Рембрандт. Аристотель и Гомер

Ольга Сергеева -Саркисова
 
В музее Метрополитен меня заинтересовало одно интересное полотно моего любимого художника Рембрандта ван Рейна. Я много видела его работ в других музеях мира, а эту рассматривала впервые так близко, чувствуя удивительную энергетику от картины. Я несколько раз возвращалась к ней, мне хотелось знать о ней всё. Но сведений никаких особых не было.  Шло время, и  иногда я вспоминала это полотно художника,которое меня манило к себе... С чего начать? С портрета,конечно!
 Рембрандт много и кропотливо работал с самым сложным жанром искусства - портретом. Работал всю жизнь, начиная с себя,понимал,что он требует от художника огромного духовного потенциала и опыта, чтобы увидеть и отразить квинтэссенцию человека,его изюминку, судьбоносное и неизбежное "Я".Ведь каждый человек в сущности это и есть то самое индивидуальное"Я", и художник стоит на пороге открытия каждый раз,ведь нужно писать правду,а она разная о каждом человеке, и это удаётся передать далеко не всем живописцам.
 Много пишет мастихином, создаёт свои лаки и краски,особенно три любимых, состав их до сих пор загадка для исследователей. Он одержим своей главной задачей -  раскрыть чувства и мысли каждого человека, природу его неповторимого "Я". Он ищет свои главные детали, акценты - это лицо и руки. На этом он особо концентрируется. Причём,часто показывает только одну сторону лица для обозрения, другую прячет в тени капюшона, шляпы, головного убора, не открывая всего сразу о человеке,словно не договаривая о чём-то,и как бы сохраняя тайну его бытия в тени,ставя перед зрителем загадку...А если учесть,что лица далеко не симметричны, и есть свои особенности в каждой половинке лица,даже в каждой морщинке,то всё становится говорящим о многом, любая деталь.
Я возвращалась мыслями к той работе. Она более позднего периода - очень взвешенная, гармоничная, по цвету просто сказочная, несмотря на лаконизм цвета,он использует, как всегда, три краски, и с глубоким философским смыслом - это «Аристотель перед бюстом Гомера»(1653г.)
Итак, её он писал для сицилийского богача, известного итальянского мецената - Антонио Руффо, который заплатил за неё огромные по тем временам деньги, в восемь раз больше, чем платили за картину в среднем. Видимо, шедевр стоил того, и художник угодил заказчику,иначе цена была бы другой.Почему был выбран такой сюжет- остаётся тайной.Возможно Аристотель и Гомер были кумирами Руффо?
 Эта работа относится к периоду, когда у Рембрандта на родине  дела шли плохо, а за её пределами его очень полюбили. Вот и Антонио захотел в свою коллекцию живописи прибавить жемчужину Рембрандта - написать Аристотеля. Очевидно у него была своя веская причина на этот заказ. Возможно, его восхищала античность,как и многих в то время,они оборачивались к древности, антике, и мудрый Аристотель волновал его сознание. И Рембрандт решил написать его так- в диалоге с Гомером и собой...- величины равновеликие, на мой взгляд, и достойные. Все творцы духа,пребывают в режиме вершин духа, перекличка всех времён - вот истина.
 Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Платона, 20 лет учился в его Академии, он всегда высоко ценил своего учителя, но в то же время, это не мешало ему его критиковать.  Фраза «Корень учения горек, а плод его сладок» принадлежала именно этому философу и «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель, показывая свой особый самостоятельный характер человека,имеющего своё мнение и идущий своим путём, а не берущим след за другими. Он величайший ученый - энциклопедист, систематизатор и философ античного мира, со своей системой взглядов на мир и его устройство. Он родился в семье врача царской семьи и был воспитателем Александра Македонского, будущего македонского царя. Мальчику тогда было 13 лет. В Афинах основал свою философскую школу, которая была названа "Ликей"( отсюда- лицей). Аристотель любил читать лекции, прогуливаясь по дорожкам сада со своими учениками.Хотя у него был дефект речи, его слушали с восхищением, и Цицерон описывал слог Аристотеля как «реку золота».
   После смерти Александра Аристотель был обвинён в "неуважении к богам"  и покинул Афины, чтобы,оградить афинян от нового преступления против философии, явно намекая на смерть Сократа. Философия считалась матерью всех наук и принималась с благоговением всеми думающими людьми.
 Вглядимся в портрет.
На портрете философ одет в наряд 17 века - тонкого шёлка рубашка с пышными рукавами и бархатный жилет, а на голове бархатная шляпа. Бархат - ткань королей  и король тканей. Он многих разорил, так как стоил огромных денег. Он всегда был символом достатка и преклонения, одежду из бархата передавали по наследству из поколения к поколению, и после недвижимости она занимала второе место, а потом уже упоминались драгоценности и деньги в списке по наследству. Вся светская знать в Италии,Франции и других странах Европы и Востока старалась подчеркнуть своё достоинство и высокое социальное положение хотя бы шапкой, сшитой из бархата. Бархатный жилет - это уже почти королевская одежда. Причём, венецианцы отдавали пальму первенства пурпурному бархату, а французские короли предпочитали чёрный.В Европе популярный был разный бархат, судя по парадным портретам того времени, всегда расшитый золотой нитью и драгоценными камнями. Аристотель одет со вкусом, элегантен, соблюдена "мера", к чему так всегда стремились греки.
На нём тоже украшение - большая серебряная цепь с медальоном. На медальоне изображение его воспитанника- Александра Македонского, как утверждали эксперты. Прошло время, а слава его осталась в веках. Знаменитый скульптор того времени Лисипп создал бюст Гомера тоже не случайно. В таких работах выбор всех деталей  не бывает случаен. Каждая деталь говорящая, нужно только думать.Почему он выбрал это, а не другое? Гомер - незыблемый авторитет на все времена. Очевидно, он познал истину. Гомер слеп, но видит душой больше, чем любой зрячий. Он символ древности, мудрости и зрелости, и время только подчёркивает и углубляет эти качества в веках. Гомер не случайно появился в картине.Эта ступенька, на которую даже главные античные боги не могут претендовать. Как прекрасно написал Эренбург, подчёркивая истинную цену стихам Гомера..."незыблемая краса"

"Чтоб истинно звучала лира,
Ты должен молчаливым быть,
Навеки отойти от мира,
Его покинуть и забыть.

И Марс, и Эрос, и Венера,
Поверь, они не стоят все
Стиха ослепшего Гомера
В его незыблемой красе.

Рембрандт увлекался скульптурой и собирал много различных коллекций - картин, особенно итальянцев, гравюр, бюстов, стекла, оружия, различную утварь из -за которых совершенно разорился к концу жизни. А бюст Гомера, весь светится, очевидно, он из мастерской художника - здесь, как дань великому поэту, которого он почитал и втайне считал равным...- я так думаю. Да и Аристотель ему равен - одежда не случайна на нём 17 века. Они все единомышленники, одной крови и все в поисках истины и совершенства. Возможно, они находятся в виртуальном духовном путешествии из одного века в другой, из древности... в современность...у них свои траектории путешествий.  Мне эта картина напоминает сцену из Шекспира- «Бедный Йорик!». Я словно подслушиваю его мысли...Их давно нет на земле, но они как и прежде волнуют, и радуют нас своими духовными творениями.
 Он стоит погружённый в глубокие раздумья о мире и его устройстве, и о человеке и его предназначении,о тщетности жизни, о смерти,о бессмертии, о душе, о красоте и природе искусства. Какие вибрации идут от картины, у меня мурашки...
Высшее земное существо – человек, и трактат "О душе" целиком посвящен исследованию его природы. Что же такое душа - это тайна, загадка...энигма. В эту минуту, когда я думаю о них, то слышу музыку Элгара - великого английского композитора ,его вариации "Энигма", и концерт для виолончели с оркестром. Это гениальная музыка, божественная. Она помогает проникнуть в неведомые высоты духа...
 Аристотель в раздумьях... Он как будто не всегда находит ответы на свои вопросы и ведёт незримую беседу с другом единомышленником. «Как жизнь быстротечна... и как велик человек в своём творчестве, как и этот слепой старик Гомер, который пережил всё на этом свете и живёт вечно...» - читаю его мысли. Они даже чем - то похожи... Здесь они в диалоге о времени и о себе, они то догоняют время, то опережают, то возвращаются к былому. А может, это безмолвный разговор двух исследователей поэзии. У них много общего - любимая поэзия! Ведь Аристотель написал прекрасную книгу «Поэтика». И в ней он из всех видов искусства на первый план выдвигает поэзию, а трагедию ставит в ней превыше всего. Знание жизни даёт ему это право, ведь им столько всего пережито! В трагедии человек переживает самое высокое чувство - катарсис,очищение души... Возможно, эта картина - философское обобщение? Где он раздумывает о своей жизни, ведь он приближается к её завершающей черте, а что дальше? Хотя, ему всего лишь 62 года- феномен смерти волнует его,как любого думающего человека.Что же такое жизнь - комедия? Трагедия? И что там, за последней чертой? Возможно, он подводит итоги и думает о достойном уходе. Смерть его была загадочной: по некоторым сведениям Аристотель покончил жизнь самоубийством. Если это так, то видимо, на то были веские причины, конфликт с действительностью,к примеру, который он не смог разрешить...по- философски. А может, он принял яд,ведь он страдал болезнью желудка и принимал его, как лекарственное средство.А любое лекарство -яд.Во всём нужна мера. Возможно,что он превысил допустимую дозу.
 Рембрандт, как и многие его современники, пытается найти ответы на вопросы бытия и обращается к мудрецу и философу - Аристотелю, как великому авторитету всех времён, много размышлявшему над разными темами бытия - о добродетели, которая от природы не даётся, а является благоприобретённым качеством человека, о зависти, которую он осуждал, так как не понаслышке знал, что она к добру не приводит... Сколько кругом завистников! Этот человеческий яд, куда более действенный, чем яд гремучей змеи. Он отравляет жизнь многим людям.Обращаясь к такой философской теме, Рембрандт показывает, что его интересуют вечные вопросы смысла жизни, бытия, её ценности, предназначения человека, на которые он ищет ответы в своём творчестве.И что там ,у последней черты? Что исчезает, и что остаётся от всего того,что накоплено за жизнь? Это что-то вечное,что будет волновать человечество во все времена...Ум человека всегда есть высшая драгоценность, и мода на него сохранится в веках.И в своей работе Рембрандт подчеркивает это, обращаясь к образу Аристотеля- носителю этой драгоценности. 
Какой интересный у них диалог...Они ещё имеют время для своей беседы. Вечность не торопится. Такое впечатление, что врата вечности находятся в этом помещении, они открыты, но в любую минуту могут сомкнуться. А что за этим? Стопка солидных фолиантов книг в углу, сложенных друг на друга, говорит о том, что их хозяин мудрец, много познано, и он итожит свои знания и опыт, как бы разговаривая с другом единомышленником.
Композиция картины гениальна - все образы связаны между собой неразрывной серебряной цепочкой, вершина приходится на изображение Аристотеля - всё видно по световым пятнам.Связь времён явная. Здесь встретились все времена- настоящее, прошедшее и будущее...
Это картина медитация, она завораживает и заставляет ещё о многом задуматься.Как бы хотелось поговорить о картине с самим создателем, ведь мы только можем предполагать то, о чём хотел сказать художник, выбирая подобный сюжет, но будем размышлять,поскольку других сведений пока нет.Как бы хотелось присоединиться к незримому разговору этих собеседников...

   
21.07.2017
 *картина "Аристотель с бюстом Гомера" Рембрандт ван Рейн.Музей Метрополитен.
Нью- Йорк.
 ** Бюст Гомера работы Лисиппа находится в Лувре.
 ***2016 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Аристотеля. В мае 2016 года в Салониках состоялся Всемирный конгресс "Аристотель: 2400 лет". Лучшие специалисты,философы мира, изучающие наследие Аристотеля,приняли участие и выступили с лекциями в   университете, носящего его имя, в древней Стагире, где он родился в 384 году до нашей эры, и в Древней Миезе, где он воспитывал Александра Великого.Второй конгресс состоялся в июле В Афинах.