Александер Аушер 1942-го и Александр Аушев 1960-го

Крыленко Владимир
   Аlеxаndеr Auwcher 1942 - Аlеxаndеr Аушев 1960

     Это - НЕ надуманная чушь - понакаляканная професси-анАльными (анАльными!)
писаками - которую морями-океанами выплескивают на книхный рынок -
а записи моих личных наблюдений с окружавшей меня натуры!
     Вот записи из моего "квази-дневнмчкА";
    
  1. Начало ИюЛя 1942г. У нас в саду расположились отступающие от немцев казаки
с лошадями. Они ломают сливы, вишни и др. плодовые деревья, гадят возле кринички
и родникового ручья. Когда Мама просит их не пакостить, ей  предлагают пойти на
XYZ и говорят, что всё-равно всем ХАНА.

  2. "ИюЛь 1942г. Мама и лейтенант-красноармеец сидят и беседуют возле яблони-
лимонки,а я пытаюсь пофорсить перед ним - прыгаю с одной большой грудки
вскопанной землина другую и, споткнувшись, падаю и обдираю голое (я в трусах)
колено до крови обземлю. Это место воспалилось сильно и не заживает. Кто-то
сказал Маме, что нужнамазь. На другой день Мама с утра повела меня в Город,
но в аптеках и больницах никого нет - безвластие - Наши  ушли, а немцы еще
не пришли. Не найдя мази, расстроенная Мама повела меня от улицы Кирова не
по дороге, а наискосок, череезпоселок и на спуске с горы показала мне вдали,
на хребте-бугре над станциейОрловкой Могилу и рядом на холме - Треног
(геодезический). А нога вскоре"зажила" сама, без мази.

  3. "9 ИюЛя 1942г. в нашем саду (под яблоней Антоновкой - теперь там двор
и Дом покойной Томы Бахтиной) Тётя Ульяна изза чего-то ругается с нашей
Мамой, обзывает Гришу дезертиром и во всю (Большую!) Глотку орёт: "Твой
Грышка дизир-тир, я скажу краснаармейцам, ани и йиво застрелют и тибя
застрелют, шо ты укры-ваиш дизиртира!" и вцепилась Маме в волосы (а они
были густые и длинные!), а Мама - Её схватила за волосы, но они недолго
игрались - Гриша подскочил и столк-нул их обеих в Большую (3х3 м2) Копанку
между Грушей и Сливой. Они обе ухнули (сголовами) в холодную (из родников)
воду, где сразу расцепились и успокоились... А красноармейцы отступали
и запросто могли без всякого разбора и суда застре-лить и Гришу (он работал
как трудовик (он не видел в темноте!) на ремонте доро-ги на Брянку), и Маму заодно...

   4. 12 ИюЛя 1942г. кто-то сказал, что сегодня будут взрывать автодорожный
мост через Камышеваху. Мама посадила меня в нашем саду под яблоней Антоновкой
(чтобызагородить меня от осколков) и с Гришей вышла на наш бугор (в "10м
от меня).Я посидел там на корточках минут несколько, потом мне надоело,
я поднялся и подошел к ним. И тут земля подо мной дрогнула и вдали, над
нашими сливками (по меже с Попильнюками) начало неспеша подниматься желто-
рыжеватое облако. А грохо-та взрыва я не запомнил. В тот же день к нам пришли
Алымовы и мой братик Витя (1935г.р.) с восторгом хвалился, что в ихнем дворе
(метров на 250 ближе к мосту) рядом с его братом Колей (1925г.р.) упал придорожный бетонный столбик.

   5. 13 ИюЛя 1942г. Мама ходила в село Лозовая-Павловка к сестре Пелагее
(9 кмот нас). Вернувшись домой, Мама сказала, что видела 2 немецких
мотоциклистов-разведчиков, слышала стрельбу - строчил пулемёт.

   6. 14 ИюЛя 1942г.  Дорогу несколько дней назад перегородили баррикадой
от Дома Якова Евдокимовича Крыленко до Дома Ивана Митрофановича Калинченко -
в дваряда (по ширине и по высоте) поставили железные шахтные вагонетки без
колёс, а в вагонетки уложили большие камни из тынов-заборов со всего Хутора.
А в камнях спрятали мины... Сегодня Кто-то сказал, что немцы идут. И все
жители собрались кучками возле дороги у своих дворов. И мы тоже, а с нами -
и наши соседи, чьи усадьбы не выходят на Луганскую дорогу (Рудики, Крыленки
Яшины, Шура и Женя).Мы молча стоим и вдруг из двора Ивана Митрофановича
Калинченко по тропке мимо погреба на велосипеде едет немец. Перед самой
дорогой он чуть тормознул, быстроглянул влево-вправо, съехал с пригорка
на дорогу и покатил, неспешно крутя педали, по дороге мимо нас, не глядя
по сторонам, словно он на прогулке в пусты- не. Вскоре, отстав от него
метров на 30, начали выезжать другие немцы, держа интервал метра
3. Все они одеты в серо-мышиные пилотки, шорты и рубашки с корот-
кими (выше локтя) рукавами, в ботинках. На боку у всех висит продольно-ребристый
цилндр (противогаз), а на животе - автомат. Всего их проехало (без единого звука
и не замечая толп народа у каждого двора) "40 велосипедистов. А уже когда они
все скрылись за Бугром на юг, в сторону Брянки, до меня дошел какой-то непрерыв-
ный грохот и из двора Ивана Митрофановича на дорогу поехали мотоциклы с коляс-
ками. Эти немцы (один верхом, другой в коляске) в касках и темной одежде. Но нам
не довелось их долго разглядывать - возле нас появились какие-то мужики (я не
запомнил их вида) и начали гнать наших на разборку баррикады. Женя Крыленко
(1927г.р.) в ответ буркнул: "А чиво я пайду!", за что получил удар "по морде" и
упал. А наша Мама поскорее увела меня во двор. А вскоре кто-то сказал: "Мина
рванула!", но я не запомнил звука взрыва, а только увидел клочья голубого дыма,
стеющиеся низко, над самыми булыжниками дороги, и относимые мимо двора на юг.
 
   7. Немцы сразу объявили (через переводчика), чтобы все немедленно сдали всё оружие
в комендатуру - иначе - расстрел. Мама сразу спрятала свои боевые трофеи (взятые
ею осенью 1918г., когда наш партизанский отряд, где заправляли её брат Трифан и
Павло Крыленко, а 15-летняя Мама была связной, истребил немецкий гарнизон (более
"100 немцев, а повара с его тесаком кинули в котёл), напав на них ночью во время
праздничного пира) - кинула две гранаты (она их называла по-немецки - бомбы) в
сортир, а штык-кинжал сунула в щель каменной кладки Сарая (но он скоро оттуда
исчез). А на другой день - 15 ИюЛя 1942г. Гриша понёс наше ружьё-одностволку,
но недалеко от двора его остановил немец из обоза и забрал ружьё. Гриша сразу
вернулся домой, взял меня за руку и повел по дороге в сторону моста. А перед
переездом, напротив хаты Семёна Даниловича Калинченко слева был крутой откос, а
вдоль него поставлены белые бетонные столбики. Тут Гриша отпустил мою руку,
а я - рад стараться - решил щегольнуть своей храбростью и пройти по узкой
(с полметра) полоске между краем откоса и столбиками, между которыми были
натянуты прово-локи. Но я не успел шагнуть к откосу, как Гриша схватил меня
одной рукой за шиворот, поднял вверх, перенёс над проволокой и поставил на
дорогу. Оказывается, там была заложена мина, а её отгородили и обозначили.
А я уже шагнул на неё, но не успел поставить ногу... Потом Гриша привёл
меня к взорванному мосту через Камышеваху. Там немцы рядом с мостом устроили
переправу - положили брёвна попе-рёк речушки и сверху уложили доски. А для
выталкивания наверх (по довольно кру-тому откосу) повозок и каких-то больших
 коробок на колёсах, согнали толпу (многосотен) народа. И успешно командовали этой толпой...

   8. "16 ИюЛя 1942г. Мама где-то достала стакан молока; мне достался глоток
и он мне показался очень вкусным. Но от пробования Молока нас отвлёк воздушный
бой- высоко над нами вертелись и гонялись один за другим два самолёта - наш
и их. Я их не различал. По временам был слышен прерывистый стук пулемётов.
Но мне былоне интересно. И самолёты вскоре мирно разлетелись в свои стороны.
Только подпор-тили удовольствие от глотка молока - единственного,
что я запомнил за все годы моего детства...

    Того же 14 ИюЛя 1942г. в нашем дворе появились три немца, которых поселили
у нас в Хате: двое пожилых (неулыбчивых, угрюмых) и один совсем молоденький,
симпатичный, весёлый, улыбчивый, смешливый, разговорчивый, неплохо понимающий и
говорящий по-русски. Он обращался к нашей Маме - "Матка!", молоко - "Млеко" (он
умудрился (сразу после поселения у нас) раздобыть где-то бутыль "млека" (тогда -
жуткого дефицита!) и попросил "Матку" сварить ему молочный суп "Suppe" из уже
поспевавших вишен. А наша "Матка!" долго сокрушалась, всё отговаривала его: "Та
шо ш цэ будэ! Хиба ж молоко з кыслымы вышнямы варять! Воно ж скыснэ!" А Алекс,
широко улыбаясь, поглаживает "Матку" по плечу и: "- НичекГо, Матка!" И "Матка"
повела нашего нового квартиранта (а у нас до этого всегда жило не менее десятка
квартирантов) в наш сад нарвать вишен. Мы ("Матка", Алекс и я) шли гуськом по
тропке, Алекс увидел в саду большую тёмную дырку (это кровля нашего "убежища",
вырытого летом 1941, весной 1942 провалилась САМА - сама-по-себе (без бомбёжки))
и Алекс долго и весело смеялся, когда Мама сказала, что это наше убежище от
немецких бомб. Потом "Матка" всё-же разожгла печку и сварила Алексу его любимый
"Suppe". Я не помню, что получилось с этим Suppe, но претензий-жалоб от Алекса
не было!
     Но у нас немцы были только одну ночь и перебрались из нашей Хаты в более
солидный дом и подальше от края Хутора и от <партизанэн>.
    И от них осталась только книга на немецком "Jule Vern <20 Tausend Lje unter
See-Wasser>" (я привёл название приблизительно) с синими картинками (в водной
глубине-тьме, среди диковинных рыб подводная лодка светит прожектором) внутри
на обложках, с подписью от-руки <Aucher Аlеxаndеr>. Я долгие детские годы погля-
дывал на неё (тогда почти не было интересного чтива), пока не уехал в 1959г. на
работу на Тянь-Шань - "Небесные Горы" (по-китайски)...

       *********************
 
    А с 18 августа по 19 сентября 1960г. состоялся мой первый отпуск и я с Юрой
Глива совершили Тур-поход по Тянь-Шаню (Узбекистан, Кырккызстан, Кащахстан).
    Мы вышли из Соцгорода Ангрена, прошли 100м до его северной окраины,
"проголосовали" поднятием руки (тогда за границей в моде было путешествовать
<автостопом>), залезли на попутный грузовик, проехали по каньону речки Ахан-
Гаран, через Кураминский хребет (перевал Камчик 2400мнум), барханы песков Наждак
-кум, мост через Сыр-Дарью в Коканд, где посмотрели дворец Кудояр-Хана, медрессе
Нарбута-Бия, переночевали в мехмон-хоне, в 15ч 19 авг на попутном грузовике
проехали 40 км по Ферганской долине и переночевали под тута-пальмами у арыка на
хлопковом поле. 20 авг нас разбудили громкие трубные мелодии карнаев. На асфальт
-дороге нас (и ещё группу баранов и мужиков в ватных халатах) подобрал попутный
грузовик и мы с ветерком приехали в зелёный Андижан, где мне запомнились три
девочки (лет 10) в ярких халатах, мило улыбавшиеся Юре, пока Юра пил купленную
у Них воду. И ещё в парке птица, раскинутыми крыльями накрывшая кафе и киоски.
21 авг мы провели в зелёном Джалал-Абаде, где мы переночевали в высоких бурьянах
между могилами кладбища. Потом мы прошли через Ферганский хребет (перевал Кол-
Дама 3200мнум) до пос.Казарман, на попутном грузовике проехали 500км по Централь-
ному Тянь-Шаню до пос.Рыбачье, прошли-проехали-проплыли вокруг озера Иссык-Куль,
полазили там по боковым ущельям Джеты-Огуз и Алтын-Арашан до ледников, приехали
в посёлок угольщиков Джергалан (в 40км восточнее Превальска, где я позже - в
апреле-мае 1967 работал), там переночевали под ёлками Тянь-Шанскими, и утром 12
сентября 1960 вышли на бескрайнее плато на высоте 2500мнум. Нигде - ни кустика,
ни деревца. По чахлой траве во все стороны разбегаются колеи, проложенные авто-
машинами. Но ни одной машины мы не увидели даже издали. Моросил холодный (сен-
тябрь и 2500м!) дождь. А у нас ни зонта, ни плаща, а о полиэтилене я тогда ещё и
не знал. Мы легко одеты, промокли, замёрзли, спрятаться негде. Наконец-то под
вечер подошли к стойбищу. Из юрт вылезло с пол-сотни детей, баб, мужиков. Все -
казахи! Вылупились на невидаль - двух мокрых куриц, да ещё и пеших! А в этих
краях пеши НИКТО не ходит - это высший позор для казаха! Ещё у половцев слово
"казак" на их языке означало "страж передовой, ночной и дневной", естественно -
верхом на лошадЯх или на вер****Ях - вершнику сверху виднее! И нас (двух мокрых
куриц, да ещё и пеших!) не пустили переночевать не только в юрту, но даже под
навесы из неструганных досок для железяк-насосов. Поздно ночью Юра увидел во
тьме силуэты 2 домов. Подошли. На "Гав-гав" вышел казах. Юра попроил его пустить
нас переночевать. "- Некуда - жена радил!" - Ну в сарай пустите! "- Некуда - там
карова радил!" И мы ещё долго шлёпали по грязи во тьме, пока Юра увидел силуэт
дома. И тут нас пустили! Тут на отгонных пастбищах (джайляу) на лето приехали
четверо чеченцев, выселенных в 1944-том из Чечни и живущих теперь в станице
Иссык в 30км к востоку от г.Алиа-Ата. Они нас накормили и напоили горячим (у них
жарко топила печка), обсушили и спать уложили! Как в сказке! Бесплатно, конечно!
Утром 13 сентября 1960 я их сфотографировал - троих пожилых, седоватых, крепких
мужиков и отдельно (с ружьём-двустволкой, на коне верхом и стоя) - Аушев
Александер - молодой, стройный, красивый, весёлый, улыбчивый, без акцента
говорящий по-русски. И ЭТОМУ Александеру (но не Аушеру, а Аушеву!), как и ТОМУ
(14 июЛя 1942г.) 17 годочков! Неужели ТОМУ Александеру Аушеру ТОГДА (в 1942-ром)
удалось ТАМ (на Кавказе) "дать начало" ЭТОМУ Александеру Аушеву!? Ведь ТОМУ
Александеру "со товарищи" удалось прорваться "от северных морей" "до южных гор",
"до самых до Чечней"! Кто знает!?
    А дома (в городе Ангрен, среди снежных гор Тянь-Шаня) я отпечатал фотографии
наших гостеприимных не-ангелов (но зато - спасителей!) и отослал их ИМ в станицу
Иссык. Ответа я не получил. А вечером того же 13 сентября 1960 я и Юра на машине
попутке приехали в ИХ станицу Иссык, откуда утром 14 сентября 1960 пришли (20 км
пешком по дороге) на озеро Иссык в снежных горах Заилийского Ала-Тау. А там дым
столбом выше гор - горит лес - ЕЛИ Тянь-Шанские. А 7 июля 1963 в это озеро Иссык
(по мнению Рокуэла Кента - известного путешественника-живописца, самое красивое
из всех виденных им озёр) сошёл катастрофический сель (грязе-каменный поток) и
смыл озеро (а чтоб спастм озеро, хватило бы одного бульдозера - засыпать промои-
ну в его завальной плотине). А потом этот грязе-каменный поток (уже вместе с
водами и камнями озера Иссык!) прошёл через ИХ станицу Иссык. И ответа из ИХ
станицы Иссык я так и не получил. И ИХ судьбы не знаю. Может кто-то знает!?
Отзовитесь! А-у-у-у - Аушер!
            А-у-у-у -  Аушев!
            А-у-у-у!!!
             .......
Крыленко Владимир Иванович
 01 августа 2010-го