Ч. 5 Бескорыстный похититель

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/19/1121

Дальнейшая история с семенами каучукового дерева, доставленными в Уикхемом в Королевский ботанический сад, на мой взгляд, не менее интересна, чем и самого Уикхема.

 Далеко не все семена взошли, всего порядка семи тысяч проростков.
Но, признаюсь, что эта тема меня уже утомила. Скажу лишь, что с большими трудностями их вырастили учёные на плантациях Цейлона, Явы, Сингапура, а потом они появились и во многих других местах.

Во время второй мировой войны японцы первым делом постарались захватить каучуковые плантации. В этом сырье нуждались все воевавшие страны. Советскому Союзу каучук по ленд-лизу поставляли Соединённые Штаты Америки.

Следует  сказать и о том, что пытаясь найти замену каучуку, получаемому на плантациях гевеи, в Советском Союзе вели активный поиск каучуконосов. Такое растение, как мы помним ещё со школьной скамьи, нашлось – кок-сагыз.  Его активно культивировали, особенно в военное и послевоенное время.

Однако мне нигде не удалось найти сведений, сколько каучука удалось добыть из кок-сагыза в прошлом, и сколько его получают из этого растения сейчас. Советская и российская промышленность держались и держатся на синтетическом каучуке, получаемом из нефти. На этом распрощаемся с соком гевои и кок-сагыза.

Моряки, путешественники, колонизаторы, оказавшись в жарких странах, массово погибали от малярии. Огромные потери от этой болезни несли русские войска и Черноморский флот во время завоевания Кавказа. Единственным эффективным средством от этой страшной болезни был хинин, получаемый из коры хинного дерева.

Кора хинного дерева ценилась дороже золота. Это хорошо показано в английском сериале на историческую тему «Приключения королевского стрелка Шарпа». Хинное дерево росло только в Колумбии, Эквадоре, Перу и Боливии. Чтобы вылечить одного человека, требовалось, как минимум, пол килограмма коры.

Неудивительно, что число хинных деревьев сокращалось очень быстро. Вскоре оно осталось только в Перу и Боливии. Правительства этих стран под страхом сурового наказания запретили вывозить семена хинного дерева, поскольку его   кора давала до 15 процентов доходов госбюджета.

Как всегда не обошлось без англичан. Чарльз Леджер родился в Лондоне в 1818 году. Но англичан носило по всему свету. В 1847 году он занимался разведением скота в Чаланкияни, Южной Америке. Разводил он лам и альпаков. В 1852 году Леджер приехал в Австралию, чтобы ознакомиться с местным скотоводством.

Ему предложили от имени губернатора 15 тысяч фунтов стерлингов и десять тысяч акров земли, если он доставит в Австралию племенное стадо альпаков. Альпаков правительство Перу запрещало вывозить из страны. За это могли посадить на десять лет в тюрьму. Но Чарльз Леджер ничего не боялся.
 
В течение семи лет он контрабандой вёл через горы в Боливии и Аргентине к океану стада альпаков и лам. Чарльз прошагал семь тысяч миль, сражался с индейцами, потерял несколько сот голов альпаков, но 28 ноября 1859 года сошёл на берег в Сиднее, в сопровождении одиннадцати нанятых им индейцев, 159 лам и 84 альпаков.

Его обманули – заплатили деньги, которые пришлось отдать чилийским торговцам,  которые его финансировали. Обещанную землю ему не дали. Вместо этого Чарльз получил смехотворную должность с мизерной зарплатой «наблюдающего за альпаками», пока через несколько лет правительство её не ликвидировало. Животные заболели какой-то кожной болезнью, и половина стада погибла.
 
23 июня 1863 года он попытался продать оставшихся животных на аукционе, но купили только нескольких альпаков. Проклиная английских чиновников, Леджер бросил всё и уехал в Чили.

Там он взялся за новую аферу. Вместе со своим слугой, Мануэлем Манами, они в течение четырёх лет собирали семена хинного дерева. Слуга был обязан ему жизнью. Когда-то Леджер спас его, когда тот тонул. И он же поплатился жизнью, когда на них напали солдаты и избили Мануэля так, что он умер.

Английское правительство отказалось купить у Леджера семена хинного дерева, но ему удалось продать небольшой пакет с семенами голландскому правительству. Семена дали всходы на Яве. Деревья быстро разрослись, и вскоре голландцы снабжали хиной весь мир. Голландцы дали Леджеру пенсию 1200 гульденов в год.

Чарльз Леджер умер 19 мая 1905 года от болезни Альцгеймера. На могиле Леджера в Сиднее высечена эпитафия: «Чарльз Леджер. Дал миру хинин».
Его оставшееся имущество оценили в два фунта стерлингов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/20/694