Шах и мат

Ирина Никифорова-Захарова
    « Никто не ожидал прихода испанской инквизиции…» Но, она, как известно, пришла и не спросила. Как и всё в нашей непредсказуемо-опасно-чудесной жизни.
    К Марине она пришла в лице молодой шатенки с удивительно стройной фигурой и карими глазами. Именно на фото этой «дамочки», наткнулась Марина, проверив его телефон, и именно из-за этого фото - что-то кольнуло в груди, и наполнилась её грудь печалью и дурными предчувствиями.
«Конечно, нехорошо лазить по чужим телефонам и вскрывать чужие письма, и умные женщины во все времена категорически не советовали так делать, но… что мне делать остается, если у мужа в последнее время какое-то ранее ему несвойственный интерес к наглаженным рубашкам, а главное, «парфюму», который он во все времена игнорировал, доказывая Марине, что «мужик должен пахнуть мужиком, то бишь- табаком, потом и порохом».


«Здорово! Видимо, кризис «среднего возраста» никого не минует,- подумала Марина, убирая телефон.
-Мам, ты дома?- крикнул старший сын Витя из коридора.
-Дома, дома, сынок,- поспешно откликнулась она и поспешила ему навстречу.
    Расспросив сына, как прошел день, накормив его, она оделась и пошла в детский сад «забирать» «малого» Андрюшу.
     Несмотря на шумный вечер в компании сыновей,  среди домашних «рутинных» дел, «шатенка» нет- нет, да и вспоминалась ей.
     «Поговорить? Спросить? Или пусть всё идет как идет. С нами, «дамами» часто бывает- накрутим-намутим, навыдумываем, где нет ничего. Мало ли, ну фото. Неудобно как-то спрашивать, да и потом… всё равно отопрется. По-моему, он тогда, еще до женитьбы всё же с Веркой «подкрутил», но ведь стоял как скала на своем « всё выдумываешь…. Ладно. Поживем- увидим…. Лишь бы не сорваться, и не повести себя «бабкой базарной»».
       Но через пару дней ей  стало ясно, что долго ждать не придется. И вот…через месяц муж Алексей с виноватым видом сказал ей на кухне поздним вечером, что «решил пожить отдельно», ну и прочие фразы, которые, наверное, говорят многие мужья, решившие «сделать ноги» из родного «гнезда».
       Он не знал, что его жена –« наивное создание, которая ни о чем не догадывается» за этот месяц прожила свою маленькую драму, в которой было всё: и слёзы в подушку, и новая прическа, и планы мести, и чтение умных журналов, и даже поход к психологу.
      Все говорили и писали правильные вещи, но Марина знала, что вс,ё что происходит с ней-  «неправильно». Что это «нечестно» и со стороны мужа, и со стороны его «шатенки»-  разрушить её «гнездо». И она похудела и осунулась за этот месяц, но Алексей этого не замечал. Он жил уже какой-то своей жизнью, и ничего с этим поделать было невозможно.
       Она столько передумала за этот месяц, что порой боялась, что «голова лопнет». Но голова- «предмет темный», и однажды она вспомнила фразу психолога: «Поступая привычным образом- мы получаем привычный результат»,  и в голове возник план, который сначала показался Марине «бредом».
« А не сыграть ли нам с тобой, дорогой, в шахматную партию»!
       Когда она поделилась своей идеей с верной подругой Татьяной, воспитывающей сына в одиночку, та испуганно замахала руками.
-Ты с ума сошла.
-А что в этом такого?
-Так это же травма для детей…
-Хм, а так они счастливы будут? «Папа на работе», «папа в командировке». «Малого» еще можно «накормить» этими сказками, а старшего?
-Ну, не знаю. Ну, ты Марин, даешь…
-Да ничего я еще не «дала», посмотрим…


     …И вот они сидели с Алексеем на своей кухне…
  -Хорошо, отдельно так отдельно,- сказала она мужу, внимательно глядя в его удивленные таким смирением глаза.- Я же вижу, что-то тебя гнетёт. А ты же знаешь, я всегда старалась делать, как тебе лучше будет…. А жить –то где собираешься?
-Да …квартиру снял…,- он замялся.
-Быстрый ты! Уже и квартиру снял! Впрочем, решил так решил! Поживи! Квартира-то большая?
-Однокомнатная,- быстро ответил он,- а что?
-Маловата, конечно, но ничего. Я завтра вещи соберу твои да Андрейкины.
-Что?- не понял муж.- Чьи…вещи?
-Ладно, свои сам собирай, я Андрюшкины вещи соберу.
-Что?- муж изумленно уставился на неё.
   «Ага! Не ожидал!»- подумала Марина зло. А вслух сказала невинным голосом:
-А как? Сам знаешь, Витя со второй смены учится. А еще тренировки каждый день почти. А я как должна? Ладно, отвести в детсад утром могу, а потом у меня рабочий день ненормированный, да еще на вечерние смены заставляют выйти. Тяжело, конечно, но  оплата приличная. Надо же как-то крутиться, а то твоих денег, сам знаешь, на всё не хватает. А на Витю я всё свесить не могу. Этот разве даст ему уроки учить?! И вообще, целый вечер с этим «гавриком»… как он один справится.
     Муж ошарашено молчал.
- А Андрюшка, вон как за тобой гоняется. Сегодня опять всё не засыпал- «папу подожду». С ним и поживешь. Утром в сад увез , вечером забрал. Понятно, где я заберу, уж будем как-то чередоваться. Можно, конечно, няню нанять. Но у меня пока таких денег нет, а у тебя?
     Муж явно не знал что сказать.
« Что? Язык откусил? Ну-ну. Давай, сообщи своей  «шатенке» новости, папаша. Решил удрать с «подводной лодки»?»
       Марина еще хотела что-то сказать, но почувствовала, что слезы предательски поднимаются к глазам, потому до боли прикусила губу и вышла из кухни.
     Она зашла в комнату, где спали сыновья, и, беззвучно плакала, глядя, как её «сладкий» мальчик спит, положив кулачок под щеку.
    «Ты всё же сделал ход, я ответила. Теперь ход за тобой!»- подумала она о муже.
     На следующий день муж дал свое согласие пожить с сыном.
   А еще через день,  утром она долго целовала Андрейку в детском саду на прощание, и еще раз сказала ему, что у неё работа, а за ним придет папа, и он поживет с папой в другой квартире, но недолго.
      Андрейка доверчиво смотрел в её глаза, и у Марины всё сжималось от горя и тоски, и она вновь и вновь прижимала его, не в силах расстаться, пока он сам не вырвался из её объятий и не убежал с другом в группу.
      Со старшим сыном разговор получился сложный. Она собрала в кулак всю свою волю, чтобы не расплакаться, и как могла - объяснила, что у отца кризис, и ему надо поработать и пожить в другой квартире. Сын глядел на неё недоверчиво, но она сказала, что Андрейка будет жить пока с отцом, а они поживут вдвоем. И этот факт, как ни странно, его успокоил. И Марина поняла, что он даже немного рад, что его не будут заставлять «приглядывать» за Андрейкой, и комната вся будет в его распоряжении.


       Вот так неожиданно началась другая непонятная жизнь. Три дня она мучилась, иногда решая всё бросить - все эти дела, эту работу  и всю свою затею, и поехать вечером- забрать сына, но потом  собирала волю « в кулак»и ждала выходных.
       В выходные Алексей привез сына, и Марина схватила его так крепко, что тот даже заверещал. Весь день она не отпускала его ни на минуту. Старший ,Витя, тоже явно соскучился по брату, потому как несколько часов играл с ним в какую-то игры и даже дал ему посидеть за своим компьютером, чего раньше не разрешал никогда.
- А тетя Оля тоже добрая,- сказал на это Андрейка, деловито усаживаясь к компьютеру.-Она мне всегда планшет дает играть.
    Старший сын вопросительно посмотрел на мать, но Марина быстро сказала:
-Добрая! Это хорошо. Ты её слушаешься?
-Не-а, - сказал Андрейка.-  Она вчера кашу сожгла. И стряпать блинчики не умеет. Я попросил, а она не умеет. Она мне потом конфеты дала.
-А кто это такая- тетя Оля?- спросил тогда Витя у брата, вызывающе глядя на мать.
-А тетенька,- беззаботно отозвался тот, не открываясь от игры.- Ей просто жить негде, папа сказал, вот она и приходит.
    Витя нахмурился и вышел из комнаты. Марина пошла следом.
-Ты меня обманула,- сказал сын. Лицо его скривилось.- Мама, что происходит?
-Сынок,- Марина посмотрела на него умоляюще.- Отец ничего не говорит, а я не спрашиваю. Хочешь, спроси у него сам.
-И спрошу,- упрямо сказал Витя.- А почему там Андрюшка живет?
-Сынок, я прошу, не спрашивай меня ни о чем. Пойми, так надо. Так сложились обстоятельства. Но если хочешь, давай Андрюшу оставим дома, только забирать его из сада и вечерами - пока я на работе, тебе придется с ним сидеть.
    Сын задумался.
-Потерпи, сынок, всё решится. Поверь мне, ладно.
    Сын смотрел на нее и молчал. Марина чувствовала, что он злится и на неё и на отца, но что она могла ему объяснить?
-Мам, я блинчики хочу,- донесся до нее голос «малого».
-Сейчас, сынок,- крикнула она, и быстро ушла на кухню, чтобы уйти от этого молчания.

       Вечером воскресенья муж приехал за Андрейкой. Тот обрадованно кинулся к нему, и Марину это очень «заело». Витя вдруг тоже засобирался.
-А ты куда?- спросила Марина растерянно.
-К папе поеду, посмотрю какой у Андрейки планшет ,я ему обещал. Можно, пап?
-Ну, конечно, поехали,- сказал муж, явно удивленный  таким « поворотом».- А обратно –то как- поздно уже.
-Сам доберусь, не маленький,- сказал Витя решительно.- А если что у тебя переночую, мне же в школу к двум. Если что, мама, я позвоню.
       Все уехали. Марина без сил села на диван.
« Во что превратилась моя жизнь? Ну и Витя- совсем уже большой. Надо с ним как-то иначе разговаривать. А что я скажу? Про кризис «среднего возраста»? Да он, может, больше моего уже знает о таких отношениях, у них полкласса «приходящих» отцов имеют. Такая жизнь сейчас! Как обидно! Хотелось, чтоб всё было, как у моих  родителей. Счастливая семья, все всегда вместе. Ну, не у всех получается. Я делала, что могла и умела- хорошо или плохо, но я всегда старалась, чтоб было так. А теперь вот так. А как дальше будет?... Одному Богу известно».
       Витя позвонил через час и сказал, что заночует у отца. Марина без сна прокрутилась всю ночь.
     Сын появился утром.
- Ну как, сынок,- кинулась она к нему.
- Почему ты не сказала мне, что он к другой ушел?- спросил вдруг сын, голос его сорвался.- Мне папа по дороге рассказал, что у него там… а ты мне врала!
    Он ушел в свою комнату и хлопнул дверью.
     Марина пошла за ним. Сын лежал на кровати, уткнувшись в подушку. Марина робко села рядом.
-Сынок, послушай! Ну, так бывает…
   Сын резко сел на кровати
- А я не хочу, чтобы было так!- закричал вдруг он и заплакал крупными слезами.-Он…ушел, а ты…врешь!
      И он снова уткнулся в подушку. Марина молчала и гладила его подрагивающие плечи.
А потом заплакала сама, и сын вновь сел на кровати и уткнулся в её плечо.
-Всё хорошо будет,- обнимая его, повторяла она как «мантру».- Поверь, всё будет хорошо.
      Но в тот момент сама она в это мало верила.
-Вот заберем Андрейку…
-Нет,- сказал вдруг Витя,- пусть он там поживет. Его там не обижают.
     Он хмыкнул.
-Оля эта так перед ним «стелится»...


      …Прошел месяц. Жизнь шла своим чередом. Андрейка жил у отца, дома проводил выходные. Витя забегал к нему и отцу в гости. Марина переболела «вируской»,вновь вышла на работу.
….Однажды, вернувшись поздно вечером с работы, Марина увидела в прихожей ботинки «малого».
     Она кинулась в комнату. Витя спал на своей кровати, крепко прижимая к себе маленького Андрейку.
     Она вышла в коридор и набрала номер мужа.
-Что случилось?- спросила она мужа, забыв поздороваться.
-Что?- взвился тот.-  Я тебе звонил- звонил…
-Телефон забыла сегодня дома….Вите вечером  с другого телефона звонила, он сказал, что «всё в порядке».
-«В порядке» у него…Я в детсад приехал, а мне воспитательница : «Его брат забрал!» Я ему звоню, а он мне: «Больше Андрейка к тебе не пойдет. Его Оля обижает»…
-Что?- взвилась Марина.- Как это…обижает?
-Да ничего такого не было, - стал оправдываться муж.- Андрейка её новое платье зеленкой залил. Она у него планшет забрала. Она и так терпеливая. Ты же Андрейку знаешь! Ты его разбаловала -  ведет себя иногда…
-Я?- взбесилась Марина.- А ты где был? Кто мне тогда: « Рожай! Рожай мне еще сына-богатыря!» А теперь, он, оказывается, не так воспитан? А с кого ему пример брать? С бабника-папаши…. Что? Ненадолго хватило? Отчалить решил в новую жизнь, где никто «зеленку» не проливает, не бегает, блинчиков не просит… . Старое легко разрушить, попробуй, создай новое. Пусть тебе «бездомная тетя Оля» еще родит и воспитает идеального  сына. А сюда больше не лезь! Я так и думала, что ты не справишься!
    Она еще прокричала ему что-то обидное, а потом бросила трубку, и, наконец, успокоилась, пошла  и выпила кофе, и на душе у нее почему- то  впервые стало спокойно-спокойно.
«Во как! Пока мы шахматную партию разыгрывали, Витя  сделал ход «конем»!»
 Оба её «сокровища» дружно сопели во сне, и она легла с ними в комнате  на узенькую Андрейкину кроватку и тоже впервые за эти месяцы уснула спокойным сном.


      Муж позвонил через неделю - хотел увидеть сыновей. Марина к тому времени успокоилась и не возражала.
-Вещи Андрейкины привези!- сказала она.
-Как вы справляетесь?- поинтересовался он.
-Ушла я с вечерней смены. Дети важнее,- просто сказала Марина.- А ты…живи, как умеешь…
   Алексей пришел вечером. Долго играл с младшим сыном, о чем-то поговорил со старшим. Потом он пришел уже без звонка, и стал ходить через день, оставаясь допоздна.
      Марина с ним разговаривала мало- только по делу, ни о чем не спрашивала.

-А тетя Оля-то тю-тю,- сказал ей как-то вечером Витя.
-Что значит тю-тю?
-Ушла,- усмехнулся сын.- Мам, я же видел, как её Андрейка « напрягает».
-Так Андрейка уже давно с нами.
-Ушла, так папа сказал. Он Андрейку обратно звал, но тот сказал, что без тебя не пойдет.

       Прошло еще два месяца, и муж сделал ей робкий намек насчет того, «что в жизни всё бывает и можно попробовать сначала…»
 -Шах и мат!- сказала Марина, зайдя вечером к подруге.- Вот и прошла любовь! Сделала девушка выводы! Не зря я мучилась…
-Да… ты, Марин, необыкновенная….. Ты довольна?
-Как тебе сказать? И да, и нет! Сейчас мне даже жаль его. Я ведь сама тогда в вечернюю смену выпросилась. Думаю : «Любовь у тебя! Хорошо и прекрасно! А дети-то чьи? Общие. Будь добр - неси свою долю ответственности. Я не буду поступать привычно-  рыдать, детьми шантажировать. Живи с «любовью»! Но одного сына тебе! А зачем молодой бездетной девчонке дети чужие, которые вопят и прыгают, и хотят без конца  есть, и всё пачкают- ломают.
-Да, это точно.
-Правда! Жаль его, дурака. Тут всё сломал - нового ничего не создал.
- А если бы девушка выдержала? Неужто отдала бы им Андрейку жить?
-Решили бы как-то, а сейчас что говорить…
-А Алексея обратно пустишь, если что…
-Нет!- твердо сказала Марина,- знаешь, ведь «единожды солгав…»
-«Кто тебе поверит»,- продолжила подруга.
-Пусть живет, как хочет. Не смогу я с ним жить и делать вид, что ничего не было… Квартиру, наверное, разменяем, что ему по съемным мыкаться… а вместе- нет.
-Ну и характер у тебя! Я бы так не смогла!
-Да какой характер? Ты же знаешь, как мне эти месяцы дались. Просто, я всегда  играла в шахматы лучше мужа!