Символизм Лилы. Стрелы и змеи

Евгений Евстифеев
« Не убей нас, о Рудра, не выдай!
Да не окажемся мы в западне у тебя, рассерженного!
Выдели нам долю на жертвенной соломе, в речи живых!
Защищайте вы нас всегда (своими) милостями.» - Ригведа, VII, 46.


Во многих детских журналах, например, «Непоседа» была распространена одна настольная игра – «Змеи и лесенки». Но мало кто знает, что на ней изображены философские символы. Происхождение этой игры, да-да, та самая «Лила».

В отличии от «Лилы», в «Змеи и лесенки» есть конец, по своей натуре, напоминающая гонку, а не созерцательную игру. Если эта игра имеет конец и напоминает подъем на Альпы, то она теряет свой космологический и символистский смысл, который заключен в оригинале.

Оригинал игры не имеет конца. Это один из главных символов «Лилы». В одной из индуистских школ, а точнее в адвайте-веданте этот термин используется для описания всей происходящей вокруг нас реальности. Многие монотеистические религии авраамического происхождения осуждают игры, называя их идолопоклонством. Конфликт между дхармическими и авраамическими религиями состоит в том, что последние хотят познать Царство Небесное, а первые видят Бога везде и хотят познать жизнь земную. Но есть много способов для познания жизни, а среди них – созерцание и игра. Игры порою воспитывают нас. Например, «Дочки матери», на вид безобидная и ничем не примечательная, а также трогательная игра, но она в детях воспитывает инстинкт родителя. Также и «Лила». Когда в нее человек играет, то ему приходится заглядывать в себя и искать те моменты, что с ним происходили в отдельный промежуток его жизни.

В индуистской доктрине есть такое понятие, как тримурти. Тримурти – это троица богов, от которых все исходит. Первым в этом списке числится Брахма – создатель вселенной, который по «Махабхарате» называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность». Вторым является Вишну – хранитель вселенной, оберегающий ее во время всего ее существования; воплощениями Вишну принято считать верховных аватаров Кришну и Раму. Последним же считается Шива – грозный разрушитель, пребывающий в медитации (на иконах он всегда изображен с полузакрытыми глазами). По моим расчетам (они могут быть и не правильными, поэтому прошу заранее прощения) от Сатья-Юги прошло 4314881 год. Согласно индуистской космологии продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы». Один день жизни Брахмы называется кальпа и равняется 4,32 млрд лет. А все количество лет, которое мне пришлось насчитать, составляет все циклы: Сатья-Югу, Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу (которая и сейчас продолжается с 18 февраля 3102 года до Рождества Христова). Даже одного дня Брахмы не прошло с самого начала золотого века.

Но Шива – это не только разрушитель, а также олицетворение космического сознания. Поэтому и изображен на доске игры «Лила». На одной из икон он изображен медитирующим спиной к горе. Вершина ее олицетворяет космическое сознание, которое еле соприкасается с пучком волос, собранные в кучу у затылка Шивы.
Другие символы, которые изображены на доске, это стрелы и змеи. Что же они означают? Это путеводитель по доске, позволяющий передвигаться по доске вверх (стрелы) и вниз (змеи). Но откуда все это?

Стрелы в мифологии всегда были символом мудрости и силы. Пучок молний верховного древнегреческого бога Зевса очень сильно напоминают стрелы. У многих богов, связанных с силой, красотой и от части любовью (Купидон), был пучок стрел. Стрелы всегда были символом мудрости народа-праотца – народа Атлантиды. На изображениях Аполлона, Пифагора и даже у некоторых других богов в руках есть стрелы. Это символ мудрости и величия этого бога.

Змеи же полная противоположность. Если игрок попал на клетку, где изображена морда гадюки, то ему придется спустится вниз. Есть много вещей, которые портят карму. И они олицетворяют это. Например, такие моменты в жизни, когда человек гневается, погружается в тамагуну, не ведает что творит, совершает насилие, он падает в духовном развитии и попадает на ряд, а то и на несколько рядов ниже. Вроде бы ничего не обычного, но в реальной жизни, вставая на тропу порока, человек падает на уровень ниже. И тут уже анекдот будет в тему: «Упал уже ниже плинтуса, а снизу постучали».

И опять возвращаемся к конфликту между дхармическими и авраамическими религиями. Отрицание пользы игр – есть ошибка. Такие игры приносят пользу, вырабатывая самосозерцание.