Советы молодым композиторам 3

Родионов Виталий Константинович
Вольфганг Амадей Моцарт

«Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь, это душа гения».
В. Моцарт.

С детских лет Вольфганга Моцарта привлекают красивые женщины. Обожаемые существа вдохновляют юного композитора. Музыка и женщины становятся движущей силой его жизни. Сколько нежности и ласки мы ощущаем в музыке взрослого Моцарта! Сколько любви источают моцартовские произведения! Женский идеал он воплощает в образе скромной и нежной Памины. Она любит принца Тамино – светлого и преданного друга. Не есть ли это сам Моцарт?

«Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами».
В. Моцарт.

Отец приучает Моцарта смотреть на созданную им музыку, как на более-менее удачно выполненную работу. А сколько могло быть восторгов после сочинения прелестного Скрипичного концерта №5! Ни в молодые годы, ни в последующее время Моцарт не внимает похвалам и критике. Он знает себе цену.

«Я не слышу в своём воображении часть музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!»
В. Моцарт.

Мы имеем дело с уникальной способностью Моцарта слышать всё произведение в один миг. Однажды проявившись в сознании композитора, оно уже реально существует от начала до конца. Оно сворачивается в памяти, словно магнитофонная лента. Вероятно, Реквием Моцарта существовал именно в таком виде. Не исключено также, что Моцарт не раз играл его Зюсмайеру полностью.

«Музыка – это моя жизнь и моя жизнь – это музыка».
В. Моцарт.

Иное признание не возможно из уст композитора, осознающего исключительность своего таланта. Кроме того, жизнь Моцарта всецело заполнена работой над музыкой. Им написано 626 произведений за 25 летнюю творческую жизнь, т.е. свыше 20 опусов за один месяц!

«Музыка – моё первое наслаждение».
В. Моцарт.

Не раз Моцарт говорит о наслаждении, получаемом от творческой работы. Это относится, прежде всего, к удачным произведениям, в частности к Симфонии №40.
Видимо, она вызывает у Моцарта положительные эмоции, связанные с красотой мелодий и совершенной формой.

«Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всём остальном».
В. Моцарт.

Вдохновение композитора невольно передаётся публике. Так происходит всякий раз, когда слушаешь Концерт для фортепиано с оркестром №17 или №21 Моцарта. Перед нами музыка ангельской чистоты и Божественного совершенства!

«Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает».
В. Моцарт.

Моцарту чужды крайности, он придерживается золотой середины. Композитор сочиняет Маленькую ночную серенаду, простую по языку, но изящную. Есть у Моцарта и произведения сложного контрапунктического письма. Моцарт в простом и сложном общедоступен.

«Поэзия – послушная дочь музыки».
В. Моцарт.

Кристоф Глюк подчиняет музыку слову, Моцарт, наоборот, слово – музыке. Оперные реформы Глюка и Моцарта имеют разновекторную направленность: «Орфей и Эвридика» Глюка пролагает путь к музыкальной трагедии, «Дон Жуан» Моцарта – к трагикомедии.

«Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой».
В. Моцарт.

Те, кто придерживается другого мнения, посягают на гармонию и красоту оперы «Волшебная флейта»! Среди них – Альбан Берг и Дмитрий Шостакович.