Индийское возрождение. Поэзия Тагора

Евгений Евстифеев
                «А за окном, унынье нагоняя,
                Всё льется дождь,
                и нет ему конца.»
                Рабиндранат Тагор. «Он одинок. Но со стены упрямо».

В истории человечества много было универсальных личностей. Чего стоят только Леонардо Да Винчи, Михайло Ломоносов, Борис Виан. Обычно такие люди появляются в тех местах, где переживают возрождение после глобальных катастроф и катаклизмов. В Индии, судьба которой тоже не легка, так как разрывалась и Империей Моголов, и Британской Империей, диктовавшие ей свои порядки и традиции, появлялись, из-за этого и бунтовщики. От туда и сикхи в оранжевых тюрбанах и с кинжалом за поясом, которые изобрели особый метод рукопашного боя, пугавший всех британских офицеров, от туда и национальное возрождение, от туда и Махатма Ганди с его ненасильственным сопротивлением (сатьяграха), повлиявшее на философию и мировоззрение хиппи. А как же представить Индию без поэзии Рабиндраната Тагора?

Родившийся младенец в семье брахмана сразу дал о себе знать, что ему выпала особая доля. Род Тагоров всегда славился своими потомками. Сам род принадлежал к варне брахманов – самой высокой касте в Индии. Уж очень идеальная семья была. В семье брахмана Дебендранатха Тагора были одни гении. Например, старший брат Рабиндраната Двиджендранатх был математиком, поэтом и музыкантов, средние братья Диджендранатх и Джотириндранатх, были известными философами, поэтами и драматургами. Племянник Рабиндраната Обониндранатх стал одним из основателей школы современной бенгальской живописи. Дом Тагоров посещали выдающиеся писатели, музыканты и общественные деятели. В таком окружении росли дети и это очень сильно повлияло на их жизнь и деятельность.

А вот Рабиндранат Тагор вошел в историю, как духовный поэт, его тексты воспринимали ровно как религиозные. Он настолько слился с ведической традицией, что на Западе вместе с его харизмой создали образ пророка из поэта Тагора.
Особенного внимания заслуживает его поэма «Гитанджали». В переводе Николая Пушешникова эта поэма вышла в 1914 году. Сама поэма написана в прозаическом жанре, но по стилю она напоминает «Одиссею» Гомера. И очень сильно граничит с Ярджурведой. Но поэма «Гитанджали» скорее художественно-духовное произведение, нежели, религиозный текст, которые можно пользовать во время ритуалов. Но вклад в индийское возрождение этот труд очень сложно не оценить.

Рабиндранат Тагор является представителем бенгальского возрождения. В большей части это движение характерно для религиозной философии. В него в свое время входили и отец Рабиндраната Дебендранатх Тагор, и Свами Вивекананда, и Раммохан Рой, и известный неоиндуистский проповедник Шри Чинмой. Но многие из них занимались разнообразным родом деятельности, в том числе социальная и политическая философия, поэзия, музыка и живопись. Все это входило в увлечения поэта. Для Индии такое явление неудивительно. Многие индийские деятели культуры не всегда занимаются одним и тем же делом и причем очень профессионально. И под такие стихи, музыку, а также любуясь на картины можно часами созерцать. А одно из своих стихотворений он положил на музыку и эта песня стала государственным гимном Индии.

Как я уже говорил, вклад в культуры Индии, который внес Рабиндранат Тагор, не оценить не возможно. Индийское возрождение – это не только способ заявить о цене своей культуры, но и неоценимый и важный урок созерцания.