Наготове будешь, все добудешь

Александр Жданов 2
Сборник воспоминаний «Афганистан 1979-1982 Воспоминания связиста».

"НАГОТОВЕ БУДЕШЬ, ВСЁ ДОБУДЕШЬ".

                "Борись с трудностями умом, а с опасностями — опытом."
                Русская народная пословица

    В конце 70-х почти каждый из моих знакомых офицеров и прапорщиков мечтал поехать на работу за границу, где кроме того, что  платили   в несколько раз больше,   еще была возможность купить любые, как тогда говорили,  товары народно-хозяйственного назначения  заграничного производства.  То есть модную, современную одежду, радиоаппарату, часы, сервизы и тому подобные дефициты.   
Попасть к «хорошую» страну, типа Германии, Польши  или Чехословакии  могли только очень «блатные», то есть имевшие  высокопоставленных родственников, или как тогда говорили люди с «рукой».  У нас в отделении телефонного центра 14 полевого узла связи Генерального штаба ребята даже шутили по этому поводу, называя себя «инвалидами», то есть людьми не имеющими такой «руки». То, что мы все служили в Москве, попав сюда сразу после окончания училища, могло бы вызвать у неискушенного читателя ухмылку.
    Мол, лукавит, товарищ! Сам в Москве оказался сразу после училища, наверняка неспроста!  Но дело в том, что многочисленные учения, постоянные полевые выезды на неделю за город, длительные командировки  и высокая требовательность во всем со стороны многочисленного начальства,  делали наш узел связи совсем не привлекательным для блатных. По сравнению, скажем, с такими местами, как предприятия промышленности, училища и академия (в них попало несколько выпускников и нашей группы), различные заказывающие управления и НИИ. Я попал служить в нашу часть видимо просто по ошибке кадровиков. В   предписании явиться к месту прохождения дальнейшей службы были записаны лишь номер в/ч и адрес:
      г. Химки Московской области.
      В нашей группе назначения в подмосковные города получили, наверное, больше половины её ребят.  Так что ничего удивительного в том, что я тоже был направлен в Подмосковье, не было.
   
  На самом же деле оказалось, что моя воинская часть находилась в районе г. Москвы, с одноименным названием Химки, или точнее Химки-Ховрино. Да, в момент своего создания это место было  Подмосковьем, но Москва разрослась и оно оказалась уже в самом городе. Скорее всего кадровик этого не знал, считая, что как и всех , посылает меня в область. И когда я приехал в горвоенкомат указанного в предписании города, мне сообщили , что такой воинской части у них нет. И только случайно находившийся в это время там прапорщик вспомнил , что возможно она находиться напротив г.Химки,  через канал и кольцевую дорогу,  в самой Москве.
    
       Валера Пустоутенко, из третьей группы нашего 20 курса тоже попал в это же отделение, что и я.  Но только не сразу и не напрямую.  Он появился в расположении подразделения почти через месяц после меня.  У него в предписании было написано, что он обязан прибыть в распоряжение начальника связи Московского военного округа.  В те времена округ занимал обширную территорию и служить Валера мог попасть в любое место, довольно далеко от Москвы и даже очень далеко от московской области.  Поездив в течение месяца по разным воинским частям, он в конечном счете, оказался  на такой же должности и в том же месте, что и я. Правда, как потом выяснилось, с одним существенным недостатком.  Я был назначен на должность приказом Министра обороны и по существовавшему тогда положению, имел право на получение квартиры в Москве, а те, кто, как Валера, был назначен приказом начальника связи Вооруженных сил СССР, имели право только на квартиру в области.  По иронии судьбы в Москве квартиры министерству обороны выделяли значительно чаще, чем в Подмосковье, где строительство тогда отчего-то велось вяло. В результате, если я получил свою первую жилплощадь менее, чем через год, Валера смог ее получить только намного позже и в городе Химки, в доме,  в котором жили офицеры управлений  войск связи центрального подчинения. Кто-то из них тогда как раз  улучшил свои жилищные условия, выехав из однокомнатной квартиры, передав её Валере. Что интересно, в соседнем подъезде этого дома проживал и сам маршал войск связи Белов А.И

      Обычный, не блатной офицер, или прапорщик в нашей части имел небольшие шансы попасть в спецкомандировку, как тогда говорили, только в какую-нибудь развивающуюся страну Африки или Азии. Туда, где уже были развернуты узлы связи главных военных советников, или где их собирались развертывать. 
   
    Мое желание попасть заграницу  было связано еще и с тем, что в последнее время служба в нашей части  стала меня несколько , мягко говоря, тяготить. Ближайших перспектив продвижения не было, а служить пятый год командиром взвода было уже не совсем интересно. Свободного времени фактически не было. Если мы не уезжали на месяц на учение и не нужно было идти в наряд, отдыхать удавалось только в лучшем случае один, часто неполный день в неделю. В субботу до обеда мы проводили парко-хозяйственный день, а уже вечером и в воскресенье кому-то нужно было оставаться в отделении ответственным.  Если  мне вдруг внезапно звонили друзья,  знакомые  или родственники,  оказавшиеся проездом в Москве,  я даже никак не мог договориться с ними о встрече, потому что распорядок отдыха и работы на выходные мне  становился известным только в пятницу после 18 часов. Да и все планы могли измениться в любой момент  в зависимости от текущей обстановки в подразделении и части, и пожеланий начальников. Например, как-то маршалу войск связи показалось, что где-то на соседней с его домом в Химках улице после ремонта коммуникаций оказалось много мусора и туда в субботу срочно отправили взвод нашего отделения во главе с мной, чтобы навести порядок.

    Обычно на полевые занятия на неделю мы выезжали по тревоге в понедельник, часов в 4 – 5 утра. Но так как добраться до части можно было только общественным транспортом, который начинал ходить около  шести утра, тем, кто жил не рядом, приходилось приезжать на службу  к исходу дня в воскресенье и ночевать в казарме, точнее в канцелярии отделения.

         Один – два, а то и три  раза в год часть ездила на учения, которые длились, как правило, около месяца. А там мы трудились фактически вообще круглосуточно:   дежурили в две смены, спали в лучшем случае по 4 часа в сутки, совершали длительные переезды в плацкартных вагонах с личным составом  в воинских эшелонах с грузовой скоростью. Последнее означало, что переезд, скажем,  от Москвы до Львова занимал 7 суток, при том, что пассажирский поезд шёл туда всего полдня. А в это время нужно было в вагонах  ещё и проводить занятия по боевой и политической подготовке с подчиненными, нести службу в карауле по охране техники, которая располагалась на открытых платформах в этих же эшелонах.
   
      Дважды в год завершались периоды обучения с обязательной проверкой, часто комиссией из управления начальника связи Минобороны.    Между этими мероприятиями,  постоянно шла, так называемая,  повседневная учеба.  Два раза в месяц  выезжали на тактико-специальные занятия с воскресенья по пятницу в лес под Долгопрудный*, где все  жили неделю в палатках или в аппаратных, а питались на подножном корму, т.к. на довольствие офицеров если и ставили, но за это из зарплаты вычитали большие деньги, а качество привозимой из солдатского котла части пищи оставляло желать лучшего.

     Мы заготавливали картофель в закрома части на зиму, собирая её в полях  с утра до вечера, участвовали в разного рода торжественных мероприятиях, посвященных многочисленным праздникам, несли службу в гарнизоне,  в патрулях,  хоронили на кладбищах умерших в Москве офицеров, выполняя воинские ритуалы,  выполняли  всевозможные хозяйственные работы в различных интересах, строили  и оборудовали спортивные сооружения и учебные классы.  Да чего только ни было! Рабочий день командира взвода  длился в среднем по 12-14 часов  в сутки,  выходные  бывали редко, а отгулы, положенные за работу в праздники и выходные дни, лишь накапливались и не использовались. Как-то раз  ночью, сидя в аппаратной на учениях, я  шутки ради,   подсчитал, что если бы  офицерам нашего отделения оплачивали все те часы, которые  приходилось  находится  на службе в течение месяца,  помимо официально положенных 8 часов в рабочий день, то моя зарплата должна была бы составлять вместо 220 руб. больше 1000 рублей в месяц.

      Жену я видел фактически только  по вечерам, перед сном,  полностью измотанный дневными заботами.  Живя в Москве, мы, естественно, никуда не ходили, ни с кем не встречались, просто потому, что спланировать что-то заранее было невозможно. О каких там театрах можно было говорить!  Даже чтобы посмотреть вместе кино, нам с Аллой приходилось идти в кинотеатр вместе с солдатами днём в воскресенье,  когда я водил наше отделение в культпоход, совмещая приятное с полезным. Я тогда год исполнял по совместительству обязанности замполита.   
   
     Угнетала постоянная нервотрепка по любому поводу и, главное, отсутствие перспективы  в дальнейшей службе. Рассчитывать на занятие вышестоящей должности можно было только в случае перевода на другое место кого-то из непосредственных начальников, но и тут гарантии никто не давал, так как на освободившееся место скорее всего могли назначить кого-то со стороны.
      
     Единственной надеждой  как-то изменить такой однообразный и утомительный    образ жизни, пожалуй,   была  бы как раз командировка за границу. 

    Летом 77 года несколько десятков офицеров  нашего узла  послали  на усиление местных связистов  в Хабаровск на  крупные учения под руководством министра обороны.   Летели мы туда и обратно на самолете. Жили в казарме одной из местных воинских частей, а питались очень скверно. Из съедобного давали только одну сайру в собственном соку, хлеб и компот.  Остальное есть было совершенно невозможно. В помещении офицерской столовой всегда носилось столько мух, что если не прикрыть чем-то компот и суп, туда обязательно в течение  минуты падало несколько почему-то очень жирных насекомых.  На второе давали только сделанное из порошка картофельное пюре, грязно-серо-зеленого цвета, настолько жидкое,  что его удобнее  было не пытаться черпать ложкой, а  пить из кружки. Жара и влажность  стояли неимоверные.  Все офицеры , изнемогая от  одуревающего климата, ходили, как и было положено, в полушерстяном полевом обмундировании и в  фуражках. Отчего-то, одеваться в пилотки и ХБ  полевую офицерскую форму было не принято. Может быть потому что  на складе нам выдавали её с уже пришитыми погонами рядовых? Не знаю. Но из всех офицеров узла в ней ходил только один наш старлей Гена Шевелёв. 
    
    В такой обстановке ни о какой еде и мысли не возникало.  А постоянный неприятный запах испорченных продуктов  вызывал непреодолимое желание  как можно скорее  покинуть столовую.   Изредка, правда, удавалось  покупать молоко и булочки в городском магазине. Но он находился довольно далеко от места нашего размещения и тут приходилось выбирать: булочки и молоко, или сон, так как время для него выделялось очень мало.   
      
     В этих условиях у меня очень сильно разболелся желудок. Местный доктор-майор  прописал викалин, распространенное тогда средство для язвенников и гастритников. Но предупредил, чтобы я не откладывал и в самое ближайшее время проверился  в своей поликлинике. И уже вернувшись в Москву и обратившись к врачу, я получил назначение на обследование  в госпиталь в г. Калинин. Летом там, как мне объяснили, были свободные места, в отличие от зимы, когда из-за множества желающих, в основном пенсионеров, нужно было долго ждать своей очереди.      
      
        Через 2 недели у меня определили и успешно  подлечили «гастрит». Очень неплохо отдохнув в госпитале, я так бы и забыл об этом происшествии, если бы не одно печальное обстоятельство.               
      
     Из разговора c  начальником  медслужбы нашей части капитаном  А. И. Трутневым  случайно удалось узнать,  что с  гастритом мне теперь съездить в загранкомандировку не удастся по крайней мере ближайшие десять лет, так как считается, что болезнь хроническая  и может возобновиться в  любое время. Хотя,  теоретически   если в течение всего этого времени я не буду обращаться в санчасть с жалобами по поводу желудка и  кто-то из медиков  возьмет на себя смелость дать разрешение на отправку  меня в страну с жарким сухим, или тропическим  климатом, то возможно мне и удастся поехать раньше. Ну, а так, нечего даже и мечтать.
    
        Это заставило серьезно задуматься. В те годы срок в 10 лет для меня казался недостижимо далеким, к тому времени по моему мнению, я должен буду уже стать  тридцатичетырехлетним стариком, возраст тех, кому за 30 казался мне тогда глубокой старостью. Кроме того, международная обстановка через 10 лет может быть так измениться, что уже отпадет и необходимость вообще куда-то ездить за границу. Успехи и положение нашей страны на международной арене были впечатляющи, капиталисты нас боялись и уважали.       
         
   Все офицеры нашего отделения в то время уже или успели побывать, или находились в спецкомандировках*.  В 77-м   по замене на Кубу поехал  инженер отделения  Анатолий Ломия.  Когда обострилась политическая обстановка в Эфиопии и от нашей части срочно был сформирован небольшой узел связи, туда полетел старший лейтенант Коля Мельников, командир отличного 1 взвода.

   А через год - полтора,  ему на замену стали готовить Валеру Пустоутенко. Процесс подготовки за границу в плановую командировку был тогда  длительным и занимал около года. У кандидата еще более тщательнее проверяли анкетные данные, состояние здоровья, посылали в академию связи в Ленинграде, на курсы подготовки специалистов для работы за границей.
               
       В апреле 78 года после победы народной революции в Афганистане, туда был отправлен еще один узел связи,  в который от нашего отделения послали командира 3 взвода,  самого старого у нас старшего лейтенанта Толю Сорокина.

      
      Сам наш начальник, капитан Сергей Петрик принимал участие в начале 70-х в боевых действиях в Сирии и был даже награжден сирийским орденом. 

     Таким образом, к середине 78 года из «старых» офицеров отделения, не считая старшего лейтенанта Валеры Пустоутенко, который уже, можно сказать,  «сидел на чемоданах», не побывали в спецкомандировках  только я и Гена Шевелёв, который по его словам, наоборот,  не испытывал никакого желания куда-то ехать.            
         
      
    Летом 78 г. в части вдруг приступили к подготовке узла связи по «секретным» сведениям то ли в Мозамбик, то ли в Конго. Ребята долго готовились и тренировались, но потом вдруг международная ситуация изменилась, узел расформировали а людей отправили по своим частям и подразделениям.  Естественно, у меня не было никаких сомнений, что поскольку движение человечества к коммунизму определяется объективными законами, то с каждым днем все больше развивающихся стран будет выбирать социалистический путь развития и  значит  необходимость оказания нами братской военной помощи кому-то в Азии, Африке или даже Латинской Америке может возникнуть в любое время.  Мне же к этому моменту нужно быть уже готовым. А, следовательно,  необходимо как можно скорее решить вопрос с моей хронической болезнью.
       
     Поэтому при каждом  удобном случае, будь то  беседы с  врачами, или с "пожилыми" офицерами в очередях в поликлинике при прохождении диспансеризации, я теперь всегда  ненароком затрагивал актуальную тему, пытаясь выяснить, что и как тут можно сделать. И как-то  раз в  очереди к врачу,  коснулся этого вопроса в разговоре   с  каким то «старым» капитаном. Он и подал хорошую идею, в шутку  намекнув, что   если запись о моем пребывании в госпитале исчезнет из книжки вместе с ней, то при очередной диспансеризации  мне  просто не нужно будет  упоминать о болезни и тогда о ней никто и не узнает.  А несколько позже,  я случайно оказавшись  в нашей санчасти,   стал свидетелем интересного эпизода.  В комнату,  где сидел  обычно дежурный  врач,  зашел прибывший к нам  незадолго до этого для прохождения  дальнейшей службы  откуда-то из другой части офицер.   Он собрался на очередную диспансеризацию и хотел взять с собой  свою медкнижку. Ее должны были к тому времени уже переслать в нашу санчасть с его предыдущего места службы.  Книжку после длительных поисков так и не нашли, видимо либо оттуда забыли прислать, либо она затерялась при пересылке.  Не долго думая,   врач  тут же достал новую и,  заполнив первые листы со слов офицера  его физическими данными: рост, вес и т.п.,    выдал   ему на руки .
      
        Тут я и  подумал, что если  в санчасти к утере книжки относятся так спокойно, у меня есть неплохой шанс.  Необходимо было сделать так, чтобы и моя медкнижка вдруг «случайно» где-то затерялась. Причем, разумеется, чтобы не вызвать лишних вопросов, не по моей вине.  Хранились книжки в открытом шкафу в одном  из помещений дежурного по медпункту.  Другое дело, что попасть в это помещение   или остаться в нем  на короткое время одному  было  невозможно.   Выдавали их офицерам на руки только перед  поездкой в поликлинику по болезни или, как раз,  для прохождения ежегодной диспансеризации. После этого их следовало обязательно сдавать обратно.  В некоторых сложных случаях, когда больного отвозили в поликлинику на санитарке или его сопровождал прапорщик санчасти, книжки брали с собой медики. Конечно, можно было не сдать ее после прохождения диспансеризации, но это было рискованно. Кто-то мог бы при случае вспомнить, что она была перед пропажей у меня на руках.
   
   В те времена  в дежурную службу нашей части,  заступавшую в наряд в составе, как правило, одного взвода от какого-либо отделения, наряду с дежурными по КПП и по автопарку,   включали  одного солдата для дежурства по медпункту. Он круглые сутки нёс службу в санчасти, выполняя указания сотрудников  медслужбы.
   
         Без ложной скромности скажу, что к тому времени я (отслужив командиром взвода почти 4 года), как уже «старый» старший лейтенант, пользовался определенным   авторитетом и  уважением  среди солдат своего взвода. Это проявлялось прежде всего в том, что среди моих подчиненных было  много  ребят, пользовавшихся  моим полным доверием и которые могли бы  в случае необходимости  выполнить  мои   деликатные просьбы, в том числе и личного характера. 
      
    Не вдаваясь в объяснения, я попросил одного из таких сообразительных и неболтливых ребят, заступавшего в наряд дежурным по медпункту, вечером незаметно найти и принести мне мою  медкнижку.  Он с большой радостью, без вопросов это и сделал. 
    
      Книжка была тут же уничтожена, а первая часть моего плана, следовательно,  успешно завершена. 
      
     Вторая оказалось тоже  несложной.  Весной 79 года  перед отъездом  в поликлинику  для прохождения диспансеризации,  я как обычно зашел в санчасть и, как ни в чем не бывало,  попросил прапорщика выдать мне медкнижку.   Её он, естественно, не нашел  и  сам,  как и следовало ожидать,  предложил,  не откладывая,   выписать тут же  новую.  И даже пообещал,  что в нее  перенесут все  записи, как только найдут  утерянную.   На что я,  естественно,  возражать не стал. Дальше было ещё проще. Проходя в поликлинике на диспансеризации заключительный осмотр у   терапевта, на его вопрос  есть ли у меня жалобы,    ответил,  что таковых не имеется.  После  чего  в книжке появилась долгожданная запись  «жалоб нет,  здоров».
   
     Ждать мне пришлось не долго. Уже в декабре этого же  79 года,  в связи с событиями в Афганистане* в нашей части внезапно появилась необходимость срочно отравить туда для организации засекреченной связи еще одну станцию с экипажем и моя кандидатура оказалась весьма кстати. 
   
     Было весьма приятно осознавать, что принятые меры оказались очень эффективными, а главное, своевременными. При рассмотрении меня на должность начальника этой станции весьма представительной комиссией Начальника связи ВС СССР генерал-лейтенант, возглавлявший комиссию помимо всего прочего поинтересовался у присутствовавшего там начальника медслужбы А.И. Трутнева состоянием моего здоровья. Я заволновался. Запись в медкнижке, это конечно хорошо, но он ведь мог и вспомнить, что всего год назад я лежал в госпитале с хронической болезнью, с которой ехать в страны с жарким и сухим климатом противопоказано и проявить принципиальность. Но капитан, то ли забыл об этом, то ли не стал мне мешать, тем более, что тогда ему пришлось бы объяснять, куда делась запись о болезни  в медкнижке,  и сказал, что я здоров.
    Моя кандидатура была успешно принята и на следующий день я полетел в Афганистан, где прослужил 2 года. 
 Но это уже другая история.

(продолжение см. « 8 декабря 1979-го. Дорога в Афганистан»).

___________________________________________

* - В Политбюро ЦК КПСС было принято решение о вводе в Демократическую республику Афганистан ограниченного контингента войск для оказания братской интернациональной помощи.
*  - "Долгопрудный"  - в те годы поселок рядом с московской кольцевой дорогой.

На фотографии - 1976 г., отличники боевой и политической подготовки 2 взвода, которым я командовал 4,5 года (1975-1979 г.).