Советы молодым композиторам 1

Родионов Виталий Константинович
Клаудио Монтеверди

«Конец каждой хорошей музыки должен затрагивать душу».
К. Монтеверди

Утверждение Клаудио Монтеверди прямо связано с финалом оперы «Орфей». Композитор выступает, как талантливый драматург. Это понятно, ведь он живёт в эпоху Шекспира!

«Современный композитор полагается на фундамент правды».
К. Монтеверди.

За год до смерти Клаудио Монтеверди пишет историческую оперу. «Коронация Поппеи». Она повествует о событиях из жизни римского императора Нерона. В ней даются портретные зарисовки героев музыкальной драмы.


Жан-Батист Люлли

«Мой речитатив сделан для разговоров, я хочу, чтобы он был совершенно ровным!»
Ж.-Б. Люлли

Жан-Батист Люли фиксирует на бумаге декламацию драматических актёров. Он хочет правды в опере – той, с какой встречается в совместной работе с Мольером над его пьесами.


Генри Пёрселл

На месте захоронения Генри Пёрсела написано: «Здесь лежит Пёрселл, который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена».

Прижизненная слава автора оперы «Дидона и Эней» со временем не меркнет! Английский Орфей по-прежнему свеж и оригинален.

Антонио Вивальди
 
«Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
А. Вивальди.

Следуя этому принципу, Антонио Вивальди добивается прозрачного, буквально акварельного звучания оркестра. В таком стиле он пишет 12 Скрипичных концертов Оп. 8, том числе всем известные «Времена года» («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»).


Георг Филипп Телеман

«Музыка хочет, чтобы человек отдавался только ей».
Г. Телеман.

Преданность одной лишь музыке никак не соотносится с жизненной и творческой позицией Георга Филиппа Телемана. Помимо того, что он создаёт свыше трёх тысяч произведений (в три раза больше, чем иоганн Себастьян Бах!), композитор немало сил отдаёт музыкально-общественной деятельности: открывает первый в Германии концертный зал, основывает издательство для собственной музыки, занимается книготорговлей по всей Европе, уделяет серьёзное внимание музыкальному образованию и просвещению, выпускает учебные пособия, выступает в качестве дирижёра и капельмейстера, работает в должности секретаря в городских управах и немецких княжествах, увлекается садоводством.
Многогранен литературный талант Телемана. Он пишет стихи на немецком, французском и латинском языках, тексты для 20 серенад, либретто для опер и кантат, публикует стихи в Гамбургской антологии поэзии, сонеты на смерть Р. Кайзера, И.С. Баха, И. Матезона, «поэтические мысли» на кончину первой жены, играет заметную роль в публицистике, выпускает три автобиографии.
Георг Филипп Телеман – человек тысячи талантов!

«Я всегда стремился быть доступным. Музыку не следует превращать в нечто вроде чёрной магии».
Г. Телеман.

Георг Телеман сочиняет простую, всем понятную музыку, предназначенную для церкви, для домашнего музицирования, для уличных спектаклей, для театров и концертных залов. Его музыка обращается к сердцам обыкновенных людей. Он, подобно И.С. Баху, пишет большое число духовных произведений, среди которых - «Страсти по Матфею»!


Георг Фридрих Гендель

«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше».
Г. Гендель.

Георг Фридрих Гендель с молодых лет отличается религиозным благонравием. Впоследствии он создаёт церковные хоралы и 32 оратории, среди которых мировую известность приобретает «Мессия». Разве Гендель может иначе думать о назначении своей музыки?