В двухтомнике поставлена последняя точка

Кенга
          Глава из романа - эпистола

               "Осенние листья"

                2008г.
         Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2016/06/21/799

        Галя – 01.01.08.      Попытка написать благодарность.
       Выражать благодарность за бескорыстную  помощь, значит исказить истину -  ведь любовь,  не есть ли  одно из самых корыстных побуждений  для бескорыстных  поступков?   Так что и благодарить, вроде, не за что.  Все, кто, так или иначе  прикасался к наследию писателя, оставленному нам, читателям, сами благодарили Бориса Заходера  за  детскую радость и слезы от смеха;  за чистую печаль  и мудрость  автора.
Дай Бог здоровья увидеть эту книгу в  руках  читателя!

        Галя - 02.01.08.
        С наступившим новым! После  бокала шампанского посидели у телевизора,  но смотрели не новогоднюю программу, а морских животных, полтора часа развлекаясь морским дном, скатами, коньками, медузами и китами с акулами, да и пошла домой, где бедный Риччи сходил  с ума от звуков фейерверков, словно все вокруг тоже сошли с ума, до самого утра грохотало.

    Давид – 03.01.08.
    В Новый год посидел у своих, до полпервого, просто болтали, была еще пара их друзей. Все лучше, чем сидеть дома. Хотя праздника все равно не ощущал.
Лучше буду смотреть Кидман - купил целый сборник. Но «Портрета леди» опять там нету. И еще куча поздравлений - надо хоть ответить, если сам не успел поздравить. Целую Д.

      Галя - 03.01.08.
…утреннее впечатление –  у настежь раскрытого окна  замерзшая  вода в бутылке, лишь в центре небольшой живой жгутик колышется. Вот так я сплю при морозе – 17!
   Некоторое удовольствие от телевизора, например, Андрей Панин в фильме «Ванечка». На мой взгляд,  фильм слишком нервен.  Слежу за этим интересным актером с того визита в Нинин театр, когда мы с вами были на  японской пьесе, и я впервые увидела Панина.
   Говорили по телефону с Реночкой Мухой и ее Папой Вадиком. Они вернулись домой, в Беер-Шеву,  и зовут к себе. Хоть на долго…
   Вот мои новогодние ощущения.

       Давид - 04.01.08
     У меня дожди и тучи, мрак и холод. Даже без замерзшей бутылки хватает. И об открытых окнах ночью (даже днем) страшно подумать. Ручки зябнуть, только бы дерябнуть. И почему-то ни на что не хватает - даже фильмы смотреть некогда. "Ванечку" не видел. И что думаете насчет Мухи?
Всего доброго. Целую Д
 
      Галя - 04.01.08.
      У меня совершенно увлекательная  жизнь. Только начала размышлять насчет  приглашения Мухи, но прежде решила накачать воды в бак, как обнаружила, что  мотор  не включается, значит,  примерз поплавок уровня воды. А еще раньше не завелась машина, хотя вчера прогрела. Победив воду, прикрикнула на машину и она с испугу, затарахтела. Настроение сразу улучшилось настолько, что   смогу  думать.
     Так что же я надумала? Да пока ничего, хотя, они даже придумали, что я от них могу уехать на Мертвое море, и Папа Вадик будет меня навещать (жаль Реночке море противопоказано). Но ведь  какая-то ерунда, мне нужны Вы, а не Мертвое море. Это снова, как и с Эйлатом, я придумываю   обходной путь, чтобы быть и рядом, и совсем далеко. Вспоминаю, как, прилетев тогда, заплакала, вдохнув воздух -  воздух, в котором Вы живете. Все что написала дальше, я уничтожила. Все равно ничего не скажешь, ни письмом, ни словами.  Остальные препятствия, а их достаточно, не имеют значения, хотя именно они и дают  возможность думать, что я из-за них не могу  решить. Это своего рода мазохизм, я словно наказываю себя, не давая воли чувствам. Вот это и есть  ваши «сапоги всмятку». 
      Вчера с Дорманами  были на дне рождения  нашей подруги – АГ. Было симпатично, многолюдно,  интересный народ. И главное, мне не надо  думать о  дороге – туда вел машину Саша, обратно – Таня. Ночная Москва, как сказка.  Невиданной красоты елка на Лукойле. Богачи гуляют!   Иллюминации, елки, цветы. И даже горящая машина на дороге…

     Давид – 05.01.08.
     Да, можно позавидовать сюжетности Вашего существования, сплошной экшен. Да у вас и внутри экшен не утихает. У меня же тишь и благодать во всем и везде. Тихий омут и черти все сбежали давно. Мне даже трудно писать. Не могу вдаваться в подробности, но скажу только общей фразой - чтобы Вы по привычке не принимали все на свой счет - главная причина и событие в том, что я все больше как бы это выразиться, недоволен собой. Вот все был доволен, доволен, а потом вдруг или не вдруг стал недоволен. Это как тормоз во всем и на все. Я с этим борюсь, но, кажется, безуспешно. Целую. Д.

     Галя - 06. 01.08.
     Хотелось услышать голос. Услышала. Печально, что  Вы так к себе относитесь,
а заодно и к некоторым, которые, наоборот.
Мой экшен, увы,  не унимается, несмотря на полное понимание ситуации. В душе вместо критики,  одна благодарная волна за время, проведенное в Вашем обществе, за волнение, узнавание.  За науку.  Недовольство пройдет. Все проходит.  И это пройдет
    Надумала  навестить  нашу с мамой приятельницу Шамик (ей девяносто два года), лежит в больнице. Так хорошо посидела с ней  и ее дочерью, которая  живет  в палате, чтобы ухаживать.  Да, так можно стареть рядом с нянькой – дочкой. 
     С книгой (Гете-Заходер) снова остановка. У нас вся страна встала на вахту встречи новогодне - рождественских торжеств. Моя любимая сватья  Татьяна Михайловна - Танечка, лежит в больнице с 28 декабря. У нее температура  и разные симптомы, а врачи были всего два или три раза,  и то лишь дежурные, только берут анализы и ставят градусник.  Вся эта вакханалия закончится 14 января. Вам всех благ, а главное душевного равновесия.

    Давид – 07.01.08 
    Чем же я вас так опечалил по телефону? У Вас просто накатила критическая волна - критикуете меня без устали.
А можно ли поинтересоваться, что происходит с Гете-Заходер? Или Вы думаете, что мне не интересно?
У вас там настоящая зима. Ксеня довольна. А я, южный человек, так и не привык к северу, хотя прожил там после Украины около сорока лет.
Дай Вам Бог всего хорошего. Целую Д.

     Галя – 08.01.08
    Два человека, которые неплохо  ладили, вдруг   перестают понимать  друг друга с точностью до наоборот. 
  Например: она объясняется ему, ну, если не в любви, то,  по крайней мере,  в теплых  чувствах: «мне нужны Вы, а не Мертвое море.  Это снова, как и с Эйлатом, я придумываю   обходной путь для того, чтобы быть и рядом и совсем далеко…»
   В ответе  узнает о себе,  что у нее, оказывается,  внутри сплошной экшен, который не утихает.   (Она и сама чувствует внутри что-то такое, которое не утихает, только не знала, что это так называется.)
  Она понимает: ее дорогому другу сейчас  несладко, некомфортно, словом – может быть  - даже погано. По какой причине – ей  не известно. Бывает. Но  между строк читает и такое - скучайте на здоровье, я не ощущаю ничего подобного. Что ж, горькую пилюлю надо принять, вежливо прореагировав.
 Встреча с книгой  состоится, вероятно, завтра.
 Целую. Белая и пушистая, как крыса.

     Давид – 08.01.08.
     Я продолжаю быть в уверенности, что любые комментарии излишни и не проясняют, а только запутывают. Отношения - это такая штука, которая, чем больше ее, штуку, проясняешь, тем больше она запутывается. Это уже не первый наш "кризис". Пытаюсь шутить - но и это не помогает. Чем их выяснять - лучше сохранять. Если дороги. Или рвать - если в тягость. (А летом мне казалось, что наладилась неплохая гармония. И даже осенью.) И в любом случае - не говорить о веревке.
   У нас "мороз крепчает". Зима вошла в свой пик. Замерзает даже душа, даже если прячется в пятках. Еще месяц такой дряни. Даже солнце вдруг не греет - не успевает. То тучи, то ночь.
   Пороху на длинные письма у меня сейчас совсем не хватает. Какая-то зимняя спячка. Успокойтесь. Целую. Страшный большой и черный как негр Ворон.

     Галя - 08.01.08.
     Даже в шутку не следует давать такой совет. Тогда уж лучше сразу веревку подготовить и, не раздумывая, использовать по назначению. Тем более, что никаких оснований – ничего не нарушилось. 
     У меня вчера снова замерзла поверхность воды в баке. Снова залезла и обернула горячей грелкой. Справилась. Вот так воюю.
    А сегодня, заглянула к соседям, Таня вернулась из Владивостока – ну, не героиня ли? – пока обсудили, что да как,  Риччи в мое отсутствие успел проломить стекло в балконной двери, он его выдавил лапой, там слабые оказались гвоздики. Вставила заново, обмазала замазкой. А Вы говорите у вас зима.
Встреча с книгой не состоялась. Вероятно, завтра.

   Давид – 09.01.08
   Сейчас у меня затор - застряли на замечаниях с Леней, потому не начинаю вторую редакцию. Значит, могу вздохнуть малость. Занялся всякой всячиной.  Даже сделал давно обещанные Лене и его брату диски с Хаванагилой - в 20 разных исполнениях. Песня не надоедает. Нет такого певца или ансамбля, который бы не имел ее в репертуаре.
   Ваша борьба с домашней стихией не вызывает ничего кроме сочувствия и уважения. Вы еще как-то бодро это воспринимаете. Может быть Вам и послано это для поддержания бодрости - тела и духа?
   А вот стекла собачка зря бьет. Как-то это неинтеллигентно. Передайте ей привет от Шарика (Булгаковского). Просто фи! Она решила не отставать от котлов и труб и не держать вас в бездействии.
    Крысы бывают белые, но чтоб пушистые? И зачем Вы себя так нехорошо обзываете. За Галочку обидно. Целую Д

    Галя  - 09.01.08.
    Вы совершенно правы. Все нам посылается для нашего блага или страдания. Смотря, как и что  воспринимать.  (Надо подумать – очень плодотворная мысль)  Любые встряски, даже неприятные, оживляют душу и освежают.  Особенно, когда  поднимаюсь ночью по наружной лестнице на чердак дома, неся, только что не в зубах, сумку с необходимым  (фонарик или грелку с кипятком),  испытывая  законную гордость.  Вот я какая!
    Просто удивительно, как я хорошо сегодня себя чувствую. Словно совсем молоденькая, ничего нигде не тревожит, ни в душе, ни в теле. Занималась с удовольствием уборкой, подклеила суперобложки у томиков Гете. Стоят теперь ровненько.
   Вечером втравилась в фильм  – «Стакан воды», но   отвлекалась, вспоминая,  кто написал пьесу. Напрягшись,  вытянула из глубин, что это Скриб, довольна собой.  И как хороша там Алла Демидова и Лавров. Фильм 79 года, а вчера  видела беседу двух кинокритиков с Демидовой, так она ни капли не постарела за эти тридцать лет. И хороша, и умна, полна достоинства и выдержки. Я  восхищалась ею.
   Ромочка меня  порадовал: поставила возле него рефлектор, так он согревшись в его тепле, вдруг  разговорился, рассказал без передышки, раз  двадцать, что он Ромочка - Ромочка… Позволил себя погладить. Заметила, что  с холодами, когда  прекратились его «гуляния», он перестал болтать. Только слушает музыку и вылавливает знакомые ему звуки. Очень радуется и отвечает на свист и разные звериные, особенно, птичьи  разговоры. Видимо ему зябко.  Надо его подогревать.
    Хаванагила – прекрасная мелодия и всегда бодрит и какой-то  патриотизм поднимает. Тогда я чувствую принадлежность к ее народу. Хотела бы писать «к моему», да что толку примазываться, но  за мое  отношение  к его мужчинам – меня надо  принять без слов за свою.
   Настаиваю на пушистости и белизне, и на крысе тоже.   А рассказик пришлю. Я добрая крыска.  И справедливая. 

   Давид - 10.01.08.
   Рассказик, конечно, еще не прочитал. Сегодня с Леней добивали вопросы - и никак не добьем. Опять хвост. А потом я полдня убил на хозремонты - по вашим следам. Купил шикарный выключатель для нагревателя в душе - семь лет собирался. И зря провозился: он слишком шикарный и сделан тупо, так что любителю никак не увидеть - куда же подсоединять провода, чтобы не сделать пожара, и я не стал рисковать. Очевидно, это делают для умных евреев, а не для выскочек вроде меня. И такая ерунда ставит меня в тупик. Это даже не компьютер! Вот поплакался. Но и перестал. Позову мастера.
 Рад, что Вы себя хорошо чувствуете. Это самое приятно дело - чтоб была гармония (внутри и снаружи). Я поэтому всегда завидовал гармонисту в деревне.
А Стакан воды хороша пьеса. Хоть его советские критики и ругали за "мелкотемье". Но так развивать интригу, мало кто умеет, а вот фильм такой не помню что-то. Демидова на мой вкус недурна актриса, но зла как ведьма, и это из нее прет всегда и во всем. Но - школа Таганки. Банка со скорпионами.
А Ромочке я советую сшить дубленку - что же он голый словно в Африке? Вот Ксеня тут свою забыла, я, пожалуй, ее Ромочке отошлю.
Перед Ричи извинитесь за меня: только высоко-интеллигентный песик может стекла бесшумно выдавливать лапой. Причем, уверен, - чисто вымытой.
За сим отправляюсь на вечерний отдых. (На покой-то я уже давно отправился - уж лет эдак, сильно за сорок на таковом.)
Целую и желаю всяческого добра. Чеслово. - Д.

   Галя – 10.01.08.
   Такое милое, уютненькое письмо. Хоть и не справились с выключателем. Помню, я,  вместо него включила у вас  тревогу. Это  было примерно семь лет назад.  Ничего, мужчины иногда впадают в тупик от ерунды, зато справляются с трудными программами.
   Вчера перечитывала тетрадки Бориса, нашла такое размышление:
  «Выход из строя крошечной грошовой детальки компьютера,  едва не привел к гибели человечество.  Неужели всему человечеству грош цена?»
Мы ничего не может предотвратить. Это в ответ на Ваше предположение о цивилизации техники в мороз, хотя и без мороза все может случаться.
Проблем много. Особенно  меня  огорчило сообщение,  что в нашем Королеве на  главном заводе прорвало трубу с мазутом, и он в невероятном количестве   вытекает в незамерзающий ручей, который служит зимним прибежищем  для уток, ондатр, и они гибнут в мучениях. Аж, заболело сердце. Уж лучше бы не знать…
     Да, Демидова  в беседе с двумя  дотошными журналистами от кино, проявила хладнокровие, хотя они задавали  коварные и каверзные вопросы. От ответов не уходила, но кратко ставила все по местам. Я давно не слышала  такой хорошей дикции, речи, владения лицом и позой. Высокого полета дама. Для меня она как событие – встреча с интересным человеком. Все сделано.  Видно, что она закрытая.  Но главное – очень умна,  и знает себе цену.  Вот это очень трудно.

    Давид - 10.01.08.
    Прочитал рассказик.
 (Речь идет о  «Борщ во языцех» http://www.proza.ru/2008/07/19/30)
Он полон двойных смыслов. О которых даже не подозреваете. Хотя - подозреваете, судя по одной фразе перед концовкой.
Хотите знать, какие мысли возникали, пока читал?
Вот в кухне мучается над несчастной свеклой женщина, место которой на подмостках, а руки должны лишь принимать охапки цветов. А над ней двое зануд действуют ей на нервы своими мудрыми указаниями. Развиваться события должны бы другим образом: недоваренный борщ вылит на зловредную соседку (которая, правда, малость, опомнилась, но поздно!), а острый нож вместе с теркой запущен в нежного супруга. С тяжелыми последствиями, судом, отбытием срока и всеобщим раскаянием в конце.
А месть соседки наедине в собственной кухне - это просто просится на музыку в духе Кармен Бизе!
Сами не понимаете, что творите!!
               
    Галя - 11.01.08.
   Чудесный рассказ написали. (Вернее, рецензию на него.) В кроваво свекольных тонах. Особенно об охапке цветов. Надо расставить вокруг букеты, полученные на последнем концерте. Но не в наших характерах, хотя подтекст, выбран такой. Мы  все слегка другие, - Таня настоящая примадонна, только  не  примадонна по характеру. Она борец во всем.
   Я сегодня   не склонна писать –  устала. Несколько часов занимались книгой.  Хорошая концовка второго тома. А уж вылизана так, что, наверное, даже Вы не могли бы найти ошибок, во всяком случае, для правки. В понедельник наметили завершить формальности и можно отдавать в печать.  Гэ надеется в течение месяца  напечатать.  Даже не верится, что сладили. Сейчас пойду в постель.
И Вы – отдыхайте.   День прекрасный,  своей осмысленностью,   но напряженный. 
               
     Давид -13.01.08.
     А я ездил к Роберту. Вот вернулся, пообедаю - и к Лене заканчивать наладку компьютера. Так что тружусь. Это как-то бодрее, чем сидеть и лежать.
     Радуют известия о книге. Даже не верится, и очень хочу, чтобы ваш оптимизм оправдался - я все боюсь каких-нибудь сюрпризов. Буду просто счастлив, если ошибусь.
Маршакам и всем от меня поклоны.
Очень мило объяснили мне о "наших характерах" (то есть ваших). Особенно понравилось насчет примадонны. Насчет себя промолчали - видимо, надеялись, что все же не слишком заблуждаюсь. :))))))))))))))))))))))))))))
Продолжайте гармоничничать. Это хорошее занятие.
                .
    Галя - 14.01.08   
    Давидек, я совсем отбилась от вас, все,  где-то в стороне. Хотя в стороне все равно оказываюсь рядом. В гостях у Маршаков было исключительно мило. Мы ехали из Комаровки, набившись плотно в машину – помимо Ванечки везли доску  с заготовленной  Дорманом пасты – домашней лапши и еще Танечкин пирог с капустой. Такой семейный ужин.  Сложились разные обстоятельства:  Маршаки пропустили день рождения Дормана – летали на зимние каникулы на Кипр.  И вчера же,  утром вернулся их сын Илья, к которому я благоволю – вернулись с женой из Израиля, полные разных впечатлений и я слушала их отчет, буквально, разиня  рот. Так хорошо даже знать, что вот только что  они ощущали тот воздух. Израильское вино привезли. Была мать Маршака, Мария Андреевна.   Она бодра и энергична, что  придает  определенную уверенность в собственном будущем.  К концу застолья, меня вдруг осенило: ведь  сегодня, под старый новый годи,  мы  сделали последний штрих в книге. После выпитого бокала прекрасного шампанского, а оно на меня  действует  слишком живо, весьма нескромно предложила выпить за меня и за, именно сегодня законченную нашу книгу. И меня, словно прорвало. Я так горячо рассказала о ней, что тут же получила заказы на ее приобретение, как только она появится.   

   Давид, Вы не будете разочарованы книгой. То, что было в начале – всего лишь черновик. Сути изменения не коснулись (весь главный текст, стихи – все как Вы видели). Завершает, после заключительного слова издателя, - кстати, очень хорошего, - заключительное  слово Бориса Заходера. Вы знаете лучше этот текст: его размышления, почему он не может остановиться и создает новые и новые варианты.
     Завтра будем закрывать работу и через день  в типографии. Сколько экземпляров заготовить для Вас?  А поздравим,  друг друга позднее, когда книга будет  в руках. Но все равно, я благодарю Вас.
     Поклоны передам, с удовольствием.  Я получила  подарок от Маршаков – томик Джейн Остин с несколькими романами, в частности «Гордость и предубеждение», переведенный отцом Саши, а значит сыном самого Маршака, Иммануилом  Самуиловичем.
      Андрей сегодня, после всех каникул, наконец, идет к своему врачу.

      Давид - 14.01.08   
      Спасибо за теплое письмо. Хорошо Вы там живете - дружно и весело.
О книге пишете (и наверняка говорите) хорошо. Вас на маркетинг бросить ба - разнесут прилавок в миг!
      Надеюсь, до того как она "поступит в продажу", у вас будет несколько "авторских" экземпляров для своих? И очень хочу верить, что все будет именно так, как Вы описали.
     То, что помещено в концовке - смутно помню, где-то есть об этом строки у БВ. (Насчет "остатка" поговорим при встрече,  когда все уже устаканится. Если, конечно, захотите.)
     Остен - знакомо, но не уверен, что читал. М б только фильмы по книгам видел. Раньше я "дамских романов" не читал - "некогда".
     А я теперь загрузился наконец во вторую редакцию - там опять много чего находится. А книга будет еще толще Мейерхольда. Да еще куча иллюстраций добавится. Но материал там совершенно новый. Прощаюсь. Целую Д.

    Галя – 14.01.08
    Гуляя с Риччи, упала на наледи, но удачно, кажется, ничего не повредила, хотя очень огорчилась случившимся.
   Завтра будем закрывать работу, думаю, уже больше не потребуется рабочих  встреч. 

     Давид - 14.01.08
    Вот тебе раз! Не убереглась!
     Надеюсь, все обойдется. Надо хорошо провериться. Целую Д.

     Давид - 15.01.08
    Продолжаю надеяться, что все обошлось и Вы не повторили подвиг Маши, то уж совсем ни к чему. Хочется поругать Вас - ведь знаете вашу ледоносную зиму. Сколько человек за зиму ломает себе кости! Вы, конечно, молодец, но на снегу поосторожней. Особенно когда то тает, то мерзнет - да так ведь каждую зиму сплошь.
Хоть Вы и надеетесь сегодня "закрыть работу" - но я решил пока не поздравлять. Потому что Ваша работа кончится только с выходом книги - Вы ведь во всех ипостасях: автор редактор комментатор и издатель тоже. Так что подожду, чтобы не сглазить.
Так что вперед и желаю удачи. Только лед обходите и вообще по снегу поменьше шастайте. Нет ли в продаже сапог с шипами, как у авто?
Целую Д.

                Читать след главу   http://www.proza.ru/2017/07/22/802