Думая о Толстом и Достоевском

Болотный Лунь
Сколько лет уже прошло с тех пор, когда я последний раз перечитывала "Анну Каренину" Толстого? Когда-то я очень часто это делала. "Анна Каренина" у Толстого мое любимое произведение. Но ни одна экранизация не кажется мне достаточно удачной. Саму Анну я никогда не любила, как и Вронского. Я понимала мотивы ее поступков и даже сочувствовала иногда, но не любила. Мой любимый персонаж- это Левин. Единственная нефальшивая фигура в произведении, где все стремятся соответствовать месту и статусу в обществе. А также любила Кити. Ее период взросления и становления как личности.

В произведении нет глубоко отрицательных персонажей. Толстой показывает сложный мир взглядов и поступков каждого. Читая книгу и сравнивая персонажей, понимаешь: все мы люди, все несовершенны. И герой, закостенелый в каких-то своих ошибочных убеждениях, по-человечески может быть нам ближе, чем тот, кто просто мил, услужлив и вежлив в своей прохладной и отстраненной манере добра и внимания.

О чем пишет Толстой? Какая главная мысль объединяет его произведения? Я бы сказала так: "Его произведения о том, что гораздо проще проповедовать прописные истины, чем следовать им самому. Когда перед героем встает извечный вопрос: что делать? и как дальше жить?- его персонажи не всегда способны сделать свой правильный трудный выбор. Делать самому и советовать другим- очень разные вещи. Все мы люди, вынужденные делать свой нелегкий выбор каждый день, каждый час, каждую минуту своей жизни."

А теперь о Достоевском и его произведениях. Динамика его произведений, трагизм персонажей, психологизм поступков героев. Про себя я называю Достоевского "кровавый писатель". От произведения к произведению я ощущала как сгущаются сумерки обстоятельств, а закаты и рассветы обагрены кровью. Кульминация этого состояния, как выстрел, его "Бесы". Вот где реки крови на сантиметр текста. "Братья Карамазовы"- это итог всему, что написано автором. Братья, любящие и любимые друг другом, намеренно разведены в разные стороны.

О чем он пишет? Он пишет о том, что мы все ищем свой путь к богу и каждый идет туда своим путем. И даже если кажется, что человек отрекся от истин, отвернулся от бога и всюду кричит об этом, то и тогда он ищет его и идет к нему своей трудной дорогой. Легкая дорога, куда направляет чья-то рука, зачастую отрицается человеком. Он хочет прийти к этому сам.