Торпедо

Андрей Чемезов
Для пересечения широких городских улиц, перекрёстков, автомагистралей, железных дорог, рек в черте города вместо подземных переходов и мостов целесообразно создавать и использовать двух-, четырёх-, шести-, восьмиместные Торпедо (быстрые узкие капсулы, перемещающиеся по рельсам, проложенным в подземных туннелях диаметром ~1,2м.). Пассажирские кресла в Торпедо будут установлены друг за другом, спинки кресел наклонены назад, как у гоночных автомобилей, из восьми четыре кресла будут направлены вперёд, четыре назад.
Спереди и сзади Торпедо должно выглядеть одинаково, двигаться оно будет в ту и другую сторону, как маятник.
Оплата проезда – при помощи монетоприёмника и/или при помощи универсальной карты оплаты, используемой на всех видах транспорта. Стоимость проезда должна быть ниже, чем проезд в метро и/или в автобусе.
Торпедо включается: загораются сигнальные, габаритные и декоративные лампы, отодвигаются обтекатели над креслами (если они есть), пассажиры садятся. «Не забудьте пристегнуть ремни!» загорается надпись и мигает до того времени, пока ремни не будут пристёгнуты. После нажатия кнопки «Пуск!» обтекатели бесшумно закрываются, закрылки убираются и Торпедо мчится вперёд.
Туннель изнутри выкрашен необычно: спираль с резко возрастающим числом витков в центре. Поскольку нет других ориентиров в туннеле, такая раскраска будет способствовать созданию иллюзии высокой скорости – 300-350 км/ч при реальной скорости около 40-60 км/ч, к примеру. Возможны и другие варианты раскраски туннеля: радужные кольца (7 цветов), толщина которых резко уменьшается к центру. Или чёрные кольца одинаковой толщины, на белом фоне, частота которых резко возрастает к центру. Реальная скорость Торпедо не должна превышать 60 км/ч, чтобы перевозка пассажиров была абсолютно безопасной. Но Торпедо нельзя будет назвать Торпедо, если пассажиры не почувствуют скорости 300-350 км/ч! Эту дилемму можно решить только правильной раскраской туннеля!
Основные достоинства Торпедо – быстрота и удобство. При средней длине туннеля 500-1500 метров время в пути может составить 1- 1,5 минуты, в то время как наземным транспортом путь от одной станции Торпедо до другой может занять от нескольких минут до получаса, а средняя длина наземного пути, с учётом объезда всех препятствий – от 3 до 5 километров.
Торпедо должны строиться в тех местах, где сэкономят время и деньги пассажиров, где сделают безопаснее и свободнее движение транспорта. Скоростные шоссе, перекрёстки, реки, железнодорожные пути, промзоны, огороженные многокилометровыми заборами – всё это будет "по зубам" Торпедо! Этот вид транспорта соединит районы города, существующие по соседству, в разных точках, но разделённые, к примеру, высокоскоростной железнодорожной магистралью.
Торпедо - часть транспортной системы города или поселения городского типа. Устройство не предназначено для перевозки больших объёмов багажа,  для перевозки детей до 5 лет, инвалидов и стариков. Торпедо нужны горожанам только для стремительных "марш-бросков" «сквозь» городские препятствия, поэтому они будут использоваться теми, кто готов к «торпедированию» – деловыми людьми, туристами, школьниками, студентами, гостями города, рабочими и служащими.
Торпедо: нырк – и готово! Использование будничное, повседневное, для поездок в школу, на работу, в поликлинику, для прогулок по городу.
В яркий солнечный день синюю букву «Т», обозначающую вход в Торпедо, можно будет встретить на берегу реки, у железной дороги, у большого перекрёстка, у вокзала, внутри вокзала, на тротуаре посреди оживлённой улицы, внутри торгового центра, в городском парке, внутри подземного перехода, в вестибюле станции метро и во многих других местах, подчас неожиданных! Многие станции Торпедо будут находиться в шаговой доступности и соединены в локальную сеть, чтобы у пассажиров была возможность пользоваться только ими, если они захотят добраться до какой-то удалённой точки.
Чтобы люди пользовались Торпедо с удовольствием, расположение станций в городской среде должно быть удобным, приемлемым, сопутствующим. Если станции не впишутся в городской транспортный поток, то транспортная сеть Торпедо будет не ритмично функционировать.
За счёт минимального диаметра туннеля стоимость монтажа Торпедо будет самой минимальной (из подобных видов транспорта). При правильном расположении станций в населённом пункте Торпедо будет прибыльно даже в деревнях, где актуальна проблема перехода, например, через высокоскоростную железнодорожную магистраль.
Торпедо непременно должно соответствовать всем требованиям безопасной перевозки пассажиров.
Девиз Торпедо: Торпедо работает для вас!

Перевозка багажа. Для перевозки ручной клади багажа в Торпедо будет предусмотрено небольшое багажное отделение в центре, между креслами. Объём багажного отделения может быть расширен путём складывания спинок кресел, как в автомобиле. Если багаж не уместится с пассажирами, то его можно отправить отдельным рейсом, как на лифте. Один человек для этого должен отправить багаж, а другой принять.

Посадочные станции. Они будут обозначаться ярко-синими буквами «Т» подобно красным буквам «М» над входом в метро. Под каждой буквой «Т» будет прикреплена жёлтая стрелка, показывающая направление и длину туннеля; масштаб стрелки будет соответствовать фактической длине туннеля, а ориентир – фактическому направлению. На стрелке будет написан адрес того места, на которое вывозит Торпедо, в скобках будет указано условное название того же места (название района, закрепившееся в местном обиходе, например магазин там такой-то или парк такой-то...). Станции Торпедо будут защищены ярким навесом от дождя и снега. Все станции будут выглядеть позитивно, чтобы вызывать хорошие эмоции у пассажиров, они будут гармонично вписываться в городской ландшафт, благодаря буквам «Т» они будут заметны издали.

Перевозка пассажиров группами. Если пассажиров больше, чем мест в Торпедо, то после оплаты всех мест Торпедо совершит несколько рейсов в режиме «нон-стоп», то есть в автоматическом режиме будет возвращаться назад, пока не перевезёт последнего пассажира. Перегон Торпедо назад будет быстрым: конструкторы предусмотрят функцию "реактивного ускорения" в момент возврата Торпедо к исходной точке.

Устройство туннеля. Как и у горизонтального лифта, туннель будет уходить вниз и подниматься вверх, на концах туннеля будут предусмотрены небольшие взвозы для того, чтобы Торпедо не откатилось назад во время посадки и высадки пассажиров, а также взвозы необходимы для того, чтобы туннель не затопило во время сильного дождя. Торпедо будет автоматически отключаться на время грозы (ливневого дождя, снежного бурана). Но если вода всё-таки проникнет в туннель, то, чтобы не топить его, она будет направлена в жёлоб, по которому уйдёт в канализационный сток в нижней части туннеля. Вход в туннель будет закрываться автоматически всякий раз, когда Торпедо отъезжает, чтобы не проникали, не дай Бог, посторонние – люди (дети!), животные, предметы, которые может зашвырнуть в туннель ветер. Задвижка, закрывающая туннель, будет сделана выпуклой и прозрачной, чтобы сквозь неё было видно стробоскопы подъезжающего Торпедо. Помимо того, задвижка будет сделана двустворчатой, она будет открываться изнутри при лёгком касании. Если при возвращении Торпедо задвижка не сработает на открытие автоматически, то её створки будут раздвинуты корпусом подъезжающего Торпедо.
Посадка будет производиться не с торца, как у горизонтального лифта, а сверху. Пассажиры будут усаживаться в Торпедо, как лётчики в самолёт. Вестись посадка будет с платформ, примыкающих к Торпедо справа и слева. Скорость подъезда Торпедо к месту посадки – минимальная, чтобы оно могло автоматически остановиться, если на рельсы выбежит, к примеру, бомбино (мальчик по-итальянски). Но в то же время рельсы рядом с посадочной платформой будут огорожены таким барьером, который не позволит детям переползать через него.
Габаритные огни Торпедо – мерцающие стробоскопы. Они будут отпугивать животных в туннеле, если те окажутся на путях. Спереди белые стробоскопы, сзади красные. При движении в обратную сторону цвета меняются.
В туннеле будут предусмотрены пути для бегства четвероногих. Эти пути будут представлять собой карманы-полости с выходами в эвакуационный туннель. Для большей безопасности датчики просигнализируют диспетчеру Торпедо о нахождении на путях животных или посторонних предметов.
Чем уже туннель, тем короче будут ремни для торпедистов. Выбор оптимального решения по диаметру туннеля останется за заказчиком Торпедо. Только заказчик сможет дать более-менее точное представление о том, какая машина нужна торпедистам…

Аварийная остановка, задымление. Торпедо имеет минимальный диаметр, чтобы его легче было втиснуть в подземное городское пространство, где много инженерных сетей, коммуникаций. Минимум по диаметру туннеля будет определяться конструкцией, которая должна позволить пассажирам покинуть Торпедо в случае ЧП самостоятельно, выбраться из туннеля живыми и невредимыми. План эвакуации будет предусмотрен на случай любой аварийной остановки в туннеле (например, отключение электричества). Перед эвакуацией кресла Торпедо будут складываться вручную, образуя сквозное пространство внутри Торпедо. Пассажиры должны будут следовать указаниям диспетчера, который возьмёт на себя руководство ходом эвакуации. После аварийной остановки первым делом включится аварийное освещение, диспетчер подскажет торпедистам направление выхода в кротчайшем направлении. К посадочной платформе прибудет технический технический персонал либо спасательные спецслужбы, на всякий случай. Диспетчер напомнит торпедистам о ступеньках в туннеле, по которым нужно выбираться наверх, о поручнях, за которые нужно держаться, тем более если идти приходится на ощупь, о запасном выходе, который находится в центре туннеля, о параллельном эвакуационном туннеле и т.п. Если диаметр Торпедо будет меньше, чем необходимо для безопасной эвакуации пассажиров, то можно будет вытянуть Торпедо из туннеля вместе с пассажирами, при помощи троса, подвешенного к потолку туннеля по всей его длине; специальным рычагом, который приведёт в действие пассажир по команде диспетчера, либо сам диспетчер сделает это, Торпедо автоматически зацепится за трос и катушка-лебёдка снаружи вытянет Торпедо наружу вместе с пассажирами.
На случай задымления в туннеле будет предусмотрен план эвакуации по запасному туннелю, вход в который будет начинаться в самой нижней точке, куда не проникнет дым. Кислородные маски для спасающихся будут иметься в Торпедо. На случай появления открытого пламени в туннеле будет предусмотрена система автоматического пожаротушения.
За эксплуатацией Торпедо и предотвращением нештатных  ситуаций будет следить автоматика, управлять которой будет диспетчер торпедного хозяйства. Должность диспетчера лифтового хозяйства, обслуживающего лифты, в каждом районе есть, к ней остаётся только прикрепить (добавить) должность диспетчера торпедного хозяйства.
Для профилактики пожаров и взрывов в туннеле будут установлены датчики, реагирующие на появление пожароопасных и взрывоопасных грузов.
Ремни безопасности ограниченной длины не позволят пассажирам большой комплекции пользоваться услугами Торпедо. «Если вы не можете пристегнуть ремень безопасности, то вы должны покинуть Торпедо – в целях безопасности пассажиров, пожалуйста» – примерно такого содержания будет иметься предупредительная надпись рядом с замком ремня.
В туннеле будут установлены датчики чистоты воздуха и влажности. Если они начнут сигнализировать о том, что воздух загрязнён, то Торпедо не двинется с места, пока вентиляция не очистит воздух в туннеле.

                *  *  *
Торпедо может стать самым безопасным, самым удобным из всех видов городского транспорта!
               
     3 апреля, 2010г.