Свободненские теплоходы типа «Москвич», проекта 544
С середины 1950-х годов пассажирские пароходы стали постепенно вытеснять пассажирские теплоходы типа «Москвич» проекта 544 (см. на фото).
Этот проект пассажирских теплоходов был разработан в 1947 году и уже с 1949 года начался их массовый выпуск на различных судостроительных заводах СССР. Первые теплоходы поступавшие на речные предприятия Амура и его притоков были изготовлены на Московском судостроительном заводе, а собирались они в Благовещенске. В последующем эти теплоходы стали строится непосредственно на ССРЗ Благовещенска.
Эти теплоходы были мощностью 150 л.с., полузакрытого типа (с возможностью натяжки тентов), с двухэтажным размещением пассажиров. Их длина составляла от 22 до 27 метров, а вмещали такие теплоходы до 130 пассажиров.
Всего было построено в нашей стране более 500 теплоходов типа «Москвич»!
На Амуре и его притоках они использовались, взамен пассажирских пароходов на пассажирских маршрутах, а также, как прогулочные и экскурсионные, или для коротких сообщений, недаром их еще назвали в ряде мест, например в Москве, - «речными трамвайчиками».
Почти сразу, с приходом этих теплоходов на Амур было решено, что они будут иметь не номерные названия, типа М-000, а всем им будут давать имена по названиям драгоценных камней! Это было, конечно же, очень даже неплохое решение!
Вот полный список теплоходов типа «Москвич» проекта 544. В первой части указаны теплоходы, работавшие в разные периоды в Свободном (всего здесь было 7 таких теплоходов):
«Алмаз» - 1953 года постройки.
«Бриллиант» - 1955
«Изумруд» - 1956
«Рубин» - 1957
«Сапфир» - 1958
«Топаз» - 1958
«Аметист» -1960
***
Другие теплоходы работали в Благовещенске, Поярково, Хабаровске, Комсомольске-На-Амуре…:
«Жемчуг» - 1956 года постройки
«Берил» -1957
«Гранат» - 1958
«Яхонт» - 1959
«Хрусталь» - 1959
«Агат» - 1959
«Бирюза» - 1960
«Лазурит» - 1960
«Малахит» - 1960
«Яшма» - 1961
«Опал» - 1961
Нужно отметить, что в начале 1960-х годов на Зею пришли еще три подобных теплохода несколько измененной конструкции, которые уже носили имена комсомольцев-молодогвардейцев: «Олег Кошевой» (1960) «Ульяна Громова» и «Сергей Тюленин» (оба - 1961 г.). Один из этих теплоходов («Сергей Тюленин») в 1960-х годах был передан Свободненскому Клубу юных моряков (КЮМу).
Впоследствии, уже в 1970-х годах, на смену теплоходам типа «Москвич» пришли суда типа «Заря».
Теплоходы типа «Москвич» были постепенно списаны, хотя далеко не все. Ряд из них сохранились до настоящего времени и после неоднократных ремонтов продолжают еще свою работу на Амуре (в Благовещенске и Хабаровске).
Жаль, конечно, что ни одного подобного теплохода типа «Москвич» не осталось в речном порту города Свободного. Он бы мог с успехом выполнять роль прогулочно-экскурсионного судна.
Паршин В.Г.
На фото: теплоход типа «Москвич» проекта 544