Встречи на Побережье Времени. Сергей Есенин

Давыдова Галина
Побережье Времени... Широкое побережье, огромный океан, где вместо воды - легкая туманная дымка. Здесь нет солнца, но все пространство наполнено нежным теплым светом.
Сюда  я прихожу, чтобы встретиться с известными людьми. Теми, кто оставил свой неповторимый след в истории. Они с радостью рассказывают мне о своей жизни, о тех событиях, свидетелями которых они являлись.
Сегодня я пришла на встречу с прекрасным поэтом - Сергеем Есениным.

     … Он пришёл ко мне сонный, шатающейся походкой.

- Некто стучится ко мне! Не пойму! - уставшим голосом произнёс Есенин.

- Здравствуй Серёжа! - сказала я. - Спасибо, что пришёл. Я хочу поговорить с тобой.

- Говори не говори, а толку не будет!

-Почему?

- Не расстреляли меня, не убили! Не душу мою наизнанку вывернули! Не сумели спасти от палачей! Эх, не сумели! Что же мне сказать вам, люди добрые? Не верите вы, что не я сам себя, да? Не верьте! Не сам! Помогли мне уйти туда, откуда возврата нет мне никогда!
   Разве вам не все равно, раз зовёте меня? Разве вам не хотелось бы песню мою услышать вновь? О России, о бабе русской, о Москве, где не быть не мог по сути своей талантливой.
  Ныли по мне, как не стало меня! Ныли по всей России!И не было конца слезам этим! Ибо не только душу уничтожили, но и сделали так, чтобы я не вернулся к вам более.
         Как не слышится мне? Как не видится
         Шорох чьих — то шагов за спиной?
         Кому хочется? Кому кормится
         За счёт смерти моей непростой?

         Я не каялся бы, не метался
         На заре у своих образов.
         Я бы просто той смерти отдался
         Безо всяких чужих собняков!

- Тебя помнят и любят во всём мире! - сказала я. - И я хочу, чтобы твои стихи зазвучали вновь!

- Не лень было бы писать мне тебе, да только не могу писать.

- Ты диктуй! Я буду писать! Что тебя гложет? О чём хотелось бы сказать?

- Ни России мне не жаль! Ни самого себя в этой России! Не будет меня, не будет немилости тех кругов иных, нежели тех, кто не просто почитал меня, но и не прогонял.
          России нет уж той, что знал!
          Ушли куда-то годы вспять!
          Я не вершил, не понимал,
          О чём хотел о ней писать.

          Я не писал про стоны будней.
          Про тёплый хлеб и молоко.
          Я только видел на безлюдном
          Том берегу сто бурлаков!

          Куда ж идти мне, подскажите!
          Где прислонить свою главу?
          Не отвечайте! Не судите за то,
          Что к вам я не приду!

- Спасибо, Сергей, за эти стихи!

- Что стихи мои! Не чувствую души своей в стихах моих более! Что стихи без души, а? Не знаете? Нет стихов, если души в них нет!

- Давай поговорим о любви! Какая любовь была в твоей жизни?

- Любви не знал я более, чем испытывал к ним, девушкам свободных нравов. Не упивались они моими стихами, не давали мне плодов размышлений над этим.Я не мог не любить эту свободную женскую душу!

          О любви не знал повеса.
          О любви он не гадал!
          Всех любил без интереса!
          Всех в себя и пропускал!

          Не страдал! Не клянчил гроши
          За разочек о любви!
          Им бы трепетные розы!
          Им бы малость на харчи!

          Я не помню нынче сварки
          Миж любящими их нрав.
          Эти девки, словно чарки,
          Опьяняли мужа враз!

          Посмеяться бы над ними!
          Да не мыслится конец!
          Раз за разом будет счастье
          И любви большой венец!

          Не растлите нынче бабу!
          Баба нынче хоть куда!
          Вы лишь крепко позабудьте,
          Куда гонит вас нужда!

- Спасибо Серёжа!

-  Не сумно мне было тогда. Но незачем вспоминать былое!

          Не надо мне любовных бурь!
          И нежной страсти по утрам!
          Я не любил! И не люблю!
          Во мне лишь дьявол ликовал!

          Бросал меня из пепла в рай!
          Из пьяной утвари в дерьмо!
          Я не просил, я не роптал!
          И не хотел уж ничего!

- А о настоящей любви?

- Немного погодя, я ждал нежных слов Её о самом себе. Не дождался бы, если бы сам не просил Её об этом счастии. Что же не хотела сказать мне их первая? Не любила, что ли? Не любила… Слишком не простым я был для Неё в ту пору. Не мог дать Ей ни денег вдоволь, ни спокойствия семейного. Детей не любил, не ласкал. Её, бабью долю, не понимал тогда.

          Что не верится мне? Что не спится?
          Отчего нелегко на душе?
          Разве это мне просто не видится,
          Что на сердце огромном Ее?

          Я не плачу Её, не скулю Ей!
          Я не знаю Её сейчас!
          Отчего же мне нету покоя?
          Отчего на душе сто проказ?

          Не зовите Её! Не надо!
          Мне бы вовсе не знать Её!
          Мои детки давно уж умерли!
          И не знают теперь ничего!

- Ты был в браке с Асейдорой Дункан. Расскажи про ваши отношения!

- Разве не знаете вы, что не любовь крутила нами? Не любовниками мы были, а настоящими дьяволами друг для друга! Не хотите, не пишите о ней ничего! Но никто вам правды не скажет, нежели я не скажу!
  Похвалы ей не будет! Ибо нету ей прощения в судьбе моей безутешной. Не вдовою ей быть, не женою! Лишь той, кто не видит вокруг себя никого, кроме тех, кто от нужды её спасение!

          Не любите её! Не хольте!
          Не смотрите в её глаза!
          Потому что от боли вздохнёте!
          И пробьёт на глазах слеза!

          Не бегите в рассвете за платьем,
          Что тончайшего шёлка тонко.
          Не спешите искать в ней счастье!
          Ведь найти его нелегко!

          Отчего же её, срамную,
          Любит люд? И проходу ей нет! 
          Отчего же её, срамную,
          Любят все? Ну,  а я уж нет!

          Ни в забаве, ни в горе, ни в счастьи
          Я её позабыл уста!
          Не твердите: она, мол, прекрасна!
          Пусть прекрасна! Теперь не моя!

- Какая она, любовь мужчины и женщины?

- Не видел любви горячее, нежели  не испытывал сам. Нет любви, нет восхищения в глазах её, если только ты не пытаешься ей внушить любовь свою. Не думал я об этом всерьёз, конечно. Но не было у меня чувства сильнее, нежели к Голубке моей в сердце моём.

           Как не звать мне её Мольбой?
           Как не крикнуть ей: «Не уходи!»
           Как не знать, что уже не со мной
           Она шепчет слова любви…

- Ты писал много стихов о Родине, природе…

-    Как не знать мне скуки в мире,
     Где нет счастья и любви?
     Как рукой не прикоснуться
     К нежной кожице земли!

     Что за рай вокруг! Глядите!
     Не найдёте рай иной!
     Хоть поля все обойдите!
     Хоть пройдите стороной!

     Мне не нужно то раздолье,
     Что не Родина моя!
     Мне не нужно то местечко,
     Где есть дом, но нет меня!

     Обойдите стороною
     Все прекрасные места!
     И скажите мне: «Серёжка!
    Ты был прав наверняка!»

Бог спас мне душу, но не спас меня самого. Я не сумел поблагодарить Его за спасение души моей. Но вам незачем знать мои диалоги с Ним — Богом.

    Божественную песню всласть
    Мне пел священник на поминках.
    Не мог я слов всех разобрать,
    Но стих звучал тот очень мило…

Не знаете вы всей правды обо мне! - Крикнул он и махнул рукой.

- Какой правды?

- Не любил я никого! Не любил! Не было мне прощения в поступках моих! Не знать бы мне, что не гоже было вести себя так тогда, так ведь знал! Да остановиться не мог! Нечего мне было терять! Ни жизни по чину, ни покоя не видел я! Пил и жил, как кутёжник и повеса. Ни воли своей, ни желаний!
   Власти не следили за мной без надобности. Они были лишь там, где я не мог контролировать себя, где несдержан был. Всё бы ничего, но я не мог повернуть назад. Не знал, что творил. Не думал, что конец так близок. Что мне было до их слежки,а? Я не помнил себя порой, не знал, где нахожусь. Не помню этих дней! Незачем было меня убивать! Я не враг им был!

- Что ты хотел бы сказать нам, ныне живущим в России?

- Не имейте возможности навредить себе же. Незачем быть врагом самому себе. Никто не поймёт вас в этом стремлении. Враги не они для вас. Вы сами враги себе. Что же я не вижу расцвета России в деревнях её? Попусту землю греете, попусту живёт люд. Нету различия ни в чём. Не спасения души ищите, а спасение ценностей.
      
- Спасибо, Сергей, за разговор и прекрасные стихи!

-         Не вернусь! Не ищите! Не ждите!
          Не поймаете взора мойго!
          Не приснюсь вам, как не просите!
          Не скажу вам уже ничего!

          Горемычного парня забудьте!
          Не велите его расстрелять!
          Он, увы, к вам уже не пробьётся,
          И не будет вам всем насаждать...