В разрушении нет ничего устоявшегося

Жарасбек Коргамбаев
 Начинают ли сегодня многие размышлять и понимать, что оттого что очерняют социализм, наша жизнь не становится лучше и совершеннее, чем прошлое. Может быть. Но социализм не мог в истории появится случайно, по ошибке. Это люди так размышляют, которые раскисли и ломаются и жизнь которых меняется независимо от их сознания и воли. Стало быть, мы просто все еще слепо отталкиваемся от социализма,от которого бежали к Западу как к чему-то упорядоченному, но еще не ушли от него. Стало быть, мы еще живем в нем, видя лишь, как он разрушается и давит на нас. И только чувствуя, как мы вместе с ним "умираем", не осознавая всего этого собственным изменением (в котором мы действительно становимся другим, неузнаваемым).

Социализм формировал иждивенцев, функционеров, марионеток, ему нужны были не инициаторы и активные и думающие люди, а бездумные исполнители. И за рамки этой системы никто не мог выходить. Люди по сути были ограничены своей личной жизнью, своим коллективом, своей специальностью, своей профессией, своим домом и своей зарплатой и многим еще кое-чем. И эта жизнь-потребление стало разрушатся. И вот социализм распадается, и разрушаются все общественные порядки, созданные им.

Но такие порядки сложились во всем мире, порядки, в которых человек был ничто и использовались только его силы, энергия. И все они были не более как исполнителями и прочими. А поскольку в разрушении нет ничего устоявшегося, и все ломается и меняется, течет и исчезает в этом беспрерывном потоке изменений, а люди в нем только выживают, то рыночная организация, являясь именно периодом этого беспрерывного разрушения жизни, не дала взамен ничего и не может дать, что превзошла бы социалистическую организацию.

Социалистическая организация была именно определенной организацией (как и капиталистическая организация), имевшей твердую основу. Теперь мы просто оказались в "перестройке", "реорганизации" и в условиях бесконечных реформ, не имея никакую основу и тем более никакого сознания о разрушении. Мы не знаем ни настоящего и ни прошлого, и куда-то бесконечно "перестраиваемся". И, вопреки очевидному, здравому смыслу, это называем жизнью, это называем настоящим. И желаем все это увековечить. И разрушения, происходящие уже во всем мире, в наше сознание еще не вошло. А ведь мир разрушается, расщепляясь, раздробляясь, разделяясь. И люди, воюющие друг с другом, продолжают все между собой делить, делят и богатства, и власть. И никто не знает, к чему все это приведет завтра.

 Ведь совершенно очевидно, в советском обществе была жизнь сложившаяся, жизнь целеустремленная, бурно кипевшая во всех областях общественной действительности. И люди здесь были людьми, охваченными этим порядком и стремившиеся к жизни и совершенствованию. И централизованная власть. А здесь все это вдруг провалилось в какую -то бездонную пропасть. И каждая область - княжества. И поскольку мы опускаемся вниз на исторически пройденные степени, то скоро раздробится и государство И мы тогда будем лететь поистине в бездна.И собрать этот мир тогда будет не просто. И вот мы сидим и размышляем, каким образом «прелести» рыночного произвола намного превзошли «ужасы» социализма, что привело к полному расстройству жизни и всеобщему отчуждению людей друг от друга и общества. Наша жизнь становится уродливой и еще больше стала нас отталкивать своим безобразием, и мы создаем некий идеальный, мифический мир, теперь мир сказочного богатства, отбросив все общественные идеалы. И это нас еще больше запутало. И вот все мы сидим "опечаленные" и горько размышляем, не понимая, куда делась закономерность, порядок, слаженность. Мы, имея дело с великим распадом, несущим разрушения и хаос, говорим о созидании...

Но тот факт, что социализм распался как реальная общественно-политическая организация и продолжает разрушаться, вовсе не означает, что вместе с ним погибла и идея объединения (она сложилась на Руси, когда все было раздроблено), и человечество теперь и вправду навеки обречено на неискоренимый хаос, выраженный теперь во власти денег и произволе отдельных людей. Напротив, мы нуждаемся не в возврате к социализму. Социализм как реальная общественная организация никогда не вернется, ибо, как мы уже знаем, прошлое не возвращается. Мы стоим перед лицом возрождения социализма как идеи, в которой отражены глубокие устремления людей к будущему как к новому объединению, как идеей, уже глубоко преобразованной, в которой раскрывается и осознается смысл развития и распада социализма, его историческое предназначение и связи с будущим преобразованием общества. И связи отнюдь не идеальные, а реальные, жизненные и вполне познаваемые. И если мы вернемся к социализму, то только на другой основе, осознав не только ошибки, допущенные на предыдущем этапе, но и историческую ограниченность социализма. И завершения капитализма как системы. И только от этого пойдем к своему будущему - к новому объединению.

Те люди, которые публично заявляли о социализме как «о роковой ошибке» истории, должны будут признать, насколько оказались великими классики марксизма, предсказавшие эти неизбежные изменения, в то время как мы, разрушившие этот социализм, до сих пор еще не можем взять в толк, для чего же его разрушили, раз теперешняя организация не дала взамен ничего и не подняла нас на более высокую ступень, чтобы мы имели хоть какое-либо основание для презрительного отношения к своему прошлому. И теперь в нашем понимании общественное развитие ассоциируется с неким механическим агрегатом, что будто бы общество может вернуться обратно к капитализму, если ему не понравился социализм и что общественное развитие может быть подвластно произволу отдельных людей или идеологии. Это ведь просто рассуждения индивидов, не имеющих никакой исторической и общественной логики. А ведь именно эта чисто механистическая и экзистенциальная точка зрения образует основу рыночных теорий и идеологий, пытающихся нас ввести в капитализм, в то время как роль и значение основополагающих общественных категорий, действительно определяющих развитие, остаются нераскрытыми.