Аневризмы

Арк Лапшин
    АНЕВРИЗМЫ (Из сборника «Рассказы об эмигрантах»)

    - Мистер Вернер, вы меня слушаете? Соберитесь, пожалуйста... Как это не печально, но я вынужден объявить вам тяжёлый диагноз: «Аневризмы сосудов головного мозга»... 
Голос врача с трудом пробивался сквозь помутнённое сознание полностью ошарашенного пациента – он ведь обратился к врачу из-за обыкновенных головных болей... - У вас обнаружено несколько церебральных аневризм – патологических расширений артерий мозга. Мы применили множество самых прогрессивных методов для диагностики вашей болезни. МРТ сканирование позволило сделать серию срезов и получить цветные изображения, на которых хорошо просматриваются нездоровые образования на нескольких сосудах... Разрыв любого из этих образований приведёт к внутримозговому кровоизлиянию, способному вызвать смерть либо неврологическое расстройство с непредсказуемой степенью тяжести... В случаях раннего обнаружения этого недуга мы, обычно, выключаем аневризмы из кровотока микрозажимами. В вашем случае они достигли довольно больших размеров, поэтому здесь требуется полномасштабная внутричерепная операция...

    - Доктор, что произойдёт, если я не стану делать операцию?

    - Произойдёт инсульт, вероятность смерти от которого достигает 45%, а 30% выживших становятся инвалидами, требующими длительной нейрореабилитации в условиях специализированной клиники...

    - Сколько у меня времени для принятия решения об операции?

    - У вас совсем мало времени – не больше месяца...

    - Каковы шансы успеха операции?

    - По статистике – успех в 80% случаев...

    - Понятно, но мне нужно посоветоваться с семьёй... Сегодня я не готов для принятия самостоятельного решения со смертельным риском в 20%...
                ***

    По дороге домой, в машине грустные раздумья не позволяли Дэвиду сосредоточиться на вождении: - Полный тупик! Накануне пятидесятилетия... Всего неделя осталась... Множество планов и незавершённых дел... Банкет следует отменить или делать вид, что ничего не случилось? Старший сын, Ричард, окончил школу, в сентябре пойдёт в самый престижный и, соответственно, очень дорогой колледж в Калифорнии... Младший, Стив – тяжёлый подросток, он ещё школьник, но создаёт родителям больше проблем, чем старший... В июле запланировано открытие нового магазина, а управляющего менеджера я до сих пор так и не подобрал – одни придурки явились на интервью... Как Мэри одна справится с бизнесом и детьми? Она точно не справится...

    Вдруг он снова почувствовал страшную головную боль, кое-как, небрежно, припарковал машину, вбежал в родной дом и прямо в ботинках ринулся к аптечке за таблетками – Tylenol всегда надёжно помогает, вспышка боли уйдёт через пятнадцать минут. Принял две таблетки, запил водой и рванул на второй этаж – сообщить жене страшную новость... Супруги Вернер разговаривали долго и тепло, как уже очень давно не говорили: спокойно, без раздражений и взаимных упрёков – беда сразу сплотила и не оставила времени на выяснение отношений... Сейчас только о главном... Они вместе двадцать четыре года, самые верные друзья, понимают друг друга с полуслова, хотя любовь и страсть давно испарились из их супружеского союза – теперь у каждого из них своё личное пространство, свои знакомые и разные приятели и, порой, отдельная светская жизнь... Дэвид позволял себе редкие интрижки с другими женщинами, обычно в командировках, чтобы Мэри ни о чём не догадалась... Дэвид даже был внутренне готов узнать о лёгком флирте Мэри на стороне, лишь бы ничего серьёзного... Ничто не должно разрушить покой семьи Вернер. Они долго шли к финансовому успеху, слишком трудно поднимали своих прекрасных мальчиков, их красивый дом постоянно требует денежных вливаний, их бизнес резко пошёл в гору и именно сейчас ему необходимо особое внимание...
Поговорили и сообща приняли оптимальное решение: на всякий случай показать результаты анализов ещё одному специалисту, согласиться на операцию – ведь отменить её никогда не поздно, банкет не отменять, никому, даже детям, пока ничего не говорить... В заключение разговора супруги выпили по глотку виски – за свою прекрасную семью и положительный исход операции... 

    Впервые, за последние полгода, этой ночью Дэвид удивительно крепко спал – была не была, от судьбы не уйдёшь, живи, пока живётся... Впервые, за последние двадцать лет, ему приснился волшебный, необыкновенный сон: выпускной бал его группы из Рижского политеха после защиты дипломов, в подробностях и таких ярких красках, словно крутой, современный режиссёр задумал заново снять в новых технологиях фильм о самой красивой неделе из жизни Дмитрия (Дэвида) Вернера...
   
    В завязке фильма оказались: Юрмала, ресторан «Юрас Перле», нарядные однокашники, море алкоголя и шикарная закусь на последнюю стипендию, феерические танцы до тех пор, пока они с Ларисой не свалились на площадку оркестра...

    В развитии и кульминации действия произошли: короткая совместная жизнь главных героев, Димы и Ларисы, на даче родителей, прогулки в сосновом лесу и купания в прохладном Балтийском море... Необыкновенный запах любимой девушки, сводящий с ума... Фантастическое мерцание искорками её мягких, слегка вьющихся волос в лунном свете... Томные взгляды огромных, блестящих глаз, которые, как казалось, непрерывно задавали ему беззвучные вопросы... Сладкий вкус губ и терпкий привкус сосков груди любимой, которые, в состоянии полной свободы и отсутствия посторонних, особенно притягивали... Необыкновенное ощущение собственной личности, времени и пространства, когда отдельный, одинокий человек внезапно превратился в часть совместной, парящей в небесах общей сущности двух влюблённых... 

    В эпилоге, в декорациях Рижского железнодорожного вокзала, случились: долгие проводы с клятвами и поцелуями, слёзы и прощальный взгляд грустных, томных глаз, скорый поезд на Москву, аэропорт Шереметьево...
Дэвид проснулся ранним утром от ярких лучей солнца и вдруг отчётливо понял, что ему следует сделать в последний месяц своей нормальной жизни – он обязан поехать в Ригу, он должен обязательно встретиться с Ларисой...
                ***

    Разобравшись с текущими делами в своём офисе, Дэвид занялся поисками Ларисы в социальных сетях. Задача оказалась удивительно простой – с первого раза, одним поисковым запросом, он обнаружил страничку Ларисы Винниченко на «Одноклассники.ру». В друзьях у Ларисы числилось всего пять человек. В рубрике «фото» притаилось сорок семь фотографий, лишь на десяти из которых была представлена сама Лариса или Лариса в компании с незнакомыми ему людьми. Все десять снимков явно были давними, образ бывшей возлюбленной на них застыл в рамках периода женского расцвета – до тридцати. На них молодая женщина была точно такой, как ему навсегда запомнилась. Самой интересной Дэвиду показалась фотография, на которой Лариса была запечатлена вместе с высоким и красивым мужчиной в форме офицера морского торгового флота. Он написал на листке бумаги шесть вариантов черновиков первого сообщения для бывшей возлюбленной. Долго крутил листок в руках, перечитывал и редактировал, пока не решил остановиться на самом коротком из текстов:

«Дорогая Лариса, здравствуй! Дима Вернер на связи. Сегодня у меня счастливый день – я случайно нашёл твою страничку на сайте «Одноклассники.ру», посмотрел твои фотки... Я надеюсь, что ты меня не забыла и рада  получить мою весточку... Напиши... Если моё сообщение тебе не интересно или может навредить личной жизни, извини меня, пожалуйста...».
                ***

    Ответ от Ларисы пришёл только через пять дней:
«Привет, Димочка! Я очень рада, что ты меня нашёл! Как же ты можешь сомневаться в том, что мне будет приятно получить твоё сообщение? Это здорово! Счастливый день  у нас обоих получился! Я ведь тебя по-настоящему любила с момента нашей первой встречи на третьем курсе... Двадцать восемь лет с тех пор пролетели одним мгновением... Вышла замуж за другого, очень хорошего человека, когда ты уехал за бугор, а меня с собой не позвал... Я не забыла о нашем прошлом, после твоей весточки мне теперь снятся красивые сны – эта психотерапия пришлась весьма кстати, так как я всю прошлую зиму провела в постели. Проблемы с сердцем у меня начались два года назад, когда мой дорогой муж случайно погиб во время шторма в Северном  море, он был штурманом на большом танкере. Теперь мы живём только вдвоём с моей взрослой дочерью Наташей, она – студентка мединститута.  Можешь позвонить мне в Skype, позывной: Lara-Riga1966, или на мобильник: 1-967-... В Skype камеру включать не буду – я сейчас в плохой форме, болею... Извини... Пиши мне ещё, пожалуйста, о твоей жизни в далёкой стране и твоей семье... Не теряйся ни в коем случае...  Твоя Лара». 
                ***

    За день до банкета по случаю пятидесятилетия жена заявила Дэвиду:             
- Дорогой, какой подарок ты хочешь получить в свой юбилей? Проси, что хочешь, отказа не будет...
- Точно не будет?
- Точно!
- Купи мне, пожалуйста, туристический пакет в Ригу, на одну неделю, я не знаю сколько дней мне осталось, мне нужно, может быть напоследок, побывать в своём родном городе...
- Хорошо, я куплю.

                ***

    Времени в запасе у Дэвида действительно не было, туристический пакет красным проспектом горел на письменном столе. Он не стал распыляться на звонки в Skype,  придумывать замысловатую легенду, а отправил нехитрое сообщение по уже проверенному и надёжному каналу связи «Одноклассников»:

«Привет, Ларочка! Случилось счастливое совпадение – отправляюсь по работе в командировку, в Хельсинки, совсем близко от Риги, часа два полёта... Решил заодно заскочить в родной город на несколько дней... Если всё пойдёт по плану, то я прибуду в наш город вечером 12 июня... Надеюсь, что мы с тобой встретимся и поговорим обо всём... Мне совсем неважно в какой ты сейчас форме, мне очень важно побыть с тобой рядом! Позвоню на мобильник из Хельсинки... Очень жду нашей встречи... Целую, Дима».

    Ответ пришёл мгновенно: «Привет! Какое счастье! Мы, конечно, увидимся, мы будем вместе столько времени, сколько ты захочешь, любимый... У меня прекрасная квартира – можешь остановиться и не тратить деньги на отель... Очень жду! Целую, Лара».
                ***

    Самолёт в Ригу летел с трёхчасовой остановкой в Хельсинки. Во время  стоянки Дима решил позвонить Ларисе, чтобы поддержать достоверность своей легенды о служебной командировке в Финляндию. Телефон сначала долго не отвечал, поэтому он решил оставить сообщение:
«Привет, это Дима. Моя командировка закончилась. Я вылетаю в Ригу через два часа, позвоню из аэропорта. До встречи».

    Долго маялся в зале ожидания, проверил новости Планеты на своём планшете, перекусил бутербродом в кафе, сходил в бар - выпил чашку отличного кофе, не сдержался и позвонил ещё раз. Ему ответил молодой, женский голос: - Алло, вы позвонили на телефон Ларисы Винниченко. С вами говорит её дочь, Наташа...

    - Можно поговорить с Ларисой?
   
    - Моя мама умерла три дня назад... С ней больше нельзя говорить... Как ваше имя?

    - Меня зовут Дмитрий, я однокашник вашей мамы по институту...

    - Дмитрий, мама мне успела о вас рассказать... Она очень вас ждала, но, увы, не дождалась... Сегодня утром её похоронили... Вы всё равно хотите приехать?

    - Нет, я больше не хочу – без вашей мамы мне нечего делать в родном городе... От чего Лариса умерла?

    - У неё были проблемы с сердцем, на днях, внезапно, диагностировали аневризму сердечной аорты...

    - Примите мои соболезнования, Наташенька... Может быть вам нужна материальная помощь?

    - Нет, не нужна – я подрабатываю медсестрой в больнице, с деньгами у меня всё в порядке...
                *** 

    Дэвид не полетел дальше рейсом на Ригу – забрал свою дорожную сумку и поменял в кассе дату возвращения на билете. Мой приятель, в отличие от его бывшей возлюбленной, сумел победить свои аневризмы: хирург оказался с золотыми руками, операция прошла успешно, реабилитация заняла около трёх месяцев...

    Недавно он вернулся к своей обычной жизни. Для всех окружающих, включая его жену и детей, в нём ничего не изменилось... Но я, очень внимательный и пытливый наблюдатель человеческих судеб, вижу, что в моём приятеле напрочь пропал мужской стержень: он больше не оглядывается на проходящих мимо хорошеньких женщин, он перестал заходить по пятницам в соседний бар на посиделки в нашей компании, он теперь даже не приходит на стадион болеть за футбольную команду своего старшего сына и больше не слушает своих любимых Битлов... Аневризмы, увы, никогда не проходят бесследно... Каждая аневризма - след предательства... Сам предал или тебя предали - один чёрт, зарубка на кровеносном сосуде образовалась и обязательно будет развиваться...

Арк Лапшин, Нью-Йорк, Июль 2017.