Моцарт и Сальери

Пюрвя Мендяев
"Моцарт и Сальери" произведение, которое, на мой взгляд, занимает особое место в творчестве гениального русского поэта А. С. Пушкина. Наверно ни одно другое его произведение не вызывало столько различных суждений великого множества людей искусства. Одно из самых интересных эссе по данной маленькой трагедии написал помниться Фазиль Искандер. Я прочитал его в одном из журналов еще совсем молодым человеком. Это  размышление меня весьма сильно тронуло. На это эссе было много откликов. И это не удивительно. Ведь речь в "Моцарте и Сальери" идёт о очень важном для творческого человека споре, долгие годы мучившем души писателей и музыкантов, о споре художника и ремесленника в искусстве и многим творческим людям есть, что сказать по этой теме. Пушкин вывел на сцену в своей пьесе двух антиподов, свободного художника и ремесленника. Причем взял для примера двух исключительно ярких людей искусства, взял и столкнул их и вместе с ними два идеала. Идеал свободного художника - Моцарт, сталкивается здесь в бескомпромиссном убийственном споре с идеалом ремесленника от искусства великим учителем Бетховена и Шуберта - Сальери. Сальери ремесленник, он - Сальери сам говорит о том, что музыка для него ремесло –

- Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

А Моцарт? Моцарт свободный художник, он даже не осознает того, то он творит. Бессонница, пришли в голову две мысли и он написал очередной шедевр. Всё, ради чего трудился десятилетиями и добился Сальери, Моцарту дается легко, он вообще не трудится! Итак, две противоположности художник и ремесленник, взятые в своих предельных проявлениях и сопоставленные друг против друга. Основное направление мысли, рассматривающее разрешение данного столкновения всё своё внимание сосредотачивает на словах Моцарта.

 Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Тема гения и злодейства перехватывает полностью всё внимание исследователей данного произведения и становится всеобъемлющей. Общий вывод из произведения выглядит примерно так - Гений не может быть злодеем, Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества и потому Пушкин олицетворяет в этом произведении Моцарта. А Сальери убив Моцарта, убил в себе гения. Искандер пишет: - к Сальери приходит возмездие, на которое Моцарт был неспособен. К Сальери приходит самое страшное для художника возмездие - он обречен на вечную тоску от вечного бесплодия. Ведь он, Сальери, когда-то был талантлив.

Но так ли это всё на самом деле?

Что представление о том, что Пушкин является двойником Моцарта решает в споре художника и ремесленника? Практически ничего. Останавливает  мысль о недопустимости злодейства Сальери? Нет. Он совершает своё злодеяние. Останется ли после этого он гением? Мы не знаем. Но мы знаем совершенно точно, что после этой чаши с ядом Моцарт уходит не просто в небытие, он уходит в небесное царство в ореоле величайшего гения. Точно так же как сам Пушкин.

 О котором вышла посмертная статья - "Солнце русской поэзии закатилось". Ведь тот же близкий друг поэта Крылов писал позднее, то если бы хоть миллионная доля того, что написали хорошего о Пушкине после его смерти, появилось в печати при его жизни, то Пушкин прожил бы длинную прекрасную жизнь. Но нет. При жизни поэта травили и мучили. И таких примеров великое множество. Гонимых при жизни гениев. Лермонтов, Ван Гог и т.д. практически все гении либо были убиты, либо буквально умерли в нищете. Судите сами. Получается гений и злодейство не только абсолютно совместны, но еще и практически неразлучны, как свет и тьма. 

Но данная констатация, дает нам только понимание акта рождения гения, но не разрешение спора художника и ремесленника. Хотя, может ли, быть сей спор разрешен вообще? Кто знает? Великий немецкий поэт, как то высказался, что путь к совершенству сторожат два чудовища - художник, который не является ремесленником, и ремесленник, который не является художником. И с этим высказыванием трудно не согласиться. Но зададимся вопросом. На чьей стороне в этом споре сам Пушкин. Моцарта или Сальери?

Рискну предположить, что Пушкин в этом споре стоит за Сальери. Не Моцарт Пушкин, но принципиальный Сальери. Почему у меня возникло такое ощущение?

Пушкин пережил много неприятных ситуаций в своей короткой жизни. Попадался и ему на жизненном пути, некий гуляка праздный, гениальный импровизатор, Адам Мицкевич. Вот уж полный Моцарт, гений от природы, но при этом не труженик. А Пушкин же не просто работник, он великий труженик, говоривший о том, что под хорошее настроение прекрасные стихи любой дурак написать сможет. А вот писать каждый день, выполняя эту работу профессионально - это требует особого навыка и умения. Именно с Пушкина началась профессиональная писательская стезя как явление. Он создал профессию писатель в стране. До него такой профессии не было вообще. Литератор стал зарабатывать деньги в стране именно потому, что Пушкин своим трудом, своей жизнью сумел создать данную профессию. После Пушкина остались тонны черновиков. Каждое творение было результатом гигантской работы.

Кроме своего личного творчества Пушкин еще и занимался с молодежью. Пушкин ушел из жизни достаточно молодым, но он оставил нам наследников своего гения. Гоголь многое получил от Пушкина,  Лермонтов, хоть и не был знаком лично с Пушкиным, но он дышал Пушкинской лирой, он был ею вскормлен, как поэт. И еще множество других поэтов и писателей привел Пушкин своими трудами за собой в великий мир искусства, как наследников и победителей, положив начало великой русской литературе 19-20 века. Пушкин создатель русского литературного языка. И это всё за какие-то жалкие тридцать восемь лет!

Понятно, что не мог Пушкин смотреть спокойно на талантливого прохиндея Мицкевича, превращающего создаваемую им профессию в шутовской балаган. И произведением Пушкин снял со своей души сомнение и соблазн придушить Мицкевича, ибо сие не дело для гения!