Талгат

Галина Рупасова
                "Друзья уходят как-то вдруг,
                Не говоря слова прощаний."
                Инна Аверина

*О том как он подарил мне звезду

Каждый раз, когда волей случая, я оказываюсь под открытым ночным небом, как  и многие наверно, я начинаю искать глазами, с детства знакомое созвездие Большой Медведицы. Но это не из праздного любопытства. Где-то там, совсем близко с шестой звездой - Мицар - предпоследней на ручке "ковша", мерцает маленькая еле заметная звездочка - Алькор. Говорят, когда-то давно, по ней проверяли зрение воинов. Благодаря своей дальнозоркости я довольно быстро нахожу ее и вижу, как она, будто пытаясь согреться, в холодном ночном небе, жмется к Мицару. Мысли стремительно переносят меня, как в машине времени, в тот майский вечер, когда мне подарили эту звезду. Я даже начинаю ощущать прохладу того вечера.
Звезды над Элликкалой огромные, яркие, и даже какие-то манящие. Когда, спустя много лет, я увидела почти такие же над Телецким озером, в заповеднике Яйлю близ него, мне подумалось, что наверно, звезды тем больше, чем дальше от цивилизации. Просто огни населенных пунктов не рассеивают свет идущий от них, и небо над такими местами темнее.

***
Мы были на прополке хлопка в Элликкале - это город в Каракалпакии. Ну как город, в основном, огромная пустыня. Днем жара в ней иногда могла достигать пятидесяти градусов. Там сажали хлопок длинными рядами, прямо в песок, иногда конца грядок не было видно. С седьмого и по десятый - выпускной класс, на прополку хлопка начинали ездить с ночевкой всем классом. Жили почти месяц в огромных бараках: мальчики в одной комнате, девчонки - в другой, а сопровождавший нас преподаватель - в третьей. Было нас много, человек по пятнадцать в каждой комнате. Раскладушки стояли тесными рядами, иногда между ними кое-как можно было протиснуть ногу. Каждый привозил свою с полным постельным комплектом.
      Посередине оставлялось место для дастархана - клеенчатая скатерть, на которую мы собирали нехитрую снедь и рассаживались по ее краям, чтобы пообедать.  Режим был строгий и одинаковый для всех. В шесть часов подъем, чаепитие и на поле. Учитель протяжно кричал на весь барак эти ужасные слова - "нааа пооооле!", которыми завершался завтрак и часовой обед с часу до двух. Мы шли на поле и под палящими лучами, весь день пропалывали эти бесконечные песочно-глинистые грядки. Много приятнее, конечно, звучали слова - "домой"! Тогда мы дружно "добивали" грядки и шли в барак, усталые, голодные, но счастливые, где нас ждал чайханщик и повариха - тоже из наших одноклассников - ребята готовившие нам еду. Иногда к отставшим одноклассникам подбегали все, кто уже справился со своей нормой, чтобы помочь дополоть ему грядку и идти домой вместе.  После вкусного ужина, а ужин, когда ты весь день на свежем воздухе - всегда вкусный, нас ждала дискотека. Глинистая земля рядом с бараком, была притоптанная, гладкая и служила нам танцполом. Свет в барак подавался от генератора, который работал как трактор и всегда надо было беречь его, дабы совсем не остаться без света. Девчонки долго и тщательно наряжались и красились.
     Старшеклассники соединяли батарейки "Элемент" в длинный ряд и приматывали их к алюминиевому желобу синей изолентой - скотчей тогда не было. В центр танцующего круга ставили кассетный магнитофон "Романтик", который подключали к  этому источнику из батареек. И начинались танцы, пока батарейка не сядет, или пока учитель не прокричит свое протяжное - "ооотбооой!" и не пойдет вырубать генератор.
Такая жизнь здорово сближала нас - одноклассников. Там мы были вместе и вместе делали свои первые, робкие, самостоятельные шаги и отвыкали от родительской опеки. Учились трудолюбию и упорству. Учились  принимать решения и отвечать за свои поступки.

***
Это была последняя за школьные годы прополка, на которую мы поехали всем десятым классом. В один из вечеров танцев не было и мы все пошли прогуляться, не далеко, метров за пятьдесят от домика, по тому, что дальше была непроглядная темень. Одноклассник Талгат, был моим другом с самого детства, мы дружили с ним все десять лет школы. Тогда, конечно, мы и понятия не имели, что это за звезды в Большой медведице, просто нам нравилось, что мы что-то знаем о частичке этого бесконечного мира. Мы сидели с Талгатом на полукруглом мостике, перекинутом через небольшой арык, опустив в прохладную воду уставшие за день от жары ноги и тихонько болтали ими. Тут же по обоим берегам, переминаясь с ноги на ногу, наслаждаясь прохладой, тоже о чем-то лениво беседовали еще пять или шесть наших одноклассников.
- Хочешь я тебе что то покажу - спросил Талгат.
- Хочу конечно!
- Вон там, видишь предпоследнюю звезду на ручке "ковшика"?  - сказал он ткнув пальцем в Большую медведицу.
- Ага - сказала я, пристально вглядываясь в небо.
- А видишь рядом с ней маааленькую звездочку?
- Точно, вижу! - сказала я удивившись тому, что он о ней знал.
- Теперь она твоя! Смотри на нее и помни, что тебе подарил ее друг детства - сказал он гордо, поднявшись на мостик и встав в позу римского императора.

Мы рассмеялись, а у меня с тех пор есть звезда - моя маленькая звезда Алькор! И я всегда вспоминаю Талгата, каждый раз, когда смотрю на Большую Медведицу...

*О том, как я потеряла три рубля

Наша семья жила на окраине, почти в пригороде, и идти в город было достаточно далеко. Автобусов в ту пору в Турткуле совсем не было. Из своих одноклассников я жила дальше всех от школы. По пути со мной было только Талгату. Мы вместе возвращались со школы и  после того, как он заходил домой, мне оставалось пройти еще столько же, чтобы добраться до своего дома.
Заканчивались летние каникулы и нужно было идти в город за учебниками для третьего класса. Маме почему то было некогда и она отправила меня девятилетнюю в город одну. Дав мне три рубля, она сказала, чтобы я купила учебники и принесла сдачу, потому, что деньги последние. Как это ни странно, у меня в детстве ни раз не возникало желания потратить родительские деньги на себя, без спросу. Даже в голову не приходило. В семье нас четверо детей и мы ни когда не просили маму в магазине, купить нам какую ни будь "вкусняшку" или игрушку. Иначе, она никогда больше не взяла бы нас с собой в магазин или на базар. И это было страшным наказанием.
Каким-то непонятным образом, пока я шла в магазин "Книги" в центр города я "посеяла" эти три рубля. Обнаружилось это, когда я уже была в магазине и хотела расплатиться за учебники. По видимому ворон в этот день было много... Вы не сможете представить, что для меня тогда значило потерять последние деньги. Какой ужас охватил меня тогда, сложно передать. Тут, казалось мне, было два выхода: или найти деньги, или не возвращаться домой, причем никогда! Чтобы мама не "убила" меня. Почему то в детстве мы так говорили, когда кто-то проказничал - "мама тебя убьет"!
Весь обратный путь я шла, как сыщик, всматриваясь в разные бумажки или фантики, которые попадались по дороге. Я очень надеялась, что найду эти деньги. Когда я оказалась напротив калитки дома, где жил Талгат, мне в голову пришла мысль, что искать вдвоем будет быстрее. И может быть он найдет деньги! Ведь он очень везучий.
По осени, когда улицы и маленькие, неглубокие арыки вдоль них, засыпались опавшей, тополиной, желтой листвой, мы с Талгатом, по дороге из школы всегда вглядывались в эту листву, а иногда и ворошили ее ногами. Все потому, что Талгат однажды нашел в листве один рубль - советский, желтый рубль. Эти поиски часто сильно замедляли наш приход домой. Но со второго класса и по четвертый, каждый раз идя домой, мы надеялись, что найдем рубль в листве. И мне ни разу не повезло. Когда стали старше, я все равно, по осени, невольно вглядывалась в желтую тополиную листву.
А в этот раз, найти деньги было вопросом "жизни и смерти"!
Но Талгату, как раз было некогда. Во дворе, со своим братишкой Кайратом, он был занят очень важным делом. Размотав бумажную ленту пистонов от игрушечного пистолета, один ее конец они крепили к полному спичечному коробку, к тому его месту, где находились головки спичек, а другой конец - поджигали. Лента должна была догореть до коробка, периодически вспыхивая и в конце должен был произойти "большой бум"! Но по какой-то странной причине, лента гасла после второй или третьей вспышки, и мальчишки начинали опыты заново. И конечно это было важнее, какой-то там, потерянной мною трешки. Я с пониманием и нетерпением ждала, пока лента пистонов у ребят совсем не закончилась. В конце концов, Талгат поджег таки несчастный коробок, сунув в него горящую спичку и быстро отбросив его прочь. Тот ярко вспыхнул, издав характерный шипяще -свистящий звук, и мы пошли искать мои три рубля.
Поиски не дали результата, наверно от того, что мы периодически забывались и начинали играть. Уже вечерело, когда я уговорила Талгата пойти со мной ко мне домой, ну, чтобы у меня был свидетель, что я искала деньги и не нашла. И еще я думала, что мама не будет меня наказывать при однокласснике. Он был моим другом и не смог отказать в участии.
Когда мы подошли к дому, мама не дала мне сказать ни слова... Мне здорово влетело...  Теперь только я понимаю, почему мама меня так сильно наказала. Она весь день волновалась за меня с грудничком - братишкой на руках. И уйти искать меня тоже не могла - не могла оставить без присмотра еще двух детей. Ведь моему братишке было тогда пять, а сестренке - четыре годика... Не представляю, что она пережила за этот долгий день, пока я ходила за учебниками...
Но Талгат ушел только тогда, когда все закончилось, попытавшись как-то утешить меня, потому, что он был мой друг.

* О том, как мы повзрослели

В восьмидесятом году мы переехали в город. Я закончила четвертый класс. Теперь мы после школы расходились по домам в разные стороны. Сменились попутчики. Теперь я уходила из школы с Галей, Аней, Марьям и Зухрой. Талгат почти исчез из моего поля зрения, но мы продолжали дружить. Общались, правда реже и реже... В десятом классе мы воссоединились с русскоязычным классом другой школы - тоже целая история... И там было много новых одноклассников, с которыми приходилось искать общий язык. Мы с Талгатом сидели за партами через ряд, напротив друг друга. Когда учителя отворачивались, мы успевали передать друг другу фигуру из нити. Может нынешнее поколение не знает, что была такая игра в ниточки. Суть игры была в том, чтобы определенным способом снять нитяное кольцо, обвивающее пальцы партнера одним из нескольких стандартным рисунком. Самым сложным был узор "снежинка", его трудно было снять с рук игрока, так, чтобы у тебя тоже нить образовала нужный узор... Поэтому на нем игра заканчивалась. Эта игра нам не надоедала со второго класса, как только мы научились в нее играть. Правда, когда играешь в нее на уроке, нужно прятать руки от учителя. Это добавляло азарта. Мы с заговорщическим  видом ждали, когда учитель наконец отвернется. Нам было по шестнадцать лет, но это не мешало оставаться детьми и все шесть уроков играть в ниточки...
Закончилась школа, все стали разъезжаться. Я оказалась в Бийске, а Талгат с моей соседкой и одноклассницей Галей поступили в вузы города Томска. Потом Талгата забрали в армию. Он писал мне необыкновенно интересные письма о службе на флоте. Присылал фотографии, на которых я впервые видела огромные военные корабли и его, маленького, стоящего где-то на корме. Он был на них в форме и без волос. Совсем взрослый, совсем другой, не знакомый.  Как-то позже,  судьба и вовсе развела наши пути. Я не слышала о Талгате до 2012 года. Знала только, что живет он где-то в Казахстане. Женат и имеет детей.
***
Двадцать семь лет прошло, с того дня, когда я видела Талгата ...
Мне позвонил братишка:
- Ты видела, в одноклассниках Талгат появился?! Я вчера переписывался с ним. Он спросил меня: "как там моя Галка?"
- Нет, не видела, я там не была пару дней - сказала я, обрадовавшись новости.
- Я подсказал ему, как найти тебя, под какой фамилией. Так что загляни на свою страничку, от него должно быть сообщение...
Придя домой с работы, я быстро включила компьютер. В голове творилось такое смятение мыслей... Сколько я расскажу ему! Он же не знает, какая я теперь... Что я физику преподаю в вузе! Сколько мне пришлось уже повидать... И я не знаю что с ним было... Узнаю ли я его, ведь мы так изменились внешне... А воспоминания о нашем детстве... А наши любимые ниточки... Научил ли он играть в них своих детей? А собирается ли он в Турткуль, чтобы встретиться со своими?
На странице я прочла сообщение, о том, что он просит добавить его в друзья. В сети его к сожалению не было, я опоздала на считанные минуты. Согласившись на дружбу я открыла его страницу и написала ему письмо, не длинное, так, несколько фраз. И что с нетерпением жду ответа. Я еще посидела перед компьютером, в надежде, что он скоро выйдет на связь.
Прошло три дня, а ответа все не было... Я листала ленту новостей в одноклассниках, как вдруг увидела надписи соболезнования родственникам Талгата. Думая, что это какая-то ошибка, я зашла на страницу одной его родственницы и написала личным сообщением письмо, мол, что же случилось, о ком скорбят?..
Ответ пришел сразу и жар пробежал по мне изнутри до самой макушки. В нем было всего два слова: "Талгат умер".

Каждый раз, когда волей случая, я оказываюсь под открытым ночным небом, я начинаю искать глазами, с детства знакомое созвездие Большой Медведицы. Но это не из праздного любопытства. Где-то там, совсем близко с шестой звездой - Мицар - предпоследней на ручке "ковша", в темной глубине неба, на непонятно огромном расстоянии, мерцает моя маленькая, еле заметная звездочка - Алькор...
Она мерцает сквозь годы и расстояния, бережно неся память о тех, кто ее когда-то кому-то подарил... А теперь и о тебе, мой так безвременно ушедший из жизни, друг детства - Талгат.