Встреча с потомками семьи Янковских

Игорь Шевелёв
Я побывал на мероприятии в М.Ц. «Горизонт», где проходила встреча с потомками семьи Янковских. Выступали, Орр Чистяков-Янковский из США и представитель российской ветви Янковских из Санкт Петербурга. С Орром была его жена Кончита (красивая женщина испанского происхождения). Интересно говорил Орр о своей бабушке Маргарите (в девичестве Шевелёвой – дочери основателя и хозяина первого русского пароходства, действительного члена Общества изучения Амурского края, купца первой гильдии, востоковеда Михаила Григорьевича Шевелёва), рассказывал о своей маме Виктории и родной тёте Музе (дочерях бабушки Маргариты), говорил, что его мама продолжила дневник бабушки, спустя двадцать лет, благодаря чему существенная часть истории их семьи осталась с нами и помещена, в том числе, в книгу "Шорохи прошлого", презентация которой тоже состоялась сегодня. Демонстрировали фото на общем экране, выступал директор издательства «Рубеж», издавший около десятка книг о знаменитых семьях нашего края (Бриннерах, Старцевых, Шевелёвых, Янковских), чьи судьбы удивительным образом переплетены, а кто-то и породнился, как Шевелёвы и Янковские. Выступала Елена Сергеева помощница Орра в разборе архивов семьи Янковских. Эти архивы были собраны в руках Орра по желанию Валерия Юрьевича Янковского, который завещал их Орру, как последнему из русскоговорящих за рубежом. Огромное количество материалов – тетради, исписанные порой неразборчиво, фотографии, письма, книги, какие – то памятные вещи. Орр договорился с Еленой, пообещал, что будет частями пересылать ей материалы, для новой книги и выполнил своё обещание! Они встречались и в США, куда Елена приезжала. Много сил и здоровья потребовалось и для книги, и для систематизации всех архивов. Выступал потомок Янковских из Санкт Петербурга Павел Георгиевич Бордовский, рассказывал, что в 1946 году в Корее его мама была посажена местными властями в тюрьму, где провела девять лет и вышла на свободу только в 1955 году. Она внесла и свою лепту в сохранение истории семьи Янковских, писала всё, что сохранила её память с самого детства и в период её жизни в Корее (имение «Новинна»). Пожалуй, я не соглашусь лишь в его оценке одного из ныне здравствующих потомков семьи Янковских – Арсении, что живёт во Владимире. Если Орр, отвечая на вопрос (из зала) о нём, сказал довольно лояльно, то Павел Георгиевич из Петербурга «подправил» его – поведал, что со слов Валерия Юрьевича Янковского (сторожила семьи и известного писателя, ныне покойного) – Арсений, дескать – это наказание семьи, что он страдает алкоголизмом, что всё потерял, жил в приюте для бездомных, пока ему какой-то миллионер не купил квартиру, обстановку и не дал 450 000 рублей на издание его литературных трудов сомнительного наполнения… Я так думаю – и славные страницы нужно знать, и не очень «славные»! Ведь любим мы своих родных со всеми их достоинствами и недостатками. А прощать нам Бог завещал! Милосердие и Всепрощение – Сущность христианства! Потом, когда все фотографировались в фойе, мне удалось поговорить с Орром. Сам не знаю, как это получилось! Ещё в лекционном зале меня так и «подмывало» подойти и представиться, что меня тоже зовут по фамилии Шевелёв, как и его бабушку Маргариту. Но мне показалось, что это может выглядеть глупо и я отбросил эту мысль. А в фойе, когда Орр обратился ко мне по имени, повторяя обращение одной из моих знакомых (хотел, чтобы я сфотографировал их всех на планшет его супруги Кончиты), я, подойдя к нему, представился: «Моя фамилия тоже Шевелёв!». Орр заинтересовался и предложил потом поговорить. И вот, о чём мы с ним говорили. Я рассказывал, что, когда репрессировали первого мужа моей бабушки Елены Георгиевны Ваулиной (Серяковой), ей помог выжить Василий Шевелёв. Вскоре они стали мужем и женой, и у них родился сын мой отец. При этом тучи мыслей роились в моей голове; как за короткий промежуток отпущенного времени за это мгновение жизни сформулировать «главное»?! Я сказал, как мог и что смог; в том числе, что сейчас мы родственники можем ходить мимо друг друга, нисколько не реагируя друг на друга (куда там здороваться!) и добавил, что застал ещё в своём детстве время, когда мы собирались всей многочисленной роднёй за одним столом; все, и взрослые, и дети! Причём дети часто становились центром всеобщего внимания! Вот тогда-то и начиналось формирование нашего самосознания и родового притяжения, древнего и необходимого ощущения Рода! Мы получали свои первые комплименты (зачастую, авансом!) и аплодисменты! А теперь мы становимся чужими! Орр сначала напрягся и спросил: «А почему так?» … Я ответил ему: «Не знаю …». Потом я спросил его о Роке Бриннере (он тоже проживает в США) и Орр, судя по его еле заметной реакции, отнёсся к разговору о Роке без энтузиазма; только добавил, что иногда пересекается с ним в Фейсбуке. Потом он задумался и согласился со мной, что и с родственниками сейчас непростые отношения, а что, мол, говорить о «бывших соратниках» Бриннерах?! И про многочисленные собрания и дружные родственные застолья он со мной согласился, так как сам впитал это в своё время (наверное, он пришёл к мысли о необходимости писать об истории семьи, собирать и хранить архивы также и потому, что он - настоящий Янковский, благодарный Человек, который впитал нужную ауру великой Семьи, ауру из своего детства, которая и может быть усвоена только из детства!). Я спросил, а говорят ли его дети на русском и услышал в ответ, что одна из дочерей говорит немного, так как год проучилась в Пензе, а другая говорит только на испанском. Вот такая печальная правда. А может и не печальная; лишь объективная?! Не хватает нам времени и здоровья, чтобы себя понять! Где уж тут заглянуть так далеко, чтобы и дочери продолжали дело отца! Но поскольку «ещё не вечер», рано посыпать голову пеплом: выучат дочки русский язык и будут продолжать дело! Ну, или хотя бы помнить откуда они пришли в США! Мы пожали друг другу руки. Орр сказал на прощание, что я могу его найти в Фейсбуке. Я так и сделаю! Прекрасный день!

20 июля 2017 год. Уссурийск

P.S. Я искал Орра на Фейсбуке, но не нашёл; по-моему, его там нет...