитор дирижирует гениальной Девятой симфонией!

«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично».
Л. Бетховен.

Кумир публики, вкусивший европейскую славу, Бетховен вновь и вновь перерабатывает оперу «Фиделио», не имевшую тот успех на который он первоначально рассчитывал. Большой мастер будет работать над произведением до тех пор, пока не достигнет желаемого совершенства. Если это не удаётся, надо сделать вывод: избранный жанр – не для него! Таково рода недопонимание природы своего таланта случается даже с гениями, равными Бетховену!

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец».
Л. Бетховен.

Самые яркие примеры вдохновенной музыки Бетховена – симфонические увертюры «Эгмонт», «Кореолан», фортепианная соната «Аппассионата»! По-революционному страстную музыку сонаты Бетховен пишет 4 года! Какая концентрация мысли! Какая настойчивость в достижении поставленной цели!

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств».
Л. Бетховен.

В классической музыке интеллект и эмоции находятся в равновесии, в романтической – эмоции преобладают над интеллектом. Чтобы убедиться в верности этой мысли, сравним Пятую симфонию Бетховена с Пятой симфонией Чайковского. Свою Пятую симфонию соч. 67, Бетховен пишет в течение пяти лет (с 1804 по 1808 год), Чайковский создаёт Пятую симфонию соч. 64 за пять месяцев 1888 года. Интеллектуально-эмоциональная работа требует от Бетховена значительных усилий и глубокой сосредоточенности, тогда как эмоционально-интеллектуальную симфонию Чайковский сочиняет относительно легко.

«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
Л. Бетховен.

Мудрость и философия не содержат в себе музыку. В музыке прямо или косвенно присутствует и мудрость, и философия. Это касается многочастных бетховенских сонат, концертов, симфоний, особенно произведений с текстом: к примеру, «Торжественная месса», написанная на тексты праздничного богослужения, и Девятая симфония со словами Фридриха Шиллера. В них музыка поднимается до мировых проблем!

«Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек».
Л. Бетховен.

Бетховен стремится к познанию того, что скрыто от взгляда обычного композитора. Его интересует философия человечества, к которому он обращается для решения глобальных проблем. У Бетховена личное не отделимо от общественного. Наиболее ярко эта идея отображается в фортепианных сонатах и концертах, в опере «Фиделио» и Девятой симфонии. Бетховен – композитор активной общественной позиции.

«У каждого подлинного музыкального произведения есть идея».
Л. Бетховен.

Музыка Бетховена запечатлевает героику и трагизм революционной эпохи. Им движет идея преобразования мира. Бетховен показывает, как личность участвует в борьбе за освобождение человечества от тирании, как она отстаивает свободу и достоинство человека. Высокие гражданские чувства композитор воплощает в опере «Фиделио». В момент её завершения в 1805 году он был уверен в успехе любимого детища. Однако история распоряжается иначе. После неудачной премьеры оперы Бетховен делает вторую редакцию. Но и тогда опера имеет временный успех.
В чём тут дело? Видимо, надо отдавать себе отчёт, что опера в значительной мере – это лирический жанр. Поэтому, воплощая общественную тему, композитор должен значительное место отводить лирике и душевным переживаниям героев. В противном случае, опера провалится! Лучшие оперы на общественную тему – это эмоционально насыщенные музыкальные драмы Беллини и Верди.

«Музыка – народная потребность».
Л. Бетховен.

Народ для Бетховена – высший авторитет. Композитор обращается к народам мира: «Обнимитесь, миллионы». Около 200 лет человечество слушает его Девятую симфонию, но практически с нулевым результатом.
Герой Бетховена по-прежнему остаётся героем-одиночкой!

«Нет правила, которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного».
Л. Бетховен.

Бетховен – новатор в опере и симфонии: «Фиделио» отличается исключительно богатым художественным синтезом; он вводит скерцо в симфонический цикл, «Лунная соната» начинается медленной, лирической частью, Девятая симфония заканчивается хором на стихи Шиллера. Кроме этих частных новшеств, Бетховен создаёт новый музыкальный язык, определяющий лицо современной музыки.

«Художник – это тот, кто умеет верить в себя».
Л. Бетховен.

Кто верит в себя, тот будет верить и в человечество! С призывом к народам мира объединиться во имя счастья на земле обращается Бетховен в монументальной Девятой симфонии.

«Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать, тысячи, Бетховен же только один».
Л. Бетховен.

Какая мощь духа! С какой силой она воплощается в пятой симфонии Бетховена! При этом не надо забывать, что своё гениальное творение Бетховен посвящает аристократам – князю Лобковицу и графу Разумовскому.

«Стиль музыканта – это всегда он сам».
Л. Бетховен.

Мужественный Бетховен воплощается в героическом образе Эгмонта в одноимённой увертюре к трагедии В.И. Гёте, лирический – в медленной части «Лунной сонаты», посвящённой юной Джульетте Гвиччарди. И личность, и стиль Бетховена ярко претворяются в его музыке.

«Звук должен быть окутан тишиной».
Л. Бетховен.

В зависимости от того, насколько отдалены звуки друг от друга, можно судить о талантливости музыкального произведения. Где нет воздуха, нет тишины и пространства между звуками, там – суета и мешанина. Иное дело у Бетховена: Концерты для фортепиано с оркестром №3, №4, №5 воздушны, солнечны, музыка в них разливается весенним половодьем.