С перепугу!

Михаил Юдин
Небольшой эпизод из загонной охоты в Ординском охотхозяйстве Ярославской области.

Семь утра,  стоим на номерах, нас девять стрелков, маловато конечно, но загон небольшой и не глубокий. Прямо передо мной в кустах подроста ольхи и мелкого березняка начинается возня и хриплое взлаивание лайки, слышу горловой кашель кабана. Адреналин зашкаливает, чувства обострены и бешено колотится сердце. Сейчас, ну вот сейчас я его увижу! Только бы не подвести команду, только бы попасть по месту. Жду тебя, выходи, я готов! Нет учуял меня, смещается влево и не выходя на линию стрельбы уходит вдоль линии. Вижу уже мелькание трех лаек, одна из них черная, самая крупная. Плотно сели на зверя и теперь ему от них не отвязаться, в кустах продолжается круговерть борьбы за жизнь. Слышу яростные голоса собак, сливающиеся в один протяжный то ли стон, то ли вой. Кабан борется с ними молча, лишь изредка взрываясь яростным ревом. Все, ушли от меня влево метров на пятьдесят.

Эх, черт! Опять я остался без выстрела. Как всегда неожиданно, слева хлестко громыхнули два выстрела. Стрелял мой сосед слева. Все враз стихло, только едва слышно негромкое ворчание собак. Ничего не происходит, нет движения, нет звуков. Не понятно попал, кончено ли? Впереди слева в густой траве замечаю возню собачьих тел и негромкое уже жалобное похрюкивание. Не вижу движения соседа и бегу туда смотреть, что происходит. Дмитрий увидев мое перемещение тоже наконец приходит в себя и бежит навстречу мне. Подбегаем к месту почти одновременно и видим, что уже четыре лайки повисли на лежащем кабане и держат его на месте, фактически распяв его. Самый крупный, черный кобель вцепился в горло и глухо рычит, две лайки прижали задние ноги и самая мелкая впилась в спину почти посередине. Кабан лежит не двигаясь, даже не делая попыток сбросить собак.

- Что делать то?
- Добивай подранка, видишь собаки его фиксируют, добивай не тяни! Что раньше не подбежал?
- Так я в первый раз на такой охоте, не знаю что и как делать…
- Добивай скорее, видишь зверь мучается и собаки уже устали.

Выстрел, кабан разом обмяк и собаки как будто по мановению руки прекратили хватку и разбежались в разные стороны. Около нас осталась только самая мелкая сучонка, продолжая обнюхивать поверженного противника. Поражен грамотной работой лаек, как дружно и слаженно они держали зверя, как тут же потеряли интерес к нему после финального выстрела. Какие умницы! А ведь наверняка нет у них никаких дипломов, но зато какой огромный практический опыт, какая сноровка! Собачки местных деревенских охотников, все рабочие и опытные. Восхищен их слаженной и самоотверженной работой.

Не спеша подходит Алексей Маркович, который и пригласил нас на эту охоту и спрашивает у моего напарника:
- Дима, а как ты в него попал в такой  траве, его же и не видно совсем?
- Как, как? С перепугу!

Оказалось, что первым выстрелом он перебил кабану заднюю ногу и почти обездвижил его, а собаки довершили начатое.

Не задолго до этого, также  «с перепугу» мой товарищ, добыл молодого бычка лося попав ему точно под лопатку. Первый раз он на загонной охоте и так отличился! Стрелок он я думаю совсем не плохой, ведь окончил военное училище и как говорит за время обучения отстрелял из автомата грузовик боеприпасов. В общем, по праву заслужил негласное звание короля охоты. Местные мужички, поначалу скептически посматривали на нас, но после окончания загона уже искренне жали руки и поздравляли с успехом. Алексей Маркович тоже был рад, что навязанные им в спаянный годами охотничий коллектив гости не подвели.

У меня же перед глазами до сих пор стоит картина удивительной для меня работы лаек по кабану, так и вижу распятого ими зверя и моментальный уход после заключительного выстрела. Поразительно умные собаки!

Через год поинтересовался у Алексея судьбой этих замечательных лаек и узнал, что черный и еще одна погибли под кабаном.  Да, такова участь и судьба истинно рабочих собак по кабану. Рано или поздно это случается и редко кто из «кабанятниц» доживает до глубокой старости.