Битва с Микрософтом

Алекс Суханов
Рассказ (из серии «Австралийская история»)

Это история  изобретателя  из г. Байрон-Бей, чья битва с Микрософтом попала во многие газеты по всему миру. В Австралии впервые рассказали эту историю о Дике Ричардсоне три года назад, когда американский суд только что присудил ему поражение по его иску к Микрософту об авторстве программного обеспечения для борьбы с пиратством, которое он изобрел. Тогда компания Микрософт отбилась, и это дало еще больше поводов для Дика Ричардсона и его семьи продолжить борьбу за справедливость.

Жена Карен называет мужа Дика «Дикомобилем». У него есть стол и стул в автофургоне, поэтому он может сидеть там со своим ноутбуком. Потом он может выйти, поплавать или просто посмотреть вокруг, насладиться красотой моря и опять работать. Он постоянно придумывает и изобретает какие-то вещи.
Конечно, это не Калифорния и большой офис, полный компьютерных звуков. А он сидит в своем небольшом автофургоне на мысе в Байрон-Бей.
Все любят наблюдать большую битву, и этот факт в большом бизнесе, чтобы этот парень в центре борьбы был австралийским изобретателем. Люди просто любят легенду о Давиде и Голиафе. А борьба Дика с Микрософтом – это как история Давида и Голиафа.
Но на этот раз австралийский предприниматель Дик Ричардсон стал мультимиллионером после того, как его компания наконец-то выиграла длительное патентный иск к  Микрософту со второй попытки.
В 2009 году это было похоже на ошеломляющую победу. Но Дику никогда не было так легко. Это было слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Австралийский изобретатель теперь получает компенсацию после того, как американский судья, слушающий дело, решил проигнорировать решение жюри и победить Микрософт.
Дик вспоминает: «Изобретение для меня – это решение проблемы. Своим сердцем я чувствую проблемы, которые я хочу решить, - это не проблемы с ракетными науками, это вещи, которые немного более доступны. В детстве я всегда старался делать все, чтобы решить свои проблемы. Например, я использовал велосипедные части и собирал их вместе, чтобы попытаться создать свой собственный мотоцикл BMX. Полагаю, вы могли бы назвать это изобретением. Изобретательство должно быть в моих генах. Мой отец был изобретателем. Он работал оператором. Папа брал брата и меня на работу в кино. Я помню, как я делал видеоклип для Джонни О'Кифе в Гайд-парке  Сиднея. Знаете, на одном из снимков мы лежали на траве и играли с самолетом в ходе его песни.
Я ушел из школы и не знал, куда идти, пока не нашел нишу в звуковой и цифровой работе с компьютерами.
Тогда я запустил компанию «Computrix», которая была бизнесом в музыкальном компьютерном деле, мой друг Стив пришел и работал со мной.
У нас было наше собственное программное обеспечение, которое мы имели право опубликовать в Австралии, и нам было интересно, как выгодно передать это музыкальное программное обеспечение прямо в руки людей.
В то время программное пиратство было серьезной проблемой. Нам приходилось каким-то образом позволять людям копировать программное обеспечение от человека к человеку, но все равно в конечном итоге мы получали за это деньги. Мы рассматривали различные способы блокировки программного обеспечения на конкретной машине.
Никакие компьютеры не идеальны. Должен быть какой-то способ увидеть эти недостатки, а затем использовать их, как своего рода отпечатки пальцев, для блокировки лицензии на эту машину. Это было самое забавное в течение нескольких месяцев, когда мы проводим тесты, и на самом деле оказалось, что  это работает и все это было захватывающим занятием. Затем мы выступили по телевизору.
Ключом к защите этого программного обеспечения является регистрационный номер. Он предоставляет своего рода «технический интеллект». Что означает, что программное обеспечение будет работать только на машине, для которой оно зарегистрировано.
Это была революционная идея: если они скопировали ее на другой компьютер, она снова заперлась бы, поняв, что она находится на новой машине, проверяя окружающую среду. Идея была настолько неожиданна, что я даже не спал несколько ночей после этого.
И вот началось новое дело и компания « Uniloc».
Вам не обязательно быть гением, чтобы увидеть гениальность этой идеи.

На этом этапе было здорово иметь более опытных людей в качестве наставников, потому что им рекомендовали запатентовать эту идею как можно быстрее.
Один юрист вспомнил: «Дик позвонил мне, я думаю, в 92 году, и я был потрясен его изобретением. Идея распространять программное обеспечение на законных основаниях за плату на жестком диске, была, по моему мнению, мировой проблемой, нарушающей границы, и он собирался изменить мир. Вот почему он подал заявку на патент, который компания «Uniloc» получила не сразу.
 Патентование программного обеспечения было относительно новым, и поэтому для Дика подать заявку и получить патент, который был исключительно на программное обеспечение, было впервые в этой стране. Если этот патент был бы юридически установлен раньше, когда эта идея только возникла, то мир Дика Ричардсона был бы совершенно иным».
 Успех компании «Uniloc» зависел от открытия дверей крупного бизнеса. Корпорации с международными связями и IBM обеспечили ему самый теплый прием.
Один бывший менеджер компании « IBM» вспоминает: « И вот Дик подходит, и я взглянул на него - и этот парень выглядел так, будто он был хиппи. И я сказал: «О, боже мой, хорошо, что это интересно». И мы сели, а потом мы поговорили об этом в течение некоторого времени, и я был очень впечатлен. То, что сделал Дик, возможно, было более продвинутым и впечатляющим, чем то, что наш отдел развития делал в этой области».
Дик сказал : «IBM действительно уважала наши пожелания, чтобы попытаться сохранить право собственности на программное обеспечение, которое мы разработали, поэтому они дали нам аванс, чтобы мы могли добиться наших целей в области развития. Они закончили тем, что дали нам 300 000 долларов США, что в то время составляло около полумиллиона австралийских».
Это случилось в начале 1993 года, и это было очень, очень интересно. У него внезапно появился большой офис, больше персонала, и все это было многообещающим делом.
Дик использовал свою технологию многими другими способами, и ему удалось вывести ее в мир за пределами IBM.
Компания «Микрософт» была одной из многих, к которым они обращались. Они еще не понимали, что вошли в логово дракона. Дик только что прочитал книгу о Билле Гейтсе и всей технологии Microsoft и о том, как они приобрели новые вещи. Эта книга произвела на него негативное впечатление и он понял, что нельзя давать им никакого разрешения на изучение их изобретения, иначе они вырвут из него все, что захотят.
 И он сказал: «Нет, мы не подписываем никакую бумагу. Ни в коем случае, мы этого не сделаем. И хорошо, что мы это не сделали. Это задумалось так, что, если бы мы дали им разрешение в тот день, мы вполне могли бы потерять все наши права.
Microsoft - крупная компания, и вы не можете заставить этих людей принимать наше программное обеспечение на наших условиях, поэтому переходите к другим перспективам. Вы знаете, все были заинтересованы.
Около 96-го года у нас началась борьба, и когда отношения с IBM начали терпеть неудачу, мы потеряли импульс. Действительно, я думаю, что вес всех этих вещей начинал просто оказывать давление на нас.
Все крупные издатели программного обеспечения находятся в США. Без IBM все возможности начали высыхать. Поэтому, очевидно, нам пришлось начать думать о переезде в Штаты. У Стива было достаточно корпоративной жизни, и он решил вернуться к своей музыке».
Жена Дика Карен вспоминает: « Я встретила Рика на вечеринке примерно в то время, когда дело компании «Uniloc» замедлялося. И через неделю он решил жениться. Моя дочь Лилли любила его, и он любил ее, и это было просто прекрасно. Сразу после того, как мы поженились, Дик объявил, что мы собираемся и едем в Америку на три месяца. Мы просто упаковали вещи  и  отправились в Америку на три месяца, но провели там 12 лет. Он уходил в свой мир, но время от времени, когда он становился очень напряженным, и я действительно устала, я просто хотела сказать: «Хватит, бросай это и поехали назад домой», он говорил: «Извините».
 В начале 2000-х годов Дик начал подозревать, что его патент был нарушен: «И похоже, что они нарушали патент, а не только немного, но на самом деле взяли вссю технологию и поместили ее в целый ряд своих продуктов, в том числе даже в Windows, я думаю».
Выполнение ваших патентных прав - очень тяжелое решение. Вы должны это сделать. У вас может быть патент, и вы должны следить за ним.
 Случай вроде этого - это битва Давида и Голиафа. У крупных корпораций есть огромные ресурсы, которые они могут использовать - у них много денег, у них отличные юристы - и много их! - и они имеют доступ к средствам массовой информации. Что у маленьких изобретателей есть в этом случае? У них хорошие патенты. У них хорошие инновации, которые использовала большая корпорация.
Дик решил защищать свои права как создателя технологии, которую Микрософт  украл у него и создал для него самую большую проблему. Это был принцип.
После того, как Uniloc подала иск, компания «Microsoft» попыталась отклонить дело на том основании, что Uniloc не мог это изобрести, и судья согласился. Он первоначально закрыл это дело.
Жена Карен вспоминает: «Америка не была моей чашкой чая. И я шучу и называю это тюремным заключением - 12-летний тюремный срок. Это напряженное место для жизни, и это действительно повлияло на наше здоровье».
Дик тоже признался: «И за это время моя система всего моего тела вышла из строя. И поэтому я начал избавляться от управления в Uniloc, осознавая все больше и больше, что мои сильные стороны лежат в изобретении. Я чувствовал себя комфортно, чтобы начать думать о том, чтобы вернуться домой. Нам потребовалось восемь лет, чтобы вернуться в Австралию. Судебное дело рассматривалось настоящими профессионалами в США. Ребята хорошо справились со своей работой. Это всерьез выглядело так, будто мы действительно добились успеха».

Итак, сиднейский предприниматель стал мультимиллионером после того, как его компания выиграла длительный иск о  патентном нарушении против компании «Микрософт».
 Американское жюри теперь обнаружило, что технология была фактически разработана австралийским изобретателем Диком Ричардсоном в 1992 году.
Судья на сей раз приказал Microsoft заплатить  убытки Дику Ричардсону.
Основные выводы жюри состояли в том, что патент, действительно, был нарушен Microsoft. В дополнение к этому они обнаружили, что нарушение Microsoft этого патента было умышленным, поэтому судья теперь имеел возможность взыскать 388 млн. долларов США из-за преднамеренности, которая была обнаружена жюри.
 
Жена Карен вспоминает: « В тот день, когда пришел присяжный приговор, я была потрясена - 338 миллионов долларов США! И я была в восторге за Дика, а он вышел, получил новости и просто сел на диван, как ошеломленная кефаль.
Это 388 миллионов долларов США! Я имею в виду, что это огромная сумма, и если это пятый случай по величине в США, вы должны сказать, что это будет самым большим в истории Австралии. Я думаю, что компания «Microsoft», вероятно, очень удивилась, что они проиграли это дело. Так что же будет потом? Мы знали, что радоваться пока рано! Вероятно, они собираются обжаловать это, и как они будут бороться с этим, если они потеряют апелляцию?».
Дик сказал в интервью: « Прошло около четырех месяцев после этой истории. Мы думали, что мы находимся в ясной ситуации, но радовались преждевременно. Тут случилась невероятная вещь, когда судья Смит  вдруг решает, что жюри ошиблось и не знает, о чем они говорят. Это была так душераздирающая новость! Вы знаете, когда судья полностью отменил решение жюри присяжных, это был довольно тяжелый удар. Когда я получил эту новость, я просто подумал: «О нет!». Я не уверен, буду ли продолжать с этим, потому что я знаю, что бороться с Голиафом и победить его мне, как Давиду- его просто невозможно, тем более, что это происходит долгое время».
Жена Карен говорит: «Мы никогда не рассчитывали на деньги, и я помню, что сказала Рику: «Хорошо, что мы не рассчитывали на деньги, иначе мы были бы в маринаде».
 Малоизвестная особенность американской юриспруденции заключается в том, что судья может рассмотреть вердикт присяжных и он или она может отменить его, и это то, что сделал судья в данном случае.
Поэтому он отменил решение присяжных и передал победу Микрософту. Тогда юристы Дика сразу же сами обратились к апелляции.
Апелляционный суд США решил: «Нет. Жюри поняло это правильно и решение правильное с точки зрения нарушения патента, хотя вопрос о размере возмещения ущерба необходимо пересмотреть».
Дик продолжает: «Поэтому они отправили нас обратно в суд, чтобы получить наши деньги. Таким образом, мы снова взялись за дело, но тогда у нас было так много фальшивых стартов с Microsoft, что я не знал, что это действительно произойдет. И затем была следующая  SMS от Микрософта: «Давайте договоримся до суда и все кончено». Лучше всего в этой ситуации не стараться победить Голиафа, потому что это Microsoft, а договориться с ним до суда. Теперь у нас есть, как клиент, крупнейшая в мире софтверная компания, с которой мы были, как вы знаете, несколько дней назад в состоянии войны. А теперь мы- партнеры».
Итак, все-таки австралийский изобретатель добился законной победы на миллионы долларов против компьютерного гиганта Microsoft.
Стороны решили урегулировать споры, но основа, на которой они были урегулированы, и сумма не была опубликована, и поэтому мы не знаем, сколько это было.
Дик был очень рад итогу: «Сделка, которая была достигнута, означает, что чистый результат в том, что это будет стоить больше, чем если бы у нас были эти 388 миллионов долларов. Это был фантастический результат».
Жена Дика Карен тоже довольна результатом: «Самое главное, что вышло из всего этого продукта «Uniloc Microsoft», - это то, что у меня есть дом, который мне нужен, и мои девочки не нуждаются ни в чем. Это прекрасный большой дом.
 К сожалению, это может привести нас к расколу, потому что некоторые люди  хотят воспользоваться этим, но в целом все хорошо. Из примерно 2000 человек, которые связались с Диком после этой истории, только шесть человек попросили денег. Это круто! Но люди, близкие к нам, ожидали, что мы посмотрим, как заботиться о своих проблемах. К сожалению, это, как правило, финансовые проблемы.
 Когда вы начинаете общаться с большими суммами денег, это становится очень сложным, когда что-то не так. Ну, есть члены семьи, иногда люди просто становятся самонадеянными и хотят взять. Я действительно хочу, чтобы он остановился. Мы не можем продолжать так наш брак. Это очень обидно.
И действительно, я думаю, что в случае с Диком деньги - это то, что дает ему возможность заниматься тем, что он делал, - изобретать и помогать другим людям продвигать свои идеи».
Дик тоже говорит об этом: «После истории я просто почувствовал реальное давление, чтобы помогать другим потому, что многие люди просили совета.
 Я получил эту рутину, когда почти каждую пятницу утром я буду проводить в местном кафе и садиться с ними - иногда на самом деле пишу им патент на месте».
И они очень благодарны. Они ничего не просят и ничего не ожидают. Мне просто нравится помогать.
Знаете, у меня есть около 120 изобретений, которые меня интересуют, и некоторые из них очень важны. Одним из них является проект Tesla, который в основном патенте от 1900 года на подземную беспроводную передачу энергии и работу с новыми технологиями».
Жена Карен говорит: « Я видела, как Рик мечтал что-то сделать, но не каждый проект работает. Поэтому у него отличная репутация. Люди говорят, что он мечтатель - да, но он воплощает мечты в реальность. Наша духовная жизнь имеет для нас большое значение, и мы продолжаем работу по всему миру, в которую мы хотим внести свой вклад. Фактически, большая часть средств, которые мы получили будет внесена таким образом, что сделает нас счастливыми. Нам не нужен другой образ жизни. Нам не нужны все эти деньги, если их можно использовать лучше».
Дик говорит так: «У меня есть благотворительная причина, о которой мы очень заботимся. Мы с Кареном решили сохранить нашу жизнь простой.
Я имею возможность делать работу, которую люблю намного больше, чем иметь много денег. Идея состоит в том, чтобы мы не изменили то, чем мы наслаждались все эти годы, то есть я- изобретатель. Я- не филантроп, я -не инвестор, я -изобретатель, и я только начал учиться, как это делать через 20 лет.  Uniloc был основан в 1992 году. Я бы хотел сделать следующий шаг в своей карьере побыстрее».
Послесловие.
Дик Ричардсон был выбран художником Дунканом Джеймсом в качестве сюжета для его картины на премию Арчибальда в 2012 году.
Дик говорит, что за последние два года он помог написать более 70 патентов для других изобретателей, начиная от программной футбольной игры и заканчивая новым лечением для жертв ожогов.