Соловки часть II. На Cоловки

Татьяна Мирчук
Часть II. НА СОЛОВКИ

               К одиннадцати часам утра местная метеослужба дала добро на поездку. Ветер приубавил свой напор, но не стих окончательно. Хмурое небо брызгало редкими каплями дождя, но – ура, дождались счастливой минуты! Внутри радостное нетерпение – скоро приедем на Соловки! Отчаливаем, и -  вперёд. Волны бьют в борта теплохода, качка ощутимая, не все стойко переносят её. Из-за задержки рейса, нас кормят обедом на борту теплохода и подносят в разовых стаканчиках по «нескольку капель» местного бальзама, оказывается, капитану «Сапфира» день рождения. Пьём за его здоровье.
                Пытаемся постоять на палубе, но уж больно холодно.  Белое море неприветливо в пасмурную погоду особенно, скорее в салон. Смотрим на морюшко сквозь окна кают-компании. Включают фильм о Соловецких островах. Получаем дополнительную информацию, общаемся, рассматриваем сувениры - внутри теплохода сувенирная лавка и кофе машина, можно заказать зерновой кофе. Некоторые пассажиры пользуются услугами бармена, он же продавец сувениров. Сувениры дороговаты для нас. Решили, что купим их на самом острове.
Через три с лишним часа поездки замечаем на горизонте гряду островов. Они всё ближе, ближе, и вот уже невооружённым глазом виден Соловецкий монастырь. Да и погода наладилась! Яркое солнце золотит купола, сверкает серебряными бликами на воде.
                Что-то о Соловецких островах читано раньше, но и Елена внесла дополнительные знания о нём в ходе «автопробега». По материалам Википедии: «Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь».
                Временем основания монастыря считается 1436 год – время появления на Соловках преподобного Зосимы. В 1460 году на острове построены три деревянные церкви: Преображенская, Никольская, Успенская. В 1534 году в число братии был принят Фёдор Колычев (Святой Филипп) -  будущий игумен монастыря. При нём монастырь развился экономически и был признан авторитетным. При Фёдоре Колычеве бурно происходило каменное строительство. В 16 веке возведены каменные стены, а в 17 веке  монастырь участвовал в военных действиях по защите Западного Беломорья и использовался, как место ссылки для политических заключённых. Во время реформ Никона монахи острова не захотели менять монастырский устав, и в ходе военных действий многие из них были убиты стрельцами. Событие получило название «соловецкого восстания».
                С 1619 года русским была закрыта дорога через Ладожское озеро. Окно в Европу прорубали долго. Во времена Петра I острова играли большую роль в войне со шведами. Царь бывал на островах неоднократно. На Большом Заяцком острове построена церковь Андрея Первозванного, считается, что в ней был освящён Андреевский флаг.
                Основные острова, входящие в состав Архипелага: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий. В этот раз мы посетим только Большой Соловецкий и Большой Заяцкий острова. В посёлке Соловецком  постоянно живёт около тысячи человек, трудятся, учатся, в трудных условиях севера, где лето коротко, а зима длится большую часть года. Но из-за циклонов зима довольно мягкая. Зимой на протяжении 5 км от берега образуется «припай» - замерзает лёд, ещё дальше – шуга и – незамерзающее море. Температура воды в холодное время года редко бывает выше +8;С.  Интересная деталь – поморы не умели плавать. Потому что смысла не было, если судно тонуло: выжить в такой холодной воде невозможно.
                Причаливаем. Нас уже ждёт автобус, на котором мы доедем до места начала нашей экскурсии по Соловецкому монастырю. Лена передаёт нас другому экскурсоводу – молодой стройной девушке по имени Лера. Мы стоим на «горочке», и Соловецкий монастырь лежит перед нами, как на ладони. Это необычное сооружение, по крайней мере, я таких ещё не видела, хотя была уже не в одном монастыре.  Стены его выложены из огромных каменных валунов, накрепко спаянных друг с другом руками строителей и временем. Монастырь производит потрясающее впечатление! Он невелик по площади, но красив своей мощью и  великолепием внутренних строений.
                Из материалов Википедии: « Архитектурный ансамбль  Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия.
Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями.  Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, их протяженность 1084 метра.
На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями: Трёхглавый Успенский собор, Преображенский собор, двухстолпный, пятиглавый, на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра, церковь Благовещения и другие.
                Оба собора относятся ко временам наиболее известного игумена монастыря Филиппа (в миру Фёдора Колычёва). Они имеют облик суровый, почти крепостной. Толщина стен Преображенского собора достигает пяти метров, а его угловые приделы напоминают крепостные башни. Архитектурное решение собора уникально: угловые главы размещены над верхними приделами, которые поставлены на сводах и соединены друг с другом переходами».
                Лера водит нас по территории монастыря, рассказывает о его возникновении, о насельниках, об их непосильных трудах во славу Божию. А нам остаётся только удивляться их выносливости, их силе духа, их вере и их любви. Столько веков прошло, сколько было войн и разрух. Менялись времена, люди, правительства, границы государства, а монастырь стоит!
                Идёт медленное его восстановление, всюду что-то делается на территории монастыря. В храмах проводят службы, и едут паломники из различных уголков мира, чтобы прикоснуться душой к великому духу монастыря, чтобы получить благословение от Соловецких чудотворцев. Мощи Зосимы, Германа, Савватия находятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В августе 1992 года они перенесены сюда из Петербурга. 22 августа на Соловках самый большой праздник  - совершается память собора Соловецких святых.
                Вместе с экскурсоводом мы заглядываем в различные уголки монастырских строений, влезаем по лестницам вверх, смотрим в бойницы, гладим рукой мортиры, которые помогали насельникам отстоять целостность монастыря во время вражеских нашествий. Заходим в храмы, разглядываем их внутренне убранство, пишем записки и ставим свечки. Спускаемся в подвальные помещения, где когда-то были камеры заключения. Страшно представить, как можно было выдержать здесь человеку: темнота, пронизывающий холод от каменных стен, сырость. Печки были только в караульных помещениях. А люди выживали. Что им помогало? Наверное, молитва и вера. Был узник, который просидел в каземате 28 лет, а потом ещё дожил до 112 лет.
                Все сосредоточены и внимательны. Впитываем в себя сильнейшую энергетику святого места. Хотя для кого-то это – проклятое место. Ведь здесь в советское время был лагерь – Соловецкий лагерь особого назначения, попросту СЛОН. Про Соловки сказано, что это место, где Бог ведёт битву с сатаной, и место битвы – сердце человека. Лично я ощущаю душевный трепет и радость от того, что удалось побывать на острове. Для меня – это место свято. Ещё совсем недавно здесь был лагерь, потом музей, а теперь всё вернулось на круги своя – здесь снова молятся, звонят колокола, возродилась жизнь монастыря, идут службы, едут паломники. Соловки снова становятся не местом наказания, а местом возрождения, местом веры, местом любви и света.  Правда восторжествовала, ведь Бог – царь правды.
                Ещё раньше Елена Дарешкина сказала, что все, кто приезжает на Соловки летом, зимой начинают скучать по нему и мечтают о новой поездке. Эта тоска называется по-местному - "осоловеть". А я, ещё не уехав с острова, уже начинаю скучать по нему, значит, уже осоловела. Бог даст, вернусь сюда когда-нибудь.