Ч. 6 Военные штурманы-ботаники

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/19/1559

В Ботаническом саду Петербурга собраны богатейшие коллекции живых растений и гербариев. В них вложен труд многих поколений учёных.

 Но мало кто знает, что созданию этих коллекций способствовали и русские военные моряки. Возвращаясь из дальних плаваний, они привозили образцы редких растений и дарили их Ботаническому саду.

Наиболее ценную коллекцию передал учёным морской офицер, штурман Пётр Гаврилович Елкин. Он служил на фрегате «Диана». В канун Крымской войны фрегат послали в распоряжение главы дипломатической миссии в Японии контр-адмирала Ефима Васильевича Путятина.

В качестве пассажира на фрегате находился сотрудник Ботанического сада Карл Иванович Максимович, направлявшийся на Амур. За долгие месяцы кругосветного плавания учёный сблизился с любознательным офицером и помог ему приобрести знания по ботанике.

По прибытии «Дианы» на Дальний Восток Путятин со своей миссией перешёл с «Паллады» на прибывший фрегат, и вскоре фрегат направился в японский город Симода. Неожиданно случилось несчастье.

11 декабря 1854 года  землетрясение и огромные волны цунами полностью уничтожили город и разбили фрегат, который позже затонул.

Благодаря умелым действиям командира фрегата Степана Степановича Лесовского людей и часть имущества удалось спасти. Несчастье не сломило моряков. Экипаж стал строить небольшую шхуну. Штурману Елкину Путятин приказал произвести опись участка морского побережья Японии, что тот блестяще выполнил.

Одновременно он вёл метеорологические наблюдения и собирал растения уже по собственной инициативе. Вскоре шхуна была готова, и Путятин с частью экипажа ушёл в Николаевск-на–Амуре. Затем вслед за ними удалось уйти на нанятом судне и другой части экипажа во главе с Лесовским.

Последней же партии, в которой находился Елкин, не повезло. Торговое судно, нанятое для перевозки экипажа, захватила английская эскадра, и безоружные русские моряки попали в плен.

Много испытаний довелось им пережить. Каким чудом Елкину удалось спасти  собранные растения, до сих пор осталось тайной. Его переводили с корабля на корабль, чтобы не дать возможности бежать из плена, и каждый раз Елкин ухитрялся переносить с собой коллекцию.

Англичане с изумлением смотрели на странного русского, равнодушно относившегося к потере всего личного имущества и горевавшего из-за потери каких-то семян, пропавших при очередном переходе на другое судно.

Наконец Крымская война окончилась, воевавшие державы заключили мир. Штурман с «Дианы» вернулся на родину и немедленно передал в дар Ботаническому саду свою коллекцию из 650 видов японских растений.

Её научная ценность оказалась столь велика, что благодарные учёные обратились в правительство с просьбой наградить моряка. Просьбу учёных поддержало морское министерство. Доложили царю, и тот распорядился наградить моряка бриллиантовым перстнем.

Такую же награду получил в 1857 году другой военный штурман, Дмитрий Семёнович Кузнецов. Он доставил в Ботанический сад большую коллекцию образцов растительности Приамурского края, сумев сберечь её в тяжелейших условиях зимней поездки из Николаевска-на-Амуре в Петербург через Сибирь.

(Эта моя заметка была опубликована 2 февраля 1976 года в газете  «Советская Россия» под заголовком «Штурман с «Дианы»).

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/20/1487