Научный самиздат в ссср

Павел Каравдин
   30 лет я хранил комплект журналов научно-физического кружка им. Ломоносова, издававшихся самиздатом в советское время. Сейчас я передаю этот уникальный комплект Челябинской областной библиотеке. Попытаюсь объяснить его историю.
 
  Возможность широкого обсуждения идей с помощью книгопечатания вызвала бурное развитие науки. Но развитию науки противодействуют больше всего ученые, как справедливо отмечал Циолковский. Еще бы, сегодня он уважаемый профессор теории относительности, а завтра, если будет опровергнута эта теория, окажется у разбитого корыта. Поэтому, если у кого-то появляются новые идеи, то они требуют обсуждения в научной печати. Но не тут-то было. На съезде народных депутатов 4 июня 1988 г.  академик К.В.Фролов рассказал, что для публикации академику научной статьи требуется  не менее 7 (семи) разрешающих подписей. Об этом же писал и академик В.Л.Гинзбург в журнале «Огонек» №8 за 1988 г. Следовательно, простому смертному туда не попасть.
По этой причине в 1965 г. в СССР образовался по переписке Научно-физический кружок имени Ломоносова, который стал издавать свой ЖНФК. До 1973 г. вышло 13 номеров в картонных переплетах, примерно по 100 машинописных станиц А4. Тиражом до 50 экз. Формулы вписывались вручную. Издавал журнал А.К.Шурупов, живший в городе Первоуральске. Он подсчитывал расходы и сообщал. Члены кружка оплачивали. Так на 35 номеров первого номера потрачено 121,89 р.(по 3,5 за №). Потом в 1969 г. Анатолий Константинович получил кафедру в Могилеве, но продолжил издание журнала. Там его однажды пригласили в обком КПСС и предложили «прекратить».
 
   После окончания деревенской семилетки у меня осталось представление, что физика еще не знает что такое свет, который вел себя как волны эфира, то как поток корпускул. Но я думал, что это дело ученых. Тогда я еще не понимал, что закон инерции относится не только к телам, но и к системам. И ничто самостоятельно не может измениться. Нужно внешнее воздействие. Любое изменение происходит  в результате взаимодействия противоположных сил. Одна из которых пытается изменить, а вторая – сохранить существующее положение. Вот Коперник и Галилей были новаторами и пытались изменить науку. А система защищалась от изменения. Почти через 400 лет понтифик признал, что в споре с Галилеем папская АН была неправа.
 
  Я никогда не думал лезть в науку, мое дело техника. В Челябинском политехе я учился уже в зрелом возрасте и там узнал, что свет обладает двойственной природой, он и поток корпускул и волны эфира одновременно. Я был выбит из колеи. Согласиться с этим я не мог, спорить, не зная проблемы, я тоже не мог. И вот, окончив ВУЗ и работая инженером на заводе, я все свободные часы стал проводить в читальном зале публичной библиотеки, изучая историю науки.
 Я узнал, что была физика Аристотеля, в которой природа боялась пустоты, пространство  было заполнено непрерывной материей (эфиром), который тормозил движение и не допускал движения по инерции. Здесь возникла волновая теория света.
 
   В 1687 вышла книга «Математические начала натуральной философии», в которой была изложена система мира, противоположная Аристотелевой. В пространстве нет эфира и  оно не тормозит движение и позволяет движение по инерции. Свет – поток корпускул.
 
   В 1818 г. Парижская АН ввела волновую теорию света в физику Ньютона. Началась современная теоретическая физика, объединившая несовместимые физики Ньютона и Аристотеля. Начался кризис двойственной физики. Свет стал и потоком корпускул и волнами эфира. Известный астрофизик П.Девис пишет:;«Наше воображение бессильно представить нечто такое, что может быть одновременно волной и частицей, но само по себе существование дуализма волна-частица (так называемого корпускулярно-волнового дуализма) не вызывает сомнения».   
Специалисты не могут представить, а каково детским мозгам переваривать П.Девис в книге «СУПЕРСИЛА» назвал вторую главу «Новая физика и крушение здравого смысла. Будьте осторожны: физика может свести с ума!». Физика действительно может свести, и сводит детей  с ума.
 
   Вот отзывы специалистов. «Детей со здоровой психикой становится все меньше, ;- говорит психиатр В. Буйков.- Ярким примером; служат; наши клинические отделения: большинство пациентов очень молодые люди - 18-25; лет». («Челябинский рабочий» 16.03.1999 г.). Как сообщала Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 93% детей нуждаются в помощи психоневролога («Вечерний Челябинск»,10 июня 1997 г.) 
Или вот, что писали С.Журавлева и И.Васильева в «Челябинском рабочем» в статье «Успешно неуспевающие» 29.12.2000 г.: 
«Несостоятельность в учебе, как утверждает детский врач-психиатр и заведующая кафедрой на факультете психологии в ЮУрГУ Л.С. Рычкова, формирует у ребенка состояние стойкого «хронического» неуспеха во всем. Недовольство педагогов порождает напряжение в семье. Неодобрение взрослых напрямую сказывается на отношении одноклассников. Результат - нарушение детской психики, которую особенно калечат в элитных школах. По оценке независимой ассоциации детских психиатров и психологов, 93 процента детей нуждаются в помощи невропатолога. За последние пять лет количество детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось на 6689 человек. Разумеется, психика детей страдает не только от обучения. Но роль школы тут немалая. А это значит, что ребенок живет, как во вражеском стане. И поведение его становится все более грубым и агрессивным. Детская же агрессивность, как утверждают специалисты, накапливаясь, проявляется в крайних формах - в воровстве, наркомании, преступлениях. Так что школа не всегда сеет только «разумное, доброе, вечное», как это принято думать. Чего же мы хотим? Что требуется обществу? Хочет ли оно социального спокойствия?».
 
   От такой жизни «во вражеском стане», от такого образования многие дети избавляются путем самоубийства или идут на убийство. Психика не выдерживает.
Конечно, причиной гибели детей не всегда является образование. Но если к неурядицам образования добавляются другие проблемы, то самоубийство становится неизбежным.
 
   28.04.97 утром по областному радио выступала детский; психолог Л.М.Поспелова, которая; ;объяснила, что наша; образовательная система калечит детскую психику. Особенно; страдает; психика детей в элитных физико-математических школах.

   В январе 1975 г. я выступил на кафедре физики ЧИМСХ об ошибке сдваивания физики. В ответ услышал: «Не нами придумано, не нам опровергать». Но они познакомили меня с пенсионером Ломакиным Г.Д. до пенсии бывшим их завкафедрой. Я стал бывать у Георгия Дмитриевича и беседовать с ним. Он назвал меня хорошим последователем Ньютона. От него я узнал об самиздатовском журнале и получил комплект на сохранение.
 
 То что не один Девис не может представить корпускулярно-волновой, хотя и верит в него, не удивительно. Пока человек становится ученым, он сдает много различных экзаменов, на которых отвечать нужно так, как ждут экзаменаторы, иначе не станешь ученых. Человек привыкает к догмам, какими бы абсурдными они не казались сначала.
 
 А ведь чего проще объяснить пресловутый дуализм. Была физика Аристотеля с волновой теорией, затем – физика Ньютона с корпускулярной. После ошибочного объединения физик, объединились и теории света в корпускулярно-волновой дуализм. Тут есть еще нюансы, но я хотел бы отметить особо американского физика Майкельсона, который в 1881 и 1887 г. провел блестящий эксперимент по определению скорости Земли относительно эфира, попавшего в физику Ньютона после ее объединения с Аристотелем. Природа ответила, что скорости Земли относительно эфира нет. Это могло означать, что либо Земля неподвижна, либо эфира нет. Но не поняли природу и придумали теорию относительности. Потом ее великий творец объявил, что эфира в природе нет. Лыко-мочало, начинай с начала. Если нет эфира, то нет эксперимента Майкельсона. А если бы не было эксперимента, то не было бы и теории относительности. Разве не интересно, что эфир исчез, а его волнами еще многое объясняют.
 
   Если понимаешь Ньютоновскую «Систему мира», то легко объясняются многие явления природы. Даже причина всемирного тяготения без всяких гравитационных волн. Все это описано в моих книгах: «Ключ к проблемам физики» и «В дебрях науки. Или почему в России нет инноваций». Эти книги есть в Челябинской областной библиотеке. Там же есть книги покойного мыслителя, который жил в Магнитогорске. Это Борис Черкун, рукописи которого сохранил наш писатель П.Смычагин, а издал уже после смерти Петра Михайловича одну я, а другую с помощью Бориса Федотова – друга Черкуна. Эти  книги  тоже есть в областной библиотеке.
20.07.2017                Павел Каравдин