День рождения Рембрандта... ч. 3

Ольга Сергеева -Саркисова
Загадок картины с годами становится всё больше...
История с «Ночным дозором» напоминает мне историю о работе Веронезе, который очень увлёкся написанием «Тайной вечери» для доминиканского монастыря и за которую его осудил церковный суд. Он в « Тайную вечерю» ввёл много недопустимых элементов, излишеств – начиная с цвета, много радостных цветов белых, голубых, и разных деталей, ...и до изображения людей, себя, детей, музыкантов, турок ,  собак, шутов, слуг, разносящих блюда,которые никак не могли присутствовать на Тайной вечере. Это был пир, а не Тайная вечеря в Гефсиманском саду. Но он писал то, что видел тогда в Венеции. А она вся тонула в гедонизме, роскоши и пирах.  Это вызвало недовольство Ватикана и был устроен суд. На претензии, адресованные к нему, он тогда ответил, что «на полотне было слишком много свободного места»… Переделывать он не стал и работу переименовал в «Пир в доме Левия». И только благодаря находчивости он избежал тюрьмы и адских мук. Рембрандт, как и Веронезе идёт против общепринятого, нарушая все каноны скучного группового портрета. Да и можно ли его таким считать, если только в центре два персонажа и то капитан Кук себя не узнал… и попросил другого художника прописать ему лицо. А остальные члены отряда совсем не выписаны и много лишних фигур.  Итак, перед нами картина со многими неизвестными…в прямом и переносном смысле. Такое впечатление, что мы наблюдаем хаотичную толпу потревоженных людей…на лицах недоумение и растерянность: - Почему нас потревожили? Что мы тут делаем? Мне кажется, художник смеётся над незадачливой братией и деталями показывает это. Комичные сцены и детали... Немного кукольное лицо капитана Кука в растерянности. Их подняли по тревоге …а зачем? Одежда тоже больше похожа на театральный костюм, который не подходит для ведения войн ополченцами, а скорее подойдёт для бала во дворце.  Интересно, что капитан очень рассеянный и вряд ли подходит для руководства ополченцами. Он в правой одетой в перчатку руке,держит вторую перчатку с правой руки. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Было это так или иначе-никто не знает это точно. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой, показывая этим, что он здесь! Всё видит, слышит,но в этой толпе он незнакомец... как невидимка. Очень всё напоминает пародию.
 Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов. Слева мушкетёры неумело обращаются с оружием и порохом при перезарядке…видно, что они не знают точно как это делается, что приводит к случайному выстрелу- это смотрится смешно. Этот выстрел произвело странное существо в шлеме и венке из дубовых листьев - сомнительная награда сомнительному герою.А что делают тут остальные люди- дети, женщины, странная девушка в золотом наряде, карлица с чертами молодой Саскии и чертами даунёнка, толпа неизвестных, да ещё собака?
    Самая интересная среди загадок "Дозора" - изображение этой странной девочки в золотом наряде. Она похожа на карлицу... Что этим хочет сказать художник, явно показывая физические недостатки этой девочки. Он ставит её в центр. Художник так расставляет световые акценты, свет, как театральный режиссёр. Если убрать девочку, то всё меркнет и разваливается вся композиция. Фигуры меняют масштаб и совершенно теряются, превращаясь в странное сборище. Она является световым центром композиции- светится золотом. Что он этим хотел сказать? Неизвестно. Он начал писать эту работу будучи счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Во время написания этой картины ушла из жизни его жена и возможно это дань памяти о ней, личная нота в заказной работе мастера. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.  Ещё эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – "маскот", т. е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая продукты  членам отряда и её брали на войну. Возможно это пародия на неё. И совсем иная версия - девушка лёгкого поведения сопровождающая отряд.(курица -символ похоти).  Чье это лицо? Мне встречалось предположение о том, что у «маркитант­ки» можно различить автопортретные черты Рембрандта. Может быть. Но очевиднее другое: это лицо нам хорошо знакомо, оно встречалось уже не раз в других сюжетах. Вот каких : это лицо Эсфири («Эсфирь перед встречей с Артаксерксом», 1633); еще ближе — лицо Прозерпины, одетой в такое же золотое платье и с похожим выражением испуганного и сопротивляющегося ребенка («Похищение Прозерпины», 1631); это лицо Ангела, поднимающего крышку гроба в Мюнхенском «Воскресении­ Христа» (1636–1639). Это лицо второй, лондонской «Флоры» (первоначальной Юдифи), 1635, то есть беременной Саскии. Это лицо молодой Саскии.
 Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.  Ей очень неуютно среди этой странной толпы...Всё смахивает на карнавальное шествие...вот и фигура ехидно смеющегося мальчика, убегающего куда-то(левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно. Ах, счастье! Оно так эфемерно!
Кстати, первую реставрацию картин, их писали шесть художников вместе с Рембрандтом, украшавших ратушу в середине XVIII века, амстердамский городской совет поручил живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми, но когда он отмыл картину, то увидел подпись Рембрандта, и узнал её по известным французским книгам, которые писали об этой работе. О ней просто забыли...
 В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Там оно получило название "Ночной дозор" из-за чёрного фона картины. В 1947 г проведена была реставрация результаты были ошарашивающие… «Ночной дозор» после реставрации превратился в дневной! Тень, падающая от людей, говорит, что на часах- два часа дня. Своё романтическое название она получила по прозаическим причинам, как мы видим. Эта картина долгое время висела когда-то напротив камина и вся прокоптилась, поэтому фон был чёрный, но когда её реставрировали, отмыли…  открылось удивительное- все события происходят днём…Сколько было спето искусствоведами песен по поводу "сумрачной красоты ночной сцены…". Много раз фигуры переписывались, менялись местами и вместо заказанных 18 человек, которые оплатили этот заказ, (1600 флоринов ) и добавилось  множество неизвестных,
которые деньги не платили.
 Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», этот групповой портрет, написанный в 1642 году должен был украсить здание стрелковой роты,как и ряд других портретов. Судьба была безжалостна к этой работе. К концу написания этой работы, гильдия скорее носила условный характер, декоративный, показываясь на парадах, богатые горожане с гордостью несли знамя ополченцев. Пафосность и картонность этих мероприятий вызывала улыбку. А в 1715г это сообщество ополченцев совсем распалось и закрылось. Картину передали во дворец. Но чтобы поместить в интерьер нового зала королевского дворца её пришлось обрезать с четырёх сторон, так как просто она не входила в интерьер. При обрезании потеряли три фигуры с левой стороны и ополовинили барабанщика. Позднее картина подвергалась нападению и было нанесено 10 ножевых ударов, в третий раз залита серной кислотой. Никто до конца так и не разгадал всех загадок картины. Она продолжает оставаться загадкой. Многие объясняли все причуды и новшества художника на этой картине болезнью Рембрандта, его больным сознанием.(К концу написания её, он болен был сифилисом).
  Ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен писал три десятилетия спустя  после создания картины: "Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах".
Сегодня «Ночной дозор» - центральное произведение музея и его гордость. Картина внушительна по размерам, хотя её резали несколько раз.Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера. И загадки продолжают появляться, так как жизнь не стоит на месте…
А я в прекрасный июльский день15 числа всегда говорю
- С Днём рождения, маэстро! Браво! Огромное Вам спасибо!

* Очень хотелось приобрести красивый бокал, как с полотна Хеды, их продают в магазинчике музея, но боязнь, что не довезу меня остановила. Придётся ехать за ним ещё  и уже к Вермееру основательно.