Лила

Евгений Евстифеев
Лила. Все начинается с Рождения и все начинается с Заблуждения

Сколько не смотрю на восток, только удивляюсь с его мудрости и его культуры! Какая красота, какой мир открывается, когда начинаешь читать Рамаяну, Бхагават-гиту, а если вдруг откроешь Веды, то вдохновение на оставшийся день обеспеченно.

Дочерью индийской культуры можно назвать развивающую игру «Лила». Дата появления игры не известна, а миру она стала известна благодаря индийскому писателю, философу и художнику Джохари Хариши. Его перу принадлежит небольшая брошюра с описанием всех 72 клеток с точки зрения философии индуизма, хода игры. Сама игра состоит из доски, на которой изображены 72 две клетки, разделенные на восемь уровней по девять клеток. На ней также изображен один из богов индуистского пантеона, скорее Брахма или Шива, обвитый стрелами и змеями. Стрелы в игре – это духовный подъем вверх, а змеи – упадок. Любая культура имеет свои общие черты и взгляды. Змеи всегда были символом либо мудрости, либо смерти и упадка. Даже в первой книге Библии демон имел обличие змеи. В игре змея – это аллегорическое изображение совершение греха. Грех подобен змеиному жалу. Один раз совершил оплошность, получил укус и душа теперь, как будто отравлена. Игра является развивающей. Играя в нее, человек приобретает навыки рефлексии, интроспекции и созерцание. В нее можно играть как и с компанией, так и одному, так как направлена она на приобретение выше перечисленных навыков.
Игра «Лила» является своеобразным психологическим тренингом, основанным на философии индуизма, в частности, на Ведах.

Для начала фишки кладутся на клетку №68 – Космическое Сознание. Ею все начинается и ею все заканчивается. Космическое Сознание есть все: Высшее, Абсолютное «Я», творение, из которого все исходит. Перед тем, как начать играть и передвинуться на клетку №1, игроки должны кинуть кубик и у кого выпадет цифра шесть, тот начинает игру и свою фишку сначала передвигает на единицу, а потом на шестерку. Об этих двух клетках я и хотел бы поговорить.

Какое событие может быть под номером №1? В списке дел для любого человека всегда что должно быть? Рождение. Под номером один всегда рождение, потому что это первое, что делает человек. Он заявляет о том, что он появился на свет и он готов вступить на свою тропу самосовершенствования и самопознания. А подталкивающим фактором к самопознанию является один из не очень хороших моментов в жизни отдельно взятой личности – это заблуждение. В игре под клеткой с номером шесть обозначается это событие, которое часто встречалось в жизни человека. И тут нужно отметить один факт, что физическая жизнь начинается для человека с рождения, а сознательная – с заблуждения. В описании этой клетки говорится: «Заблуждение — это первая клетка, на которую игрок попадает после того, как выбросит шестерку, необходимую для входа в игру. Вступив в игру, игрок принимает свою временную зависимость от материальных реалий. После того как игрок рождается, он оказывается связанным обстоятельствами пространства и времени. Реальность данного момента понимается как реальность всех моментов. Изменения кажутся невозможными. Игрок попал в заблуждение». Лила, как философское понятие, означает «игра». Почему-то вспоминается песня рэпера Басты «Моя игра». У каждого своя жизнь и своя игра, и кто как хочет, так в нее и играет. И единственная общность каждой жизни-игры – это приход к заблуждению. В правилах игры описано, что игра начинается для человека тогда, когда у него выпадает на игральной кости шестерка. Впоследствии, если человек попадает на клетку 29 (которая означает несправедливость), то его низводят на клетку 6, что доказывает тот факт, что главная причина для заблуждения – это несправедливость в любой ее форме. А понаблюдайте сами. Разве несправедливое отношение не вводит в сомнение?

Конца в этой игре может и не быть, потому что для человека, который дошел до шестьдесят восьмой клетки, существует выбор продолжить все сначала. Таким образом он проживает всю свою жизнь заново, возвышаясь и падая, но всегда попадая на первую клетку и всегда начиная свою игру тогда, когда выпадет число шесть на косточке.

И из этого можно сделать очень хороший итог. Без рождения и без сомнения человек не сможет сделать ничего. Ни подняться, ни опуститься. Это не только в игре, но и в жизни.