Он прорвался в двадцать первый век

Григорий Саамов
Фото автора.
Кто ни помнит знаменитый фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича»!? По личной глупости Хрущёва фильм сначала был запрещён, потом урезан, переименован, но он всё-таки выжил в первозданном виде. Это фильм-открытие выдающегося режиссёра.
Так вот, в фильме есть уникальный эпизод: в Большой аудитории Политехнического музея проходит музыкально-поэтический вечер. Участвуют: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Этот список участников – тоже находка режиссёра, который пригласил именно этих поэтов. Мы их знаем все последние десятилетия, знаем как лучших поэтов современности. А Хуциев это вычислил,  предугадал ещё в далёком 1964 году! В зале только герои фильма и участники знали, что снимается художественный фильм. А публика слушала выступления молодых поэтов и музыкантов и думала, что операторы снимают хронику для новостей. Это был совершенно новый приём в кинематографе. Именно поэтому эпизод (как и весь фильм) получился таким естественным и непринужденным.   
Евгений Евтушенко даже в этом величественном списке занимал особое место своей неуёмной энергией, непокорностью, независимостью от политических веяний, желанием объять весь мир, помочь всем страждущим. Именно по этим причинам поэт-трибун часто оказывался не просто в опале, но и на грани ареста или других репрессивных мер, которых в арсенале властей всегда было великое множество (вспомним Солженицына, Сахарова, Бродского, Ахматову, Цветаеву и многих других).
Но его бурная энергия и могучий талант оказались сильнее цензуры и репрессивных органов.
Многие годы подряд в той самой Большой аудитории Политехнического музея, в которой со дня его открытия в 1907 году выступали многие выдающиеся учёные и поэты, Евгений Евтушенко каждый год, в день своего рождения – 18 июля – проводил творческие встречи с читателями.
Я почти все последние годы приходил на встречу с Поэтом. Народа всегда было так много, что несколько кордонов охраны с трудом сдерживали натиск. Не найдя лишнего билетика, некоторые любители поэзии умоляли охрану дать им возможность купить входные билеты или пропустить их без билетов.
В неизменной цветастой рубахе и кроссовках на сцену выходил Евгений Евтушенко. Переполненный зал тепло приветствовал его. И поэт начинал читать.
Несмотря на преклонный возраст, когда он начинал читать стихи, даже молодел. Он был подвижен, весел, необыкновенно артистичен.
Помню, в 2006 году он прочитал знаменитые стихи «Бабьи яр» и «Казнь Степана Разина». Читал он эти объёмные произведения на память, придавая каждому слову, каждому слогу свою интонацию, то беря форте, когда его голос звучал как набат, то пианиссимо, доводя голос до таинственного шёпота. И происходило почти чудо: зал устраивал поэту овацию, стоя приветствовал его талант поэта, чтеца, актёра. Я на поэтическом вечере видел такое впервые. Мне казалось, что каждый раз Евтушенко превосходил самого себя.
В 1995 году Евтушенко написал такие строки:

Я прорвусь в Двадцать Первый век,
не разодранный по цитатам,
а рассыпанный по пацанятам,
на качелях, взлетающих вверх…

 И позже, в 2000 году:

Я Пушкину и Сахарову верю,
но никакому лживому вождю.
В империю я забиваю дверь.
В тысячелетье новое вхожу.

Но разве можно представить и говорить о поэте Евтушенко без его необыкновенной лирики.
Б. Ахмадулиной
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете
разнообразные не те… 
                (1957)

* * *
Боюсь не справиться с лицом,
когда тебя увижу где-то,
и завершится всё концом,
в котором больше нет секрета.

Боюсь не справиться с душой,
боюсь не справиться и с телом,
чтоб над тобой и надо мной
не надругались миром целым.

Боюсь – не знаю отчего –
тебя, как тайного богатства.
Боюсь – и более всего, –
его пропажи не бояться.
                («Боюсь…», 2004)

Я не могу не отметить один эпизод поэтического вечера Евтушенко, тем более что сам поэт посвятил ему почти половину отделения. «Мне обидно и больно, – сказал Евтушенко, – за те напряжённые отношения между нашими народами, народами России и Грузии, которые сложились в последнее время. История не знала такой дружбы двух поэзий, как поэзия Грузии и поэзия России». – Евтушенко привёл много интересных эпизодов дружбы русских и грузинских поэтов, о своей дружбе со многими поэтами и знаменитым художником Ладо Гудиашвили. Рассказал, как грузинские поэты помогали Борису Пастернаку, когда шла травля его за роман «Доктор Живаго». А Гудиашвили, который сам был в опале, рискуя собой, хранил произведения великого поэта, и даже сумел сохранить автограф Пастернака на стене своей мастерской. А русские поэты оберегали вдову поэта Тициана Табидзе, замученного в застенках НКВД, помогали ей.
Прочитав стихотворения, посвящённые грузинским поэтам, Евтушенко сделал такой математически точный вывод: «Политики могут ссориться, но они не имеют права ссорить свои народы». – Лучше не скажешь! Хорошо, если политики услышат эти мудрые слова.
Приведу ещё две цитаты из выступлений Евтушенко:
«Я побывал в 94-х странах мира, видел и хороших, и плохих людей. Но никогда не видел плохого народа».
«Сахаров занимался не политикой, а утверждением человеческой совести».
Я во время этих встреч дарил поэту свои книги, и он их очень тепло принимал.
Была традиция: 18 июля, в день своего рождения Евгений Евтушенко  встречался с читателями…
Но он не умер, он ушёл в бессмертие.
Поэтому мы вновь будем встречаться с Поэтом, с его поэзией.