Успенский пост

Алиса Лемешко
«Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.
                В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно ив самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.
                Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.
                Итак, одни христиане - или по незнанию, или по небрежности - недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви»
                Архимандрит Симеон Куцас



                Подумайте, ничего не напоминает? Это мы. В нашем генномодифицированном нано мире мы несемся с бешеной скоростью и порой ничего не видим не только вокруг себя, но и внутри себя. Порой пытаемся, что-то сделать, но скорее в дань моде, нежели для себя. А ведь посты пришли к нам еще с глубокой древности.
                В стародавние времена люди приносили самые разные жертвы — скот в виде быков, овец, козлов, а также птиц — голубей, горлиц, хлеб. Все это сжигалось на огне и называлось всесожжением. Раньше было несколько видов жертв - всесожжение за грех, всесожжение в благодарность. Пост всегда предварял самые значимые события в жизни. Особенно постились во времена опасности, нашествия врагов  или общественных бедствий. И прежде чем приступить к жертвоприношениям волхвы и священники постились, очищались и духовно и телесно.
                С приходом христианства жертвоприношения ушли в прошлое. Сегодня главная жертва Богу, которую православный верующий христианин может принести, - это свеча в церкви, пожертвование на храм Божий, помощь нищим и нуждающимся, искренняя православная молитва, соблюдение десяти заповедей Божьих и соблюдение правил православных постов.               
                В православии пост — это целенаправленное, осознанное воздержание от еды животного происхождения с целью духовного и телесного очищения. В пост действительно верующий православный христианин путем отречения от некоторых физических удовольствий и самоограничений приближается к Богу, это самоограничение и является той жертвой Богу, которую он от нас ждет в современном мире.
                По церковному установлению, чтобы достойно встретить тот или иной христианский праздник, следует к нему хорошенько подготовиться, приведя в порядок прежде всего свою душу. Для этой цели и существуют посты. История постов берет свое начало с ветхозаветных времен. Пост всегда предварял самые значимые события в жизни, как праведников, так и простых людей. Особенно постились они во времена опасности, нашествия врагов  или общественных бедствий. Пост в это время считали своей религиозной обязанностью. В христианстве пост установлен в подражание Иисусу Христу, который постился в пустыне сорок дней и ночей, перед тем, как выйти к людям с проповедью.
                Поститься или нет каждый человек решает для себя сам. Кто-то морально созревает к необходимости соблюдения всех православных постов с детства, потому что так у него в семье это заложено вековыми традициями. Кто-то так никогда и не решается хотя бы попробовать усмирить свою плоть. Кто-то приходит к соблюдению православного поста в старости, перед смертью осознает необходимость в покаянии и получении Божьего прощения. Кто-то из-за житейских трудностей, вечных неудач и неурядиц самостоятельно понимает еще лет в 20-30, что ему или ей необходима поддержка Бога, а для получения Божьего благословения надо молиться, ходить в церковь, стараться соблюдать Заповеди, поститься. У каждого человека решение поститься — индивидуально - и приходит оно после определенного стечения жизненных обстоятельств, формирующих понимание того, что без Бога, Его помощи и поддержки мы ничего путного не сделаем.
                В православии посты делятся на однодневные и многодневные посты. К постным дня  относятся 18 января Крещенский сочельник; 11 сентября день Усекновения главы Иоанна Предтечи; 27 сентября праздник Воздвижения Креста Господня; а так же среда и пятница. Эти дни выделены особо потому что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Эти постные дни отменяются на время Святок и сплошных седмиц. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста. Сырная  или Масленица - неделя перед Великим Постом. Светлая - неделя после Пасхи. Троицкая - неделя после Троицы.
Многодневные посты: Великий Пост, самый главный и строгий. Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи. Петровский пост. Начинается через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу. Успенский пост с 14 по 27 августа. Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Рождественский с 28 ноября по 6 января. Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа 27 ноября.
                Успенский пост, в просторечии называют Госпожинки, Оспожинки, Спожинки . Этот пост самый короткий и самый сладкий, начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. Самый легкий этот пост, потому, что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас  легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Обрамляют Успенский пост Три Спаса, потому что в августе заключительный цикл сельскохозяйственных работ, сбора плодов, ягод и овощей. Именно с этим и связывали наши предки праздники Спасов. Ведь праздник от слова «праздно», то есть день, когда можно ничего не делать и отдохнуть от своих трудов.
                14 августа Праздник происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в народе называется Медовый Спас. В этот день начинали ломать пчелиные соты, несли их в подарок богам в храмы. К первому Спасу старались приурочить и первый сев озимых, освящали семена, окропляли поля святой водой. Купались в освященных прудах и озерах, купали скот. Еще этот день называли Макковей, так как приходила пора собирать мак. В этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
                19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Яблочный Спас. Отмечается конец сельскохозяйственного года, освящаются яблоки, виноград и другие плоды, отсюда и яблочный Спас, преображаются сады и поля.
                29 августа Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – Ореховый или Хлебный Спас. Это праздник окончания жатвы дожинки, обжинки. Срезали последние колосья и связывали последний дожиночный сноп. По народной примете, та жница, которая связывала последний сноп, непременно должна родить в продолжение года.
                Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.
                Чтобы достойно вступить в пост, к нему следует хорошенько подготовиться, например, исповедаться.
                «Бояться срама на исповеди — тоже от гордости;      обличив себя перед Богом при свидетеле (священнике), получают успокоение и прощение» сказал об исповеди Преподобный Макарий Оптинский
                Накануне исповеди Вы должны обдумать свои грехи и при желании вкратце изложить их на листе бумаге. Этот план позволит вам во время исповеди по порядку перечислить свои недостатки. И большая просьба во время исповеди не обвинять своих родных и близких, коллег, друзей и недругов ибо это грех осуждения. Исповедовать надлежит только свои грехи, те поступки, мысли и желания, в которых мы нарушаем заповеди Божии. В основу нашей исповеди заложено глубокое сердечное покаяние и самоосуждение, и если они искренние, то Господь омоет наши души от скверны греха. Более того, в таинстве исповеди Господь не только прощает нам наши грехи, но и дает благодать с ними бороться. В конце исповеди мы просим Господа простить нам все перечисленные нами грехи и подать нам помощь к исправлению. Если же вам необходимо обратиться к батюшке за советом, то вы можете подойти к нему после богослужения и задать интересующие вас вопросы.
                Исповедь – это не отчет о духовной жизни, что в ней хорошо, а что плохо, или беседа со священником. Это обличение себя, без всякого самооправдания и саможаления. Только тогда мы получим удовлетворение и облегчение и отойдем от аналоя легко, как на крыльях. Господь и так знает все обстоятельства, которые нас привели ко греху. И совершенно недопустимо рассказывать на исповеди, какие люди нас подтолкнули ко греху. Они ответят за себя сами, мы же должны отвечать только за себя. Муж, брат или сват послужили нашему падению – не имеет сейчас никакого значения. Необходимо понять, в чем виноваты именно мы сами.
                Неблагодарность Богу. Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием. Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, не ношение нательного креста, посещение различных сект. Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем). Клятва именем Господа. Ворожба, лечение у бабушек, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений. Мысли о самоубийстве.
Игра в карты и прочие азартные игры. Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила. Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные дни. Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью. Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы. Нарушение обетов, данных Богу. Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни. Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения. Осуждение Церкви и ее служителей. Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога. Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы. Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн. Самонадеяность т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих. Воспитание детей вне христианской веры.
Вспыльчивость, гнев, раздражительность. Высокомерие. Лжесвидетельство.
Месть. Насмешливость. Скупость. Невозвращение долгов. Неуплата за труд заработанных денег. Неоказание помощи нуждающимся. Не почитание родителей, раздражение их старостью. Непочтение к старшим. Не усердие в своей работе. Осуждение. Присвоение чужого — воровство. Ссоры с соседями и ближними. Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта). Убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти. Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них. Многословие, пересуды, празднословие. Беспричинный смех. Сквернословие. Самолюбие. Делание добрых дел напоказ. Тщеславие.
Желание обогатиться. Сребролюбие. Зависть. Ложь. Пьянство, употребление наркотиков. Чревоугодие. Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг. Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака. Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности. Блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие. Кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.
                Постарайтесь правильно подходить к этому святому таинству, чтобы оно не оставалось бесплодным для вашей духовной жизни. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Готовиться к исповеди – значит сделать испытание своей совести, покаянным взглядом пересмотреть всю свою жизнь, вспомнить все, чем согрешили против Бога и против ближнего, проверив себя по Заповедям Божьим.
                Прощение, в действительности, есть примирение человека с Богом, восстановление естественной связи.
«Кто привык каяться здесь и давать ответ за свою жизнь, тому легко будет давать ответ на страшном суде Божием.
Исповедь должна быть частой и по возможности у одного и того же священника. ...Когда человек исповедуется у одного священника, он даже косвенно стремится исправиться – из чувства стыда перед духовником. Редкая исповедь (несколько раз в год) часто приводит к окаменению сердечному. Люди перестают замечать за собой грехи, забывают уже содеянное. Совесть уже легко примиряется с так называемыми мелкими, бытовыми грехами... И наоборот, частая исповедь заставляет душу, совесть беспокоиться, будит ее от дремоты. С грехами нельзя мириться, уживаться.
Люди, которые исповедуются редко или формально, иногда вообще перестают видеть свои грехи. Любому священнику это хорошо знакомо. Приходит человек на исповедь и говорит: «Не грешен ничем» или «Грешен всем» (что вообще-то тоже самое). Это происходит, конечно, от духовной лени, нежелания вести хоть какую-то работу над своей душой".
                Святой праведный Иоанн Кронштадтский