Дело Хели Бактер. Язвительный детектив

Валентина Марцафей
                (Из рецензий на это произведение)
   
                "Я думаю, что время ожидания под дверью врача прошло бы
                куда  быстрее, если бы ожидальцы с улыбкой на лицах читали
                Вашу научную юмореску!"    Лариса Бережная
      
                "Вы так увлекательно закрутиди детективный сюжет,
                что остановиться было невозможно. Спасибо за просвещение."
                Евгений Боуден.   

               
               
  Никогда бы не подумала, что в унылой очереди на приём к врачу могу услышать такой увлекательный детектив. Рассказывал его  симпатичный пожилой мужчина, а все пять разнокалиберных дам, как под сильным ветром,  тянулись к нему ушами
    Начало мне не довелось услышать, но, уловив имя героини, сразу
встряла со своими пятью копейками:
   - Простите, Вы имеете в виду тётушку Хулию из романа Варгаса
 Марио Льоса?
      Мужчина очень удивился:
   - Как, о ней уже и роман написали?!  Не знал! И Вы читали??
   - Да, хотя давненько. В «Иностранной литературе» печатался.
 «Тётушка Хулия и писака». Очень интересный роман.
   - Нет, голубушка, это из другой оперы. Я веду тут речь о двух австралийцах,  которых недавно удостоили Нобелевской премии за то, что ,наконец, разоблачили махинации этой…- он  чуть задержался с определением, но одна из дам тотчас откликнулась:
   - Стервы! Ещё то-ой стервы! Миллионы людей покалечила, гадина!
   - Э, мадам, не спешите! Вы ещё не всё о ней знаете. Вернее, можно сказать,
что мы все, и эти самые лауреаты Маршалл и Уоррен, тоже не докопались до многого. Есть у неё и кое-какие достоинства…
   - Уважаемый, - прервала мужчину дама, в которой я узнала учительницу из дочкиной школы, - пока эта женщина ( она, не глядя, махнула рукой в мою сторону), пока она не отвлекла нас от обсуждаемой темы, Вы должны были ответить на мой вопрос: откуда эта гадость взялась и где её родина?
   - Боюсь, что на этот вопрос Вам никто не ответит. Эта стерва Хелико – гражданка мира. Но по моим сведениям, ей полюбилась Россия. У нас 70% населения признались в связи с ней,, тогда, как в США и Европе всего 35-50%...
   - Как же так? До австралийцев никто не мог её поймать? Ведь Вы говорили, что в России её даже задерживали несколько раз. Это правла?
   - Это правда, голубушка. Профессор Игорь Морозов, когда узнал о работе Барри Маршалла и Робина Уоррена, схватился за голову со словами:«Какие же мы были дураки! Видели её, но не верили своим глазам! Потому что она не могла находиться там, где мы её обнаружили…»
     - Ну и хитрющая гадина! Или гад? Мужчина это или женщина?
 Мужчина недоумённо посмотрел на спросившую  старую леди.
   - А чёрт её знает, простите, мадам! Думаю, что женщина. Кто ещё мог бы довести молодого мужчину до язвы желудка?!  От неё, мне кажется , пострадал и Ван Гог ,
 и Чехов...- и мужчина горестно умолк.
   -Что-то Вы темните, уважаемый! У меня голова кругом идёт от Ваших сентенций! – возмутилась молчавшая до сих пор одна из дам.
   - Я прошу у Вас прощения: думал, что понятно излагаю известные факты о
 знаменитой бактерии хеликобактер pilori. Для краткости я назвал её Хели или Хелико.Предлагаю и дальше её так называть. Согласны? Ведь детектив
только начинается!
   - Ну, наконец-то Вы приоткрыли карты! – одобрила учительница.
   - Знаете, дорогая, ни Вам, ни мне не будет легче от этого. Как бы нам  ни загрустить больше. Нет, я Вас не  пугаю, боже упаси…

     Тут дверь кабинета открылась, выпуская пациента, Все обескураженшо посмотрели друг на друга: никто не хотел входить следующим.
    Выглянул врач и, осмотрев притихшую очередь, извиняющимся тоном сказал:
 « Извините, меня срочно вызывают на дом к больному. Вернусь минут через сорок.. Приму всех, если дождётесь»  Очередь благодарно вздохнула.
     Мужчина понял, что наступила его «Минута славы». Он встал,прошёлся туда-сюда пред дамами, вынес из опустевшего кабинета стул, встал за него, как за кафедру, и сказал:
   - Так вот, почему никто не верил своим глазам, обнаружив авантюристку Хели в желудке человека?  Да потому, что над всеми довлел постулат: желудок и верхний
 отдел кишечника человека СТЕРИЛЬНЫ из-за присутствия там соляной кислоты,
в которой ни одна бактерия не выживает! Ха! Кроме, как оказалось, этой паршивой
 овцы Хели. Она поступила, как инопланетянин, прилетевший на Землю, или как наши астронавты на чужой планете. Вы понимаете, о чём я?


   чАСТЬ 2.
    - С Вашего разрешения, я продолжу рассказ о похождениях Хелико Бактер в нашем организме, вернее – по нашему кишечнику, а там есть, где разгуляться! И кого только там ни встретишь: вирусы, бактерии, вибрионы – общество многочисленное и  разное.
     И среди них бродяжничала эта Хели, таинственная и даже  безымянная, присматривая себе местечко посвободнее.
    Безымянной она была до тех пор, пока её не выловил японец Ито.
Он дал ей временное имя гастроспириллум хоминис и сумел запечатлеть её  фото под электронным микроскопом. Так, на память, ещё не как злодейку, потому что предъявить ей  обвинение в чём-либо никто не решался…
    - Простите, уважаемый, я,  наконец, хочу понять, за что австралийцам дали Нобеля? Хватит тянуть резину, у нас времени в обрез, - волновалась учительница.
   - Да, дорогая,  Вы зрите в корень. Но об этом чуть позже. А пока проследим за авантюристкой Хелико и оценим её хитроумные новации.  Вы правильно догадывались, дорогие дамы, что Хели
могла воспользоваться подобием скафандра. И что интересно, она изготовила его сама!
   Только представьте: она вырабатывает аммиак и, закутавшись в него, как в кокон, беспрепятственно проникает в желудок, а там зарывается в слизистую оболочку стенок желудка и – чувствует себя, как дома!
    Вот Маршалл и Уоррен и обнаружили её там, при этом не удивились, как некоторые. а связали её пребывание там с язвой и гастритом больных, чьи истории болезни тщательно изучили.
   Обвинение было, по сути, готово, но чтоб зарегистрировать это открытием, надо было пройти, как это принято, особую процедуру – бактерию выделить, вырастить в культуре, потом заразить ею организм, и задокументировать все признаки болезни.
    Да. да, дорогие, заразить, причём отнюдь не мышку и не мартышку!  И тут австралийцы поступили мужественно, как поступали  учёные Х!Х века, ставившие опыты на себе.
   - Какой кошмар! И это в наше время?! – возиутилась сердобольная пожилая леди.
    - Да, это происходило в 1982 году. А что было делать?  Барри Маршалл  «бальзам» приготовил, затем обследовался и получил документ, что полностью здоров,  и в желудке  отсутствует хеликобактер. И выпил «отраву».
   - И что??? – разом выдохнули дамы.
   - А ничего! Заражения не произошло!  Тогда Барри взял «материал» у больного язвой и повторил эксперимент. И через  10 дней получил жестокий гастрит. А через три года Нобелевскую премию. – Наш «лектор» улыбнулся и вдруг неожиданно закончил:
   - А наш язвительный детектив  утратил шанс  успешно закончиться в ближайшее время.
   - Как так?7  Опять темните, профессор! Где же хэппи энд? И что у Барри с его гастритом? – забросали его вопросами дамы.
   - За Барри можете не волноваться, у него денег хватит, чтоб добить  эту Хелико. Дело-то оказалось гораздо сложнее, чем представлялось в начале.
   В результате исследований было установлено, что Хелико живёт по нескольким паспортам, то есть , существуют  7 или 8  различных её штаммов. И, главное, не все они связаны с язвой  Так что, не спешите обзывать её гадиной и прочими нехорошими словами – это я о Вас, мадам,-  сказал наш «лектор», обращаясь к пожилой леди.
   - Скажите, а бывают ли случаи, когда у одного человека в желудке сразу несколько разных штаммов?- спросила та же леди.
   - Это как раз самый удачный вариант. Они тогда образуют некую ассоциацию, где один вид бдительно следит за другим, не давая тому развиться и, заняв первое место, ещё и пакостить хозяину. Мне это напоминает клан наших олигархов,  где  тоже не дают противнику пробиться в лидеры, это я так, шучу, простите!
А сейчас я вам скажу, в чём главная и неприятная загадка этой Хелико Бактер, которую  никто не может до сих пор разгадать!.
    
   Дамы замерли. В наступившей тишине слышно было тяжёлое дыхание  пожилой леди. Учительница паузы не выдержала:
   - Я же предчувствовала, что австралийцам премию дали напрасно! Тайное не стало явным!
    - Да не спешите, голубушка, за отлично проведенную научную
работу всегда нужно премировать, особенно, первопроходцев, пионеров, так сказать. А эти двое из Австралии таковы и есть.
Кроме того, о чём мы уже сказали, благодаря их исследованиям установлено. что один и тот же штамм таннственной Хелико  у одних людей мирно, ничем не беспокоя, существует в желудке всю жизнь, а других людей доводит до язвы или даже до .. Доказано, что Хелико бывает канцерогеном, увы, но к счвастью -,редко.
Но не будем сейчас о грустном!
   И в чём тут причина: в генетических особенностях человека, в режиме питания, в нервных нагрузках, или в чём?  Что заставило этот штамм Хелико стать агрессивной злодейкой, а её сестра-близнец осталась паинькой, мирной и пушистой? Вот какой главнейший вопрос должны решить учёные в ближайшее время.-
   - Стоп, стоп, уважаемый Вы наш, пока они будут решать, пока суд да дело, - горячо  вклинилась учительница, - чем же лечить людей будем?!

   - Это тоже актуальный вопрос, но это сюжет для другого детектива. Это не из области медицины, скорее, из области фармацевтики. Язву лечат антибиотиками, Но как тут всё закручено, дорогие мои! Сначала надо убедиться, что язва вызвана хеликобактером, в противном случае будете пить антибиотик за антибиотиком, язва никуда не денется, а бактерия , которая к язве не имеет отношения, будет приобретать всё большую устойчивость! Дело в том, что антибиотики, как правило, широкого спектра действия, лечат одним  и пневмонию, и мочеполовые инфекции, и язву, и пр.  Вот пришёл больной с кашлем. Ему выписал врач антибиотик. Не подействовало. Назначил врач другой антибиотик. Тот же результат. А Хелико поглощает тот и другой и вырабатывает устойчивость. А когда этот больной, заработав на антибиотиках гастрит, или чего хуже – язву, приходит за помощью, то его вылечить уже непросто. Это понятно?
   - А почему нельзя выпускать антибиотик только против язвы?- недоумевает молчавшая до сих пор девушка.
   - Резонный вопрос! Медики просят об этом давно фармацевтов, но тем это невыгодно, теряют прибыль! Медики доказывают, что в таблетках антибиотики на язву не действуют, и даже в порошках тоже. Они  комочками оседают на слизистой желудка и не убивают всех бактерий. Нужен только раствор, причём не водный. Я знаю случай, когда сердобольный врач сам растирал таблетки в порошок и, растворяя его в натуральном неосветлённом соке, лечил своих больных.
   - Откуда Вы всё это знаете! И кто Вы, вообще, по профессии? –
заинтересовалась, наконец. учительница, самая активная слушательница.
   - Я тоже учитель. Читаю детям «Здоровый образ жизни» А двадцать лет назад был  ужжжасным язвенником.. Но вылечился.
Язвы теперь у меня нет, но что интересно – число этих героинь моего рассказа у меня в желудке просто зашкаливает. Но живут со мной мирно, в полной гармонии.  Просто я много читал об этой язвенной проблеме, очень волновала она меня в своё время .
   А вон и доктор наш возвращается. Может, от него узнаем что-то новенького, и кто закроет, наконец, «эру хеликобактера», которую открыли австралийцы Маршалл и Уоррен.