Глава V, часть 1. Дворец пионеров

Алиева Эльмира
       С годами развивались педагогический дар и организаторские способности папы. Став директором Дворца пионеров в 1952 году, он сумел сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, бескорыстно преданных делу. Обществу «правильных» людей он предпочитал окружение тех, кого принято называть чудаками, одержимыми. В отце были соединены главные качества руководителя: он ценил талантливых людей, заботился о них и был очень добрым человеком, но невозможно было «сесть ему на голову».  Иногда он даже брал часть «грязной» работы на себя, и все понимали: он с ними, потому что Дворец – их общий дом. К людям труда отец неизменно относился с глубоким уважением собрата, праздность, потребительство были противны ему, равно как и лень, расхлябанность, пустозвонство. Его можно было застать и с шоферами в гараже за ремонтом машин, и с садовником, и с плотником, и со слесарями, с электриками…
      Интересно было присутствовать на совещаниях работников Дворца, где всегда шли сражения. Папа на правах председателя с удовольствием разжигал пламя дискуссии, часто вызывал огонь критики на себя. «Только в спорах обостряется чувство нового, без которого нам жить нельзя, - говорил он после такого бурного собрания. – Все рассорились, разругались. А теперь пойдут такие горы литературы переворачивать в поисках аргументов против оппонента, что сразу курс педвуза пройдут, новый опыт изучат – и московский, и новосибирский…». Все мероприятия Дворца проходили интересно, ярко, творчески. Папа, как настоящий стратег, проводил масштабные всесоюзные фестивали, смотры, слёты, праздники искусств. Он был инициатором создания многочисленных кружков, современных лабораторий, мастерских, оранжереи, руководил строительством палаточного лагеря школьного актива «Красная гвоздика» в Губинском районе, учебной базы Дворца пионеров в посёлке Бильгя. Работали порой в две смены, а если готовили какое-то ответственное мероприятие, то и вообще были сутками на ногах. «Нормальные здесь не приживаются», - шутили коллеги.
      Педагоги Дворца – это люди особой породы, одержимые. Они жили в одном мире со своими учениками, были интересны им, они не столько учили, сколько учились сами, загорались творчеством и зажигали этот огонь в детях. Они, как звёзды, горели и согревали своим светом людей.
      Не случайно астероид №5989 носит название SORIN. Международный астрономический союз присвоил это имя астероиду в честь Сергея Ивановича Сорина, который 45 лет отдал развитию астрономии в республике, по его разработкам была создана Шемахинская астрофизическая лаборатория. И все эти годы Сергей Иванович руководил астрономическим кружком Дворца пионеров. СИС, как ласково называли его дети, заражал кружковцев своей одержимостью астрофизикой. Он мог часами увлечённо рассказывать о звёздах, о космосе, словно бывал там. Эти рассказы сопровождались шутками и легендами. Его задачи по физике так увлекали детей, что они забывали о времени и засиживались в кружке до вечера. Под руководством Сергея Ивановича юные астрономы создали десятки телескопов всех известных оптических систем. Летом они выезжали в Пиркули, и занятия проводились при Шемахинской обсерватории. Дети фотографировали звёздное небо, планеты, прямо на лесных полянах слушали лекции известных учёных, космонавтов, писали научные работы.
       Дворец пионеров был при Сорине кузницей лучших астрономов Азербайджана. Во многих астрономических центрах мира знают учеников Сергея Ивановича. В России: Р.Дагкесамский – директор радиоастрономической обсерватории в Пушино, С.Толбин – Пулковская обсерватория в Санкт-Петербурге, В.Касинский – Солнечная станция в Иркутске. В Украине: С.Сибилев – Николаевская обсерватория, Ю.Шкуратов – обсерватория Харьковского университета, Л. Мелкумова – Харьковский институт радиоэлектроники. И конечно, у нас, в Шемахинской обсерватории – П.Амнуэль, Е.Гольдберг, Д.Шестопалов и др.
      По складу характера Сергей Иванович был непритязательным человеком, полностью поглощённым своей работой. Семьи, детей у него не было. Дворец был его домом, а коллеги и ученики – семьёй. Помню, как однажды вечером по дороге домой папа сказал мне: «Сергей Иванович сегодня на работе не обедал и поздно ушёл домой. Я уверен, что он забыл купить продукты, пришёл домой – а холодильник пустой. Давай заедем к нему, а по дороге купим продукты». Папа ценил Сергея Ивановича, заботился о нём.
      Для меня отец – пример гуманизма и благородства. Он был настоящим другом. Мама рассказывала, как в молодости он заботился о друге, заболевшем заразной болезнью. Друг этот жил один. Его руки покрылись язвами и мучительно болели. Папа каждый день приходил к нему, кормил его, промывал его раны, мазал их лекарством. Когда друг предупреждал его об опасности, он отшучивался: «Зараза заразу не берёт». И действительно, Бог его хранил. Я не помню, чтобы он когда-нибудь серьёзно болел. Он был из рода долгожителей.

На фото: папа и С.И.Сорин на I Всесоюзном слёте юных астрономов в Пиркули, 1969 год.