Сталинско-Ждановский Русский Ренессанс

Александр Эзерин
Читаю потихоньку книгу Виктора Еремина «Сталин. Крым. Евреи» (две части: «1917-1941» и «1942-1954»). Книга интересная, насыщена малоизвестными фактами, и заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы,  давно известные вещи. Но с авторской позицией по некоторым вопросам согласиться никак не могу. К сожалению, как это нередко бывает с людьми талантливыми, в общении автор совершенно неадекватен. Мои попытки возразить ему в рецензиях наталкиваются на такой шквал высокомерия, наклеивания ярлыков и прямых оскорблений, что общаться с ним дальше не считаю возможным. Поэтому решил выразить некоторые замечания в отдельной теме.

Во второй части книги, в главе «Отступление первое: Возвращение русским статуса «государство образующий народ». Русский Ренессанс»
http://www.proza.ru/2017/05/15/1387
автор утверждает, что с середины 30-х годов в СССР начался «Русский Ренессанс», проводимый Ждановым при поддержке и под руководством Сталина, направленный на восстановление статуса русского народа как государствообразующего (автор почему-то предпочитает писать этот термин в два слова). И именно в рамках этого процесса проводились репрессии: «зачистку советской бюрократии первой волны решено было проводить силами самой же бюрократии». Прорусски ориентированная бюрократия уничтожала антирусски ориентированную. Многочисленные невинные жертвы, наличие которых автор признает, его не смущают – но оставим это на его совести. Касаться вопроса, сколько было предателей в госаппарате и армии (а они, конечно, были), и сколько уничтожено только для усиления личной власти вождя, не буду. Меня интересовал вопрос, как с «русским ренессансом» соотносятся репрессии против священников и мирян Русской Православной церкви. Вместо ответа получил…(ну, я об этом уже писал).

Несколько лет назад я купил «Православный церковный календарь». У меня уже был такой же, но за 70-е годы. Я обратил внимание, что новый значительно толще старого. И это было не случайно – в нем перечислено раза в полтора больше святых, чем в старом. И почти все они – новомученики, то есть, пострадали в период советской власти. Из более чем полутора тысяч большинство казнено при Сталине (не потому, что он хуже к ним относился, чем Ленин – просто у власти был дольше). И с тех пор все разговоры о каком-то «христианстве» или «православии» вождя для меня совершенно неприемлемы.

Но что же такое этот «Русский ренессанс»? Появляются книги и фильмы на историческую тематику, организуются народные ансамбли, о русском народе начинают отзываться уважительно. Это все, безусловно, хорошо. Но чего-то не хватает.

За что воевал с немцами и шведами святой благоверный князь Александр Невский? За Русскую землю? Безусловно! Но в первую очередь – за Православие, против католической экспансии. Вот с монголами он предпочитал договариваться (не будем сейчас рассуждать, хорошо это, или не очень) – они на Православие не посягали. А Минин и Пожарский за что воевали с поляками? Ну не хотел русский народ католика - польского королевича на престоле, даже при сохранении независимости, и откликнулся на призывы патриарха Гермогена.

Народная музыка – прекрасно. А духовные песнопения? Ведь их писали великие русские композиторы. Да что там музыка – а наша великая литература? Разве можно понять Пушкина, Толстого, а тем более – Достоевского, без Христианства. Так нет же – только классовый подход! Кто такой Сергий Радонежский, наши школьники не знали. Только выросши, что-то где-то слышали, что Дмитрия Донского кто-то благословлял! Я уж не говорю об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском.

То есть, в этом «ренессансе» не хватает самого главного РУССКОГО – Православия. Я хотел было написать, что этот «ренессанс» «кастрированный» – но понял, что это не так. У русской культуры отняли совсем не «это». Из нее вынули ДУШУ. Так и пошла она, словно гомункулус – с виду русская, а души-то нет!

Потом (правда, уже после Сталина), вообще дошло до маразма. Даже в научных исследованиях нельзя было писать «евангелие» (богослужебное) – приходилось писать «апракос». А в путеводителях писалось: «В парке находится деревянное здание», а это на самом деле церковь, приспособленная под музей.

И как бы мы не ругали Горбачева – и есть за что! – нельзя не признать, что подлинный РУССКИЙ РЕНЕССАНС начался в его эпоху. И это несмотря на то, что тогда же полилось много грязи и подняла голову русофобия. Так в этом и состоит диалектика!