Про Эрмитаж и крейсер Аврору

Людмила Петрова 3
После  очередного занятия в Эрмитаже года два назад, возвращаясь домой, съезжаем с Троицкого моста, поворачиваем направо и едем по набережной мимо стоянки «Авроры». 
- Бабушка, а где же «Аврора»? – спрашивает внучка.
- Она на ремонте, - отвечаю я, стараясь не отвлекаться от дороги.
- А что у нее сломалось, ведь она просто стояла?
- Она же в воде была, заржавела, ну и подкрасить надо. Ей же больше ста лет.
- А зачем ее сюда поставили?
- Она в 1905 году участвовала в русско-японской войне, как и крейсер «Варяг». Теперь это памятник.
- А мы эту войну выиграли?
- Нет, проиграли.
Внучка озадачена:
- Странно, я думала, что за то, что проиграли, памятники не ставят.
Мы поворачиваем на Гренадерский мост. Я не люблю разговаривать за рулем, особенно в городе. Девочка это знает, мы с ней давно ездим вместе. Но тут она не может не получить ответы на мучающие ее вопросы про наш славный крейсер. И я вынуждена продолжить на них отвечать.
- Понимаешь, она памятник другому событию.
Съезжаем с моста, дальше левый поворот на Большой Сампсониевский. Максимум внимания: трамвай поворачивает. О чем она спрашивает? Ах да, про «Аврору». И я продолжаю говорить заученными с детства фразами, не упуская трамвай из вида.
- «Аврора» во время революции дала залп по Зимнему дворцу.
- Залп по Эрмитажу?! Какой ужас! Там же картины, скульптуры! – она искренне возмущена. 
-  Это был холостой выстрел, - успокаиваю я ее.
-  А зачем тогда стрелять? – удивляется она.
- Знаешь, тогда же не было мобильных телефонов и многих других средств связи. А как подать сигнал? Поэтому этот выстрел был сигналом к началу штурма Зимнего, - продолжаю я излагать то, чему меня столько лет учили.
- И Эрмитаж брали штурмом?! И все были с оружием?! Ужас! Они же могли все испортить!
А ведь и правда! А мне за столько лет эта мысль в голову не приходила.
- Слава Богу, не испортили! – отвечаю я, мысленно краснея за тех, кто этот штурм устроил, - я тебе дома объясню, видишь, какое здесь движение, - уклоняюсь я от дальнейших объяснений.
Внучка замолчала, обдумывая услышанное. А я вспомнила стишок, который учила в детстве в ее возрасте:
«Рабочий тащит пулемет,
Сейчас он вступит в бой.
Висит плакат: «Долой господ!
Помещиков долой!»
Этот эмоциональный стишок про революцию мы учили в школе. Пулемет нас не смущал почему-то. И куда же долой этих господ тоже никто не задумывался. А те, кто задумывался раньше, плохо кончили еще в 37 году.

Штурм Зимнего просто впечатался в память кадрами из фильма, где солдаты и матросы лезут на ворота, ведущие во внутренний двор Зимнего Дворца, ворота медленно открываются, и с криками «ура!» в темноте матросы и солдаты бегут дальше.
На самом деле нашлись товарищи, которые им открыли двери, ведущие сразу на Советскую лестницу (названа так еще до революции от Совета, который заседал в Зимнем Дворце). А там уже и комната близко, где заседало Временное правительство. Да и хорошо, что открыли, а то бы бравые революционные солдаты и матросы долго блуждали по залам Эрмитажа в поисках врагов революции. И, опьяненные легкой победой или водкой, еще неизвестно, сколько бы они там шедевров порушили. Как жаль, что не расспросить уже очевидцев тех событий октября 1917 года.