Великий киноактер - Борис Андреев

Николай Сачков
Родился в Саратове 9 февраля (27 января) 1915 года в семье рабочих.
До 14 лет жил в городе Аткарске. А в 15 лет поступил работать на завод комбайнов в Саратове – слесарем-электриком. После этого – саратовское театральное училище, которое закончил в 1937 году. Затем – саратовский драматический театр.
Дорога, пройденная Борисом Андреевым в кино за все сорок с лишним лет его экранного бытия, была неспешной, но с постоянным восхождением. После того, как он впервые появился на экране в 1939 году в фильме «Истребители» во второстепенной, почти бессловесной роли, кинозрители сразу же полюбили его и окрестили весёлым именем «Птенчик» - в то время лицо Бориса ещё сохраняло странную мальчишескую пухлость. Но уже тогда у него был богатырский облик: в плечах – сажень, эдакий увалень с благодушным басом.
В 1939 году он снялся в фильме «Трактористы» у режиссера Ивана Пырьева – и сразу же стал знаменитым. А всё потому, что кроме личного таланта, ему в съемках этого фильма очень повезло: ведь вместе с ним в этом фильме играли уже популярные в то время киноактеры – Николай Крючков, Марина Ладынина, Петр Алейников. И фильм этот люди ходили в кинотеатр смотреть по два, а то и три раза. А роль Назара Думы из этого фильма прославила Бориса Андреева на всю страну.
Да, режиссер Пырьев собрал для работы над фильмом великолепный актерский коллектив. Марина Ладынина, Борис Андреев, Петр Алейников, Николай Крючков – что ни имя, то яркий талант, самобытное дарование, целая эпоха в истории советского кинематографического искусства. Но все эти яркие индивидуальности нужно было еще объединить в слаженный, мощный актерский ансамбль, послушный воле режиссера картины. Режиссерское искусство Пырьева, его образное видение и стиль кинематографического «дирижирование» с блеском справились с этими задачами, и сделали фильм «Трактористы» истинно народным.
Появление «Трактористов» на экранах страны породило целое патриотическое движение советской молодежи. Тысячи юношей и девушек отправились работать в сельское хозяйство, стали трудиться в колхозах и совхозах, на машинно-тракторных станциях, по примеру Марьяны Бажан и Клима Ярко встали за мирные штурвалы тракторов и комбайнов.
Такого поворота событий, честно говоря, никто из съемочной группы не ожидал. И режиссеры, и актеры, и работники вспомогательного киноцеха – все, конечно же, стремились сделать фильм искренним, живым, веселым и в то же время мобилизующим, по-настоящему пропагандистским, агитационным. И были от души счастливы, когда задуманное в целом удалось. Но чтобы с таким колоссальным общественным резонансом!.. Этого не ожидал никто.
Назар Дума, могучий и своенравный бригадир «непутевой» тракторной бригады. Этакий куренной атаман, уверенный в своей силе и непобедимости. Эту роль великолепно исполнил Борис Андреев,
Пырьев приметил этого рослого, здоровенного парня, типичного русского богатыря во вспомогательном составе Саратовского драмтеатра, приехавшего на гастроли в столицу. И смело доверил неопытному актеру одну из главных ролей в этом фильме. И не ошибся.
Успеху фильма способствовал также тот факт, что перед его съемками все главные его актеры поработали в колхозе, на МТС, освоили профессии и трактористов, и комбайнеров. Вот почему они так умело играют в фильме свои роли.
«Трактористы» вышли на экран почти накануне войны. Обстановка в мире осложнялась с каждым днём. И защита Отечества вставала на первый план. И это учли создатели фильма. Вот почему в нем прозвучала песня «Три танкиста». Помните?
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Конечно, фильм этот был несколько наивный, слишком в ярких красках рисующий жизнь на-шей страны тех лет. Но в нем, как нельзя лучше отразилась романтика и патриотизм людей того времени.
После этого с таким же мастерством он сыграл Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь», в котором его друг, Петр Алейников сыграл знаменитую свою роль Вани Курского. И этот фильм, как и «Трактористы», имел огромный успех. И, очевидно, в те, предвоенные годы, трудно было найти человека в стране, который посмотрел этот фильм только один раз.
Во время войны в фильме «Два бойца» он великолепно сыграл роль Саши с «Уралмаша» - в тандеме с Марком Бернесом. А всего за четыре военных года он сыграл в двенадцати фильмах, за что был удостоен ордена Красной звезды.
А вот со второй серией фильма «Большая жизнь» произошел конфуз: его заклеймили специальным партийным постановлением, как «порочащий», извращающей советскую действительность, чернящий советского человека».
После выхода этого фильма в свет на него сразу же наложили вето. А к Сталину в Кремль привезли создателей «Большой жизни», в том числе и Бориса Андреева, и сделали им большой раз-нос. После «теплой встрече» в Кремле, Андреев сразу же приехал к своему близкому другу, Марку Бернесу и сказал:
–Марк, он плохой человек!
–Боря, прекрати! – закричал Бернес.
-Марк, он очень плохой человек, - повторил Андреев.
Так он сказал о Сталине в 1948 году. Немного было тогда людей, которые позволили бы себе даже подумать такое.
Со Сталиным у великого киноактера связано и ещё одно событие: его все-таки упекли в тюрьму. И однажды Сталин якобы спросил: «А где сейчас этот парень из «Трактористов?»
Ему иносказательно ответили: «А он отдыхает, товарищ Сталин».
–Такой богатырь отдыхает? Выпустите его. И скажите ему, чтобы он не болтал лишнего.
Когда после этого у Бориса Федоровича спрашивали:
-Действительно выпустили?
-Выпустили. Об остальном спросите у Сталина, - отвечал он.
Бывала и весёлость удалая. Так однажды в ялтинском ресторане к нему прицепился милиционер (правда, выпивший): «Вот ты играешь Илью Муромца, а давай поборемся – кто кого в воду спихнет?» Андреев его всячески отговаривал: «Ну обедаю я, не мешай, друг!» Но «друг» оказался очень настырный. Пришлось выкинуть его из ресторана в море. Там глубоко было, еле вытащили. В ялтинской газете тут же появился фельетон – «Андреев милиционеров топит!».
Вспоминая об этой конфузии, Борис Федорович прищуривался и ухмылялся: «Все-таки обе-дает человек, зачем же народному артисту СССР кушать мешать?» Весьма обожал самоиронию.
Но самая знаменитая байка передается из поколения в поколение. В 1939 году они с Петром Алейниковым приехали в Киев: надо было доснять эпизод в «Истребителях». Очень уже знаменитые артисты. А у администратора гостиницы «заскок» получился: нет мест! Они и звонят в гостиницу, и заходят – нет мест! Так целый день прошел. А они-то тем временем регулярно «обедали».
Темно уже! Пора спать. И вдруг видят: на Крещатике в витрине мебельного магазина - засте-ленная кровать, на подушках украинская вышивка, рядом над тумбочкой - абажур. Ну они и «во-шли». Через стекло витрины. Роскошная гостиница получилась. И легли спать.
Примчалась милиция! Лейтенант протокол стал составлять. Борис Андреев все это внимательно наблюдал, потом вздохнул: «А чем писать станешь, если чернил не будет?! И выпил чернила. Пришлось спать в КПЗ.
Но самое забавное было потом. Утром примчался лично начальник отделения милиции на мотоцикле с коляской. А в коляске вся семья – жена, дети. Оказался немыслимым поклонником Бориса Андреева. Уж он артиста и обнимал, и всей семьей с ним фотографировался. А на подчиненных даже рассердился: «Ну разбили витрину, ну поспали! С кем не бывает?»
Неожиданных поступков был человек! А знаете, как он женился? Это, пожалуй, стоит пере-дать в изложении самого Бориса Федоровича. Умел он ярко рассказывать.
«Едем мы как-то с Петькой Алейниковым в троллейбусе. А он мне зачем-то говорит: «Ну кто за тебя, лаптя деревенского, пойдет? Посмотри на себя…» А я ему: «Вот назло тебе завтра женюсь». – «Это на ком же?»
–«А вот первая девушка, которая войдет в тралейбус, будет моей женой». Входит компания – ребята с девушками, все с коньками. Одна мне приглянулась – чернобровая, кровь с молоком.… Кое-как познакомился, навязался провожать…. А отец у неё оказался комиссаром милиции. Как узнал: «Кто? Андреев? Этот пропойца? Да никогда!»
А он всю жизнь вместе прошел с этой девушкой – душа в душу, в счастье и ласке.
Борис Федорович мало говорил. Наверное, потому, что много писал. Еще юношей он вел подробный дневник. Сын вспоминает: «Отец постоянно общался с пером и бумагой. Сколько помню, он всегда что-то записывал». Любимое присловье Бориса Андреева было: «Мало будешь знать, скоро состаришься».
Высокий эрудиции был человек! О чем полюбившие Харитошу зрители и не догадывались. Вернее, не знали. У Бориса Федоровича была огромная, мудро сложившаяся библиотека. Подчеркну – прочитанных книг!
Особенно плодотворным был период в его жизни, когда они создавали фильмы в содружестве с режиссером Александром Довженко. За это время были созданы замечательные фильмы: «Поэма о море», «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна», «Хмурое утро». А несколько позже: «Жестокость», «Путь к причалу», «Оптимистическая трагедия».
Борис Федорович был дважды лауреатом Сталинской премии: 1948 и 1950 годы. Как видно, не так уж и плохие взаимоотношения были у него с вождём всех народов. Награжден орденами: Ленина, Октябрьской революции, Красной звезды. Ему было присвоено звание народного артиста СССР.
Умер Борис Андреев 25 апреля 1982 года в возрасте 67 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Сразу же, конечно, может возникнуть вопрос: «А почему не на самом престижном кладбище нашей страны – Новодевичьем?»
Здесь истории такова.… Когда, в 1965 году умер его лучший друг, популярный киноактер Петр Алейников, не имеющий никаких званий,  Борис Федорович пошел к самому высокому начальству, где вершили даже смертью человека, и спросил:
-Меня, когда помру, по какому разряду будете хоронить?
-По первому, конечно – на Новодевичьем кладбище. Там вам зарезервировано место – ведь вы у нас народный артист СССР.
-Отдайте моё место Петру Алейникову. А я как-нибудь обойдусь.
И отдали ведь. Таким образом на Новодевичьем кладбище был похоронен Петр Алейников. А Борис Андреев – на Ваганьковском. Доброй души был человек.
…С той поры прошло много лет. Давно нет уже в живых популярных друзей-актеров: Бориса Андреева, Николая Крючкова и Петра Алейникова. Но живут их фильмы. Люди старшего поколения помнят о них, любят их, и при случае всегда с неослабленным интересом смотрят эти фильмы с их участием.