Глава V, часть 2. Дворец пионеров

Алиева Эльмира
      В школьные годы мы с братом «искали себя» в разных кружках Дворца. Брат – в судомодельном, автомодельном, радиотехническом. Играл он и в ансамбле аккордеонистов. Я – в хореографическом, драматическом кружках, даже училась азам журналистики в кружке юных журналистов, который вела Галина Павловна, заместитель папы. ГПУ – так называли её дети за строгость и требовательность. Её побаивались, но уважали. После занятий я заходила в папин кабинет, и если отец не был занят, то угощал меня чем-нибудь вкусным. Я любила пить чай у него в кабинете под звуки рояля, доносившиеся из соседнего балетного зала. Стены этого зала были в зеркалах. Мне нравилось там танцевать. Нам, малышам, помогала делать первые шаги в балете «Зинаида Портфелевна». Так мы её называли, потому слово «Порфирьевна» было ещё недоступно нашему речевому аппарату, а слово «портфель» было знакомым. Это была добрейшая женщина, любившая нас как родных детей. Помню поездку в «Артек» нашего танцевального ансамбля. Вечером, перед сном, она вместе с костюмершей накручивала на тряпочки волосы всех девочек, которые на следующий день изображали кукол разных народов в танце «В мире кукол». Я была, кажется, румынская кукла. А моя подруга в танце «Мы подружились в Артеке» изображала кипарис. Она, высокая, стройная девочка, но без слуха, стояла на сцене, подняв руки, и качалась из стороны в сторону. Таких кипарисов в танце было несколько.
      Балетмейстерами и руководителями ансамбля Дворца были Берта Адамовна Браиловская и Бёюкага Мамедов. Визитной карточкой ансамбля был танец «Джуджалярим» в постановке Берты Адамовны. Именно так и назвали ансамбль. Малыши – дошкольники в жёлтых «цыплячьих» костюмах хлопали на сцене крылышками, прыгали вокруг солистки – «птичницы», певшей песню. Я тоже была «цыплёнком», потом доросла до «петухов», а «птичницей» стать уже не успела. Песня о цыплятах была необычайно популярна  в Азербайджане. Мотив этой детской песенки, благодаря ансамблю «Джуджалярим» обошёл весь мир. Его подхватили и взрослые, он проник на эстраду и даже прозвучал в 6 выпуске популярного мультфильма «Ну, погоди!». Ансамбль «Джуджалярим» был лауреатом Всесоюзной премии Ленинского комсомола, он прославился успешными выступлениями на сценах десятков стран мира. 200 золотых и серебряных медалей увезли школьники Баку только с артековских фестивалей искусства.
      Бёюкага Мамедов, Народный артист Азербайджана, обучал мальчиков народным танцам. Он был не только талантливым педагогом, но и прекрасным танцором. Я видела записи его выступлений в качестве солиста ансамбля танца Азербайджана. Скромный, невысокий человек в жизни, он казался на сцене высоким красавцем, батыром. Он не танцевал, а, точнее говоря, рассказывал языком танца о сказочной стране, где из-под земли вырывается огонь, где живут мужественные и гордые люди, воспетые в эпосе «Деде Коркуд». То он соколом парил над сценой, расправив руки-крылья. То мчался бурной горной рекой, перебирая ногами по полу. Вдруг останавливался, уступая кому-то дорогу, опустив голову, замирал, а потом, извиваясь, прыгал вверх, словно языки пламени. Это было завораживающее зрелище.
      Я видела, как Бёюкага Мамедов и Берта Адамовна ставили танцы. Поначалу ими намечался только контур танца. Затем он шлифовался, оттачивались малейшие детали, то и дело разъясняли они детям рисунок танца, раскрывали тайну каждого выразительного жеста – пальцев, ладони и всего тела. Движения, которые рождались при мне, были разными: стремительными и плавными, нежными и порывистыми – но всегда прекрасными.
      В старших классах школы я с увлечением участвовала в спектаклях драматического кружка, выпускником которого был Народный артист СССР, известный актёр театра и кино, режиссёр и педагог Лев Константинович Дуров. Руководил драмкружком Народный артист Азербайджана, режиссёр и актёр Л. Мамедбеков.
      Очень популярным среди школьников был и радиотехнический кабинет, дети там изучали телемеханику и автоматику, конструировали приборы, собирали УКВ радиостанции. Помню, с какой гордостью брат мне показывал «говорящую мыльницу», внутри которой он собрал радиоприёмник. Я была в восхищении. Свои работы ребята демонстрировали  на всесоюзных выставках, участвовали и во всесоюзных спартакиадах по техническим видам спорта. Часто можно было услышать на разных диапазонах коллективную станцию Бакинского Дворца пионеров. Руководили этой станцией в разные годы Сергей Наумович Шустерман, Октай Заурович Керимов, Пётр Фёдорович Волков. Конструкторской секцией руководили Сергей Михайлович Таривердиев и инженеры О.З. Керимов и Р.М. Алиев.
      Папиной гордостью был авиамодельный кружок. Бортмеханик Михаил Селюминов вспоминал о своих первых шагах в профессии: « Осенью 1960 года я записался в авиамодельный кружок во Дворце пионеров. Первое посещение кружка потрясло моё воображение – как много там было ярких и красивых авиамоделей! Ими были завешаны все стены, но основная часть их висела под потолком, рядами и очень плотно, на специальных проволочных растяжках, натянутых между стенами поперёк комнаты мастерской. А в первой комнате (помещение авиамодельного кружка состояло из двух больших комнат), которая являлась не мастерской, а скорее выставочным залом, висело много стендов с фотографиями, стояло несколько стеклянных витрин. И на их стеклянных полках стояли небольшие красивые летающие модели, по большей части «комнатные» модели и летающие «игрушки», но до чего аккуратно и красиво сделанные! И под потолком висели во всей своей красе модели всех классов. В двух углах комнаты стояли прикреплённые к стене настоящие пропеллеры от самолёта По-2 (!) В общем, обстановка там была самая что ни на есть «авиационная», мне очень понравилось".

На фото: папа и В.Н.Матвеев в авиамодельном кружке Дворца пионеров.