Как вырастить стрижа

Вера Никонина
Хочу поделиться своим опытом в этом необычном занятии. Почему необычном? Да мало кому приходилось это делать! Ведь прибыли никакой! Это вам не страусы, которых растят на специальных фермах, и, по слухам, фермеры-страусоводы неплохо зарабатывают.

Со страусами у стрижей, конечно, много общего: целых три буквы в наименовании одинаковы; выводятся и те, и другие из яиц; относятся к птицам. Знакомы они нам всем: страусы по картинкам в книжках, по фильмам и как обитатели зоопарка; стрижи – вот же они летают стайками над нашими головами, заселив крыши городских многоэтажек.

Вот и мой стриж попал ко мне с крыши. Вывалился, наверное, из гнезда во время бушевавшего как-то ночью небольшого урагана, а порыв ветра занес его ко мне на первый этаж. Стриж здорово напугал меня, когда следующим вечером я вышла на свою лоджию, и что-то черное и непонятное затрепыхалось в цветочном ящике среди подрастающей рассады. Оказалось, это стрижонок с коротеньким хвостом и потому не способный летать. В общем, мой труд по выращиванию стрижа начался не с высиживания яйца в самодельном инкубаторе, как это делали с куриными яйцами инициативные герои носовского рассказа, а с доведения до летающего состояния стрижиного птенца.

В первый же вечер нашего со стрижом общения я не растерялась, сумела его напоить - накормить. Кто же не знает, что стрижи, как и ласточки, кормятся на лету, заглатывая разных мошек, мушек, в общем, насекомых. Любят, значит, белковую пищу. Вот и накормила я птенца вареным куриным филе, засовывая его предварительно разжеванные комочки в широко раскрытую от голодухи глотку. Устроила стрижу и подобие гнезда из небольшого уложенного на бок ведерка, которое разместила на поверхности пока заполненного только землей цветочного ящика. Нам предстояло провести вместе пару недель.

Разнообразить стрижиную диету, конечно, хотелось, но чем? Как-то нереально было ловить для него насекомых. В ход, прежде всего, пошел белок вареного яйца, но мне опять приходилось помогать ему становиться сочным. И тут я вспомнила советские времена дефицита, когда огромной удачей было приобретение импортной курицы-бройлера. Только наши хозяйки быстро убедились, что такие куры хороши для жарки в духовке, а вот варить из них бульон, чтобы и жидкой пищей семейство накормить, не стоит. Он получался неважный и, главное, с явным запахом рыбы. Всё потому, что в корм курам добавлялась рыбная мука.

Вопреки известной присказке, где «женщина – не человек», курица – птица. Значит, и стрижа можно подкармливать рыбной белковой пищей. Идеальными оказались для этих целей крабовые палочки, в которых рыба есть, а от крабов только отдушка. В общем, палочки здорово выручили. А вот колбасу и сосиски мой питомец так и не попробовал, не доверяю я этой продукции.

Стриж рос на глазах, вернее, рос его хвост. Из ведерка он частенько теперь выбирался, но по земле двигался неуклюже. И не проявлял никакого желания летать! Правда, если я ему помогала, легонько подбрасывая вверх, он некоторое время держался в воздухе, но быстро приземлялся. Меня стало тревожить такое положение дел. Тем более что цветочные ящики в моей лоджии установлены на полу, чтобы к августу посаженные в них декоративная фасоль и вьюнки образовывали красивую цветущую изгородь. А это значит, что мой стриж, сидя в ящике, не видит неба, простора; куда же ему лететь?

Тогда я уложила на перила лоджии широкую доску и стала время от времени сажать на неё своего ленивца. Раз, другой, все безрезультатно. И вдруг в очередной вынос стрижа на импровизированную взлетную полосу, он, обозрев окрестности нашего дома, совершил свой первый настоящий полет. Увы, рекордсменом дальности мой стриж не стал. Приземлился совсем недалеко, я его отлично видела. Но гадать, взлетит ли он с земли или нет, мне не пришлось. Я заметила, что метрах в двух от стрижа в задумчивой позе расположился какой-то рыжий кот. Страх за судьбу своего питомца мгновенно вынес меня из дома. Свернула за угол, подхватила птицу. Кот все еще не двигался с места. Наверное, стриж на земле был для него диковинкой. Отличие от голубей и воробьев все-таки существенное, и оно явно смутило кота. Я же со стрижом в руках, стала раздумывать, как помочь ему взлететь.

Теперь-то я знаю, что таких птиц, которым короткие ноги не дают взлететь с плоской поверхности, нужно просто подбрасывать в воздух. А в тот момент решила я воспользоваться небольшим сооружением, много лет простоявшим без дела около нашей дворовой волейбольной площадки. Это была двухметровая лестница, предназначенная для судей. Пристроенный на судейское место стриж немного пришел в себя после первого полета и вдруг взлетел, стремительно, смело, нарезая круги над нашим двором, поднимаясь все выше и выше. Больше мы с ним не встречались. У него началась своя птичья жизнь.

2002 год