Папа, я не хочу ромашку

Андрей Мельник -Донецкий
      Очень часто, разъезжая по командировкам, я покидал родимый дом. Дома оставались жена, дочь и маленький сынок. Постоянные мои отъезды были связаны со многими обстоятельствами, поэтому сразу отказаться от этих поездок я был не в силах. Семейный бюджет был очень тесно связан с такой моей занятостью.
      Конечно, я скучал по своим родным. Дочь была уже достаточно взрослая и поэтому не так болезненно воспринимала мои постоянные командировки. А меленький сын нуждался в отцовском внимании. Он уже немного подрос, поэтому разлуки с ним становились всё тяжелее и тяжелее. Пока он был маленький, наше с ним общение очень часто сводилось лишь к минимальному личностному времяпрепровождению, и не было такой сильной привязанности друг к другу. Но сынок, рос. И с возрастом потребность в общении очень сильно возросла. Сынок познавал мир, и постоянно нуждался в моих советах, в моих отцовских одобрениях, в моей помощи. И я понимал, что и сам нуждаюсь в общении с ним. Я как бы и сам, вновь познаю мир, и мне это нравиться. Поэтому, нам обоим всегда очень грустно находиться в разлуке.
      Возвращаясь из  командировок,  я  постоянно привожу ему разные подарки.  Это могут быть  игрушки,  книги,  одежда,  даже  какая-нибудь мелочь, либо безделица.  Мне, просто, очень хочется   видеть его улыбающееся  лицо. Моя усталость от дороги, улетучивается, как только мой сынок бросается мне на шею.  Хотя, какая может быть усталость от дороги, если человек возвращается домой.  Я помню, как провел в дороге без сна, преимущественно  за рулем, около 46 часов. Я не знаю, откуда у меня были силы, но я твердо знал, что доеду, и не усну за рулем.  Я знал, что меня ждет моя семья. Я знал, что в любом случае мой сынок, не будет спать, и будет ждать меня.
      В его глазах всегда радость от того, что со мной можно поиграть во все его игры. Причем в любые игры,  даже,  которые он  придумывал сам, чуть ли не на ходу.  Очень часто мы вместе придумываем что-нибудь новенькое и интересное. В основном это вариации догонялок и пряток.  Хотя, мой сынок все чаще стал тяготеть и к познавательным играм. Ему в последнее время стали нравиться кроссворды, загадки и ребусы. Он очень любит разные конструкторы.  В любом случае, все, что касалось наших совместных игр и  совместного  общения,  я   достаточно  редко говорю еду нет.  Я  стараюсь не ругать его.  Я чувствую, что ему меня не хватает.  И моя жена всегда с пониманием относится к нашим играм.
      Как любая женщина, она  сильно жалеет  нашего сына. То есть, старается не допускать его  к экстремальным, на её взгляд, развлечениям.  Я понимаю, что ей бывает с ним тяжело.  И стараюсь предоставить ей возможность отдохнуть, когда я нахожусь в кругу семьи.  И, поэтому провожу с сыном все свое свободное время.  И  конечно, мой сын очень этому  рад.  Он всегда радуется, что теперь ему не будут запрещать прыгать, бегать, залазить на деревья и т.д. Быть может,  и вы припомните фразы на детских площадках: - Не лезь, упадешь; Не прыгай, разобьешься; и так далее и тому подобное. Очень часто так себя ведут, матери, так как они считают, что тем самым они оберегают свое чадо. Так себя, почти всегда, ведут люди преклонного возраста.  Старики, еще больше переживают, так как чувствуют ответственность за внуков, перед своими детьми:  - А вдруг, что – то случиться? А вдруг ты упадешь? Что я твоей матери или отцу  скажу?  Список эти фраз, полных разнообразных страхов, можно продолжать долго.  Может это и нормальное поведение, и я то же переживаю о здоровье и безопасности своих детей. Но, мне кажется, что дети должны радоваться жизни. Дети должны в полной мере ощущать возможности развиваться и познавать окружающий мир, так как они его чувствуют. Мне грустно смотреть, как взрослые отдергивают детей со словами: - Сиди рядом, Не бегай, Успокойся. И растут такие дети, затравленные и закомплексованные с ранних лет. А если разобраться, каждый человек, пусть даже еще очень маленький, имеет свои предрасположенности.  Обладает, какими то своими уникальными способностями. И мы взрослые обязаны не погубить юные дарования, конечно учитывая громадный перечень общепризнанных принципов морали и законности.  В любом случае, нашим детям нужно помогать. Так как им эта помощь действительно необходима. Даже обычное доброе слово, обычная похвала. Детям это нужно. И, наверное, мой сын то же в этом нуждается.
      Я действительно понимаю, что для него значит ожидание моего приезда. Поэтому, я не могу омрачать наше редкое общение руганью и огорчениями.  Конечно,    он   меня   ждет и встречает, не только из-за того, что бы получить очередной подарок. Я  понимаю, что он меня ждет, потому что скучает.  Просто, скучает. Даже если я приезжаю достаточно поздно ночью, он не спит, а ждет меня. Каждый раз, ему хотелось показать, или рассказать мне что-нибудь.  Иногда, он неделями ждал меня, что бы поведать какой-нибудь свой, один из первых детских секретов. 
      В один из таких, моих поздних возвращений, мой сынок проснулся, услышав, как я пришел. Конечно, он  очень обрадовался. Жена пыталась покормить меня ужином, но сынок повел меня в зал. Он усадил меня на диван и показывал все свои любимые игрушки. Мы их долго рассматривали вместе, и к ужину пришлось вернуться очень не скоро.   А потом, он вспомнил, что научился раскачиваться на игрушечном коне, которого я ему подарил не задолго, до этого.   Я сидел на диване, смотрел, как он раскачивается на этом коне, и понимал, что это  и есть счастье. Я был уставший, и проголодавшийся, но в тот момент, мне это было неважно. Сидя на диване, я понимал, что моему сыну нужно мое внимание. Мое одобрение его мастерства наездника.  А ужин и сон, это действительно мелочи жизни. 
      Я сидел и думал, сколько же энергии у маленьких и радостных детей.  Вот он до глубокой ночи будет со мной играть, а рано утром уже будет на ногах. И так же будет ожидать общения.
      Для детей игры и развлечения, это очень важные жизненные события.  В их возрасте, игры  составляют неотъемлемую часть  жизнь.  В своем детстве мы то же так считали, что все наши игры, это очень серьезно, но вырастая, мы этого уже не помним и не понимаем. А нашим детям очень важны и сказки на ночь, и совместные прогулки, и активные игры, качели, карусели, игровые автоматы, мороженное, пирожное, велосипед, самокат, ролики, конструкторы, разрисовать обои и наклеить новые, сломать что-нибудь, а потом отремонтировать,  да просто не возможно все перечислить, у многих  детей свои определенные интересы и увлеченности.
      Как же грустно бывает порой, что у нас не находиться достаточного количества времени, что бы общаться с родными.  Работа, дела, усталость. Мы зачастую находим массу причин, что бы избежать общения,  а время уходит.  Иногда, откладывая на потом, какое нибудь совместное дело с нашими детьми, мы об этом забываем. А подросшему ребенку уже нужны не ролики, а велосипед и т.д.  Как же хочется все успеть. Или, хотя бы почти все. Хочется успеть поиграть во все  детские игры, Посмотреть с ним все детские мультики. Прочитать с ним все детские книги. Сходить с ним в цирк, кукольный театр, детский театр, каток. Хочется успеть сделать это вместе, пока ему это интересно.  Поэтому, я и стараюсь максимально разнообразить своему сыну его детскую жизнь.
          Иногда, проходя в магазине мимо отдела с игрушками для очень маленьких детей, я радуюсь. И радуюсь потому, что я покупал ему много игрушек в этом отделе. А теперь он подрос, и его игрушки уже в другом отделе. И мы уже, иногда  вместе  покупаем ему игрушки. Как это прекрасно, понимать, что я как бы росту вместе с ним. Смешно, конечно. Но, если серьезно. Я рад, что я помню, как он растёт. Я помню, как пел ему колыбельные. Я помню, как он, посапывая, спал у меня на руках. А я не решался положить его в детскую кроватку, что бы, не потревожить его. Я помню, как стирал его подгузники в тазике, при свечах, так как отключили освещение. Помню, как подогревал ему еду. Помню,  как я ходил  в детскую молочную кухню за очередной порцией детского питания. При необходимости,  я помогал разгружать емкости с молоком, подносы с бутылочками. Работники детской молочной кухни, это преимущественно  представительницы женской половины человечества, поэтому моя посильная помощь была им кстати. И я отчетливо помню момент, когда я пришел в детскую в молочную кухню последний раз. Я сообщил директору кухни, что мой сынок уже, наверное, подрос, и я  больше не приду. Это была достаточно грустная сцена расставания. Мы обоюдно поблагодарили друг друга за сотрудничество.  Сынок подрос, и  он уже вместе с нами посещает магазины, и вправе и сам выбирать себе, то, что ему нужно.  А наступит момент, сын станет вполне самостоятельным и самодостаточным.  Да, все проходит. Вечного нет ничего. Конечно, это естественный процесс нашей жизнедеятельности. Время не стоит на месте, но это и есть жизнь. Главное, успеть во время, успеть насладиться радостными моментами.   И я думаю, при нашем желании, все  возможно.       
           Случается, что командировочные дела забрасывают меня не далеко от моих родных. При таких обстоятельствах, я стараюсь, хотя-бы на какое-то время приехать домой,  и повидать жену и своего сына. Конечно, расставание, после таких внезапных  и насыщенных встреч  добавляют грусть в дальнейшей командировочной разлуке. Но те, пусть даже недолгие мгновения незапланированного общения, доставляют   неописуемую  взаимную  радость  для всей нашей семьи.  И конечно, все время моего пребывания дома, мой сынок, не отходит от меня ни на шаг.
         Так случилось и в этот раз. Мне повезло приехать домой на несколько дней, а точнее на два дня. Естественно, мои родные очень обрадовались, что мы сможем встретиться после немного затянувшейся разлуки.  Конечно, им хотелось, что бы я остался по дольше, но мое время на отдых было ограничено.  И естественно, мой сынок решил точно узнать, когда я уеду.  Он уже ходил в первый класс, и поэтому был очень ответственным. Ему хотелось, что бы в пятницу я его отвел в школу к восьми утра. Я  прикинул, что в пятницу у меня много важных дел, а дорога займет несколько часов, поэтому я могу опоздать.  Я сказал об этом сыну, что в пятницу мне нужно быть на работе и у меня очень много дел, поэтому я не могу отвести его в школу в этот день. Мне придется уехать рано утром, когда он буде еще спать. Я любил уезжать рано, до общего пробуждения, что бы ни впечатляться моментом разлуки. 
          Мой сынок выслушал меня, и очень расстроился.  Я давно не видел его таким расстроенным. Он отошел от меня к моей жене. Она все это время сидела на диване в другом конце комнаты, и,  не перебивая, слушала наш разговор. Я, уже как бы собираясь в дорогу, стал ходить из стороны в сторону по комнате. Моя жена приобняла, подошедшего к ней нашего сына. Они вместе пристально смотрели на меня. В глазах моего сыночка я наблюдал большее разочарование и грусть. Как же тяжело смотреть в глаза грустному ребенку, который ждет от вас действий, которые вы можете   совершить, но почему-то не совершаете.
     На самом деле, я очень часто уезжал с рассветом, и думал, что в этот раз поступлю так же.  Но в этот раз, в их глазах читалась какая-то определенная, до этой поры мне не объяснимая грусть. В их глазах читалась разочарование, характер которой был большим,  чем  мысли о предстоящей разлуке.
     Сынок, глядя на меня грустными глазами, стал объяснять, что завтра пятница, и всем, кого воспитывают одинокие родители, при входе в школу дают одну ромашку.  Он продолжал смотреть на меня своими большими детскими грустными глазами, в которых, еще немного и могут появиться детские слезинки. Честные и все подкупающие слезинки.  И он сказал:
     - Нам при входе дают ромашку, если родитель один. Папа, я не хочу ромашку!...
… Я смотрел на них, в их грустные глаза и понял, что ни какая работа, ни какая занятость не может заменить человеку семью. Я подошел и обнял их.
- Хорошо, - сказал я, - завтра, мы пойдем в школу все вместе. Я успею доехать на работу.  Ты,  не получишь ромашку.


05.05.2017г     Мельник Андрей Н.