Соловки

Татьяна Мирчук
СОЛОВКИ

***
На Соловках поют соловушки,
И люди тоже здесь живут –
Совсем не буйные головушки,
А трудовой хороший люд.

***
А что там, на острове этом,
Поют по ночам соловьи
Не только коротеньким летом
Печальные песни свои?
Быть может, и в зимние ночи
В холодном и снежном плену
Их песни протяжней и звонче
Звучат, приближая весну.



Часть I. ДОРОГА

             Случилось! Мы поехали на Соловки. Несколько лет муссировали это желание – побывать на заповедном острове. Вопрос денежный не последний в списке, дороговата поездка, особенно переправа с большой земли на судне и проживание в гостиницах местных. Но желание прикоснутся душой к очередному «месту силы» было сильнее всех препонов на пути к мечте. Автобусом до Беломорска, от которого лежит водный путь к Соловецким островам,  добираться четырнадцать часов. Желающих ехать было не так много, половина автобуса свободна, можно расположиться более комфортно, что большинство путешественников и сделали.
             Экскурсовод – тоненькая молодая женщина невысокого ростика Елена Дарешкина. Улыбчивая, приветливая, симпатичная, она сразу расположила нас к себе. Мы с сестрой уже убедились, что во всех наших поездках, с экскурсоводами нам необычайно везёт. Это всегда профессионалы своего дела, умные, доброжелательные,  обладающие большим багажом знаний во многих сферах, а самое главное, имеющие желание поделиться этими знаниями с экскурсантами.
            У Лены все эти качества зашкаливали. С первых минут экскурсии, она затянула нас в бездонный омут своей любви к Карелии, к Соловкам, к людям, с которыми она работает бок о бок. О своих коллегах Леночка говорила только в превосходных тонах. А уж о своей родине она могла вещать часами: « Если что, отбирайте у меня микрофон, иначе я буду рассказывать вам всю ночь!» - смеясь, предупредила она.
               Я не буду делать исторические экскурсы и указывать точные цифры, всё можно найти в интернете или энциклопедиях, а расскажу только о тех фактах, что поведала Елена, которые мне показались более интересными, а так же поделюсь своими впечатлениями о поездке.
               Итак, Республика Карелия. По материалам Википедии «...современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековых племён корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры». Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1075-1100 годами. Но есть западные источники, которые упоминают о существовании карел в VII веке. Карелов в республике около 10%. Живут здесь и финны, и русские, и вепсы, и другие национальности.
               В Карелии три стихии: камень, вода, лес. Лена говорит, что в Карелии жители так расшифровывают название республики: ка(мень), ре(ки), л(ес), и я. 
               Легенда, рассказанная экскурсоводом.
 Пошли финны и карелы, живущие здесь,  к своему верховному богу Укко.
- Дай нам леса, чтобы мы могли построить дома и добывать зверя и птицу.
Укко дал им обширные леса, в которых было полно всяких зверей и птиц. Построили они себе тёплые жилища. Сделали луки и стрелы, чтобы добывать пропитание и одежду. Но этого им показалось недостаточно. Снова пошли к богу.
-Дай нам много воды, чтобы мы могли ловить рыбу, плавать на лодках в другие земли.
Укко, не скупясь, дал им реки, большие и малые,  чистые и глубокие озёра. А в них рыба кишит – ешь, не хочу!
Стали карелы мастерить лодки, ловить рыбу. Но прошло немного времени и снова отправи-лись к богу с очередной просьбой:
-Дай нам земли, чтобы мы хлеб сеять могли.
Тут уж Укко рассердился и вместо земли стал швырять вниз камни. Так и лежат они с тех пор по всей Карелии.
            Автобус летит стрелой по трассе. Водители – тоже профи. Почти с самого начала путешествия, начинается дождь, но мы все внимаем нашей Елене Прекрасной. Она в нескольких словах рассказывает о тех местах, мимо которых мы проезжаем.  Пока это Ленинградская область. Но снова торопится поведать о любезной её сердцу Карелии и о Соловецких островах, чтобы не терять драгоценного времени,  ведь само пребывание на острове невелико – всего два дня, а узнать и увидеть хочется многое.
            В Карелии есть много мест, которые отмечены особой энергетикой, так называемые, «места силы». Сами жители тоже совсем не просты. Сейчас они обращены в православие, но язычество не ушло из их образа жизни.  Одна поговорочка чего стоит: «Лучше молиться скрипучему дереву, чем плохому попу». А уж к деревьям у карелов особое отношение. Существует присказка: карел кору ел. Что соответствует действительности. В голодные годы и не только (каменистые земли не способ-ствовали большим урожаям зерновых), карелы снимали кору с сосны, отделяли камбий – влажный слой, высушивали, мололи и добавляли в муку, а потом пекли из этой смеси хлеб.
            Каждое дерево имеет своё значение в их жизни. Центровое дерево карелов – сосна. Его ствол – настоящее, ветки – будущее, корни – прошлое (предки). Сосну рубили в феврале, чтобы смола оставалась внутри. Срубленную сосну выносили из леса комлем вперёд и сорок дней дерево не трогали.
            Ель считалась деревом, связанным с загробным миром. Её ветками выстилали дорогу, по которой несли покойника на погост. Чтобы душа покойного, когда пойдёт назад, уколола свои босые ножки и вернулась к умершему, не забирая никого больше.
            Берёза. Обрядовое дерево. Из берёзовых веток делали свадебный веник для девушки, чтобы она не осталась в девках. Обычно мать ломала ветки от 27 берёз и парила им дочь, чтобы повысить её лемби – притягательную силу для парней. Если дочь в этом году не сватали, обряд повторялся на будущий год.
            Ольха – дерево оберег. Из неё делали крестики. Ветки ольхи втыкали вокруг поля, чтобы сберечь будущий урожай.
            Черёмуха – детское дерево, её поливали молоком, чтобы дети были.
            Рябина использовалась от сглаза.
            К осине шли в лес, когда заболевали, обнимали её и приговаривали: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне лекготу, сама иди в болото». И если дух леса Хийси не противился, то осина помогала.
            Ночью немного дремлем, потому что в автобусе особенно не разоспишься. Несколько коротких остановок по дороге, и снова в путь. Белые ночи в Карелии необычайно красивы! Небо в ярких красках заката, потом – восхода. Видимость отличная. Вдоль всей дороги стоят кудрявые ёлочки. Ветки на стволах растут от самой земли, цвет лап светло-зелёный, слегка отливающий   желтизной. Необычные, невиданные нами досель. Может, интродуценты?
            И бесконечное количество речушек, озерков – больших и малых. Рек в Карелии 27000 тысяч, на некоторых из них пороги или падуны, волны, перекатываясь  через них, бурлят, что впечатляет. Озёр тоже более 60000 тысяч, так и неудивительно, что они встречаются так часто.
              Ранним утром въезжаем в Беломорск. Это маленький городок, в нём нет ничего примечательного, отсутствует инфраструктура. Раньше был неплохой рыбзавод, теперь ликвидирован. «Зачем нужен рыбзавод, если в магазинах полно всякой рыбы», - с некоторой долей ехидства сказал один молодой экскурсант. Но всё-таки в истории городка есть и достойные страницы.
              Первые упоминания о поселении на реке Сорока (притоке реки Выг) относятся к 1419 году. Именно отсюда отправились на Соловки в 1429 году основатели монастыря – старцы Герман и Савватий. А с 1551 года приморская деревня Сороцкая стала вотчиной Соловецкого монастыря по указу Ивана Грозного. В сентябре 1938 года посёлок и его окрестности получил статус города и стал именоваться Беломорском. В годы советско-финской войны (1941-1944) Беломорск являлся временной столицей Карело-Финской ССР. Сейчас это крупный железнодорожный узел между Мурманском, СПБ и Вологдой.
               Беломорск знаменит теперь своими петроглифами. Близ города, в местечке Залавруга, у водопада Шойрукша, в низовьях реки Выг, их обнаружили местные жители. Всех петроглифов количеством около двух тысяч.
               Погода не радует. С Белого моря дует штормовой ветер, очень холодно. Лидераль – полоса прилива и отлива вся в камнях, на них сидят чайки и ждут прилива. Судно тоже ждёт нас, но море не даёт возможности сразу отправиться на Соловки. Отплытие откладывается до следующей морской сводки, это целых три часа ожидания. 
             «Трёхпалубный теплоход «Сапфир»» оказался трёхпалубным паромом, построенным по принципу катамарана, правда с закрытыми салонами, буфетом и прогулочной палубой. Завтракаем, и по предложению Елены (чтобы время не тратить зря), отправляемся  смотреть на художественные деяния древнего человека. Часть пути едем на автобусе, часть идём пешком. Комары не зевают, им ветер и холод не страшен, они жаждут человеческой крови. Здесь они просто звери, раза в два крупнее, чем у нас на вологодчине!
             Залавруга – это плоские скалы вулканического происхождения. Петроглифы на них отличаются от петроглифов на Бесовом Носу тем, что они полновесные, не контурные. Рисунки все в динамике. Это группы лыжников, охотников, рыболовов, танцоров. Есть даже рисунок родовспоможения. Животные, рыбы, птицы... многие очень хорошо сохранились, но «исследователи» подпортили большую часть рисунков, когда делали что-то типа слепков, накладывая на них силикон. Лена говорит, что, тем не менее, все рисунки зафиксированы, описаны, занесены в специальные реестры и книги. Рисункам 6-5 тысяч лет до н.э.
            Замечательное место там. Огромные каменные плиты, между ними кое-где сочится вода, со всех сторон лес, большие круглые валуны. «Много серой воды, много серого неба, и немного пологой нелюдимой земли» (Н.Рубцов).
Елена рассказала, что когда это место открыли, сюда стали приезжать всевозможные «шаманы» и устраивать здесь шабаши. Потом приехали православные священники, освятили эти камни, совершили молебен, и язычников, как волной смыло, больше не появлялись. «Вот что крест животворящий делает!»)