Диалог о вере 4-43

Надя Бирру
В этот вечер Владимир Николаевич задержался в клинике допоздна. За несколько дней отсутствия, несмотря на прекрасное управление Ильи, накопилось много работы, много таких дел, которые другие сделать не могли. Потом без вызова, на огонёк, зашёл Виктор. Они и раньше были близки, больше, чем просто учитель и ученик, а эта странная пациентка сблизила их по-новому.

Владимир Николаевич был в тихом спокойном настроении, весь под впечатлением встречи с отцом Владиславом, и как-то незаметно оба они втянулись в разговор о вере. Обычно Владимир Николаевич сознательно уходил от таких разговоров, но Виктор проявлял всё более и более настойчивый интерес. Вот и сейчас задал вопрос:

– Владимир Николаевич, я ничего не имею против христианства – вера отцов и всё такое прочее, но Бог-то один, а вер много. Как вы это объясните? Я, разумеется, знаком с тем, как это объясняют другие.

Он усмехнулся. Это было похоже на вызов. Доктору было немного жаль расставаться со своим спокойствием, которое подарил ему отец Владислав, но интерес Виктора к религии, несмотря на полемичность и ироничность его тона, был не праздный.

– Вот и прекрасно, от этого и пойдём плясать. Вы знаете, я сам редко заговариваю о вере, о Боге. Я считаю, что это такой предмет, о котором не стоит говорить легко и со всеми подряд. Да, вер много. Один из подходов, особенно распространённых в наше время, гласит примерно следующее: "Все дороги ведут в Рим", иными словам, провозглашает равенство и верность всех религий. Второй подход, который встречается ещё и сейчас, но более характерен для минувших времён: наша вера правая, а всё остальное – от лукавого!

– Ну, и какого из этих взглядов вы придерживаетесь? – спросил Виктор.

– А вы как думаете?

– А никакого! – рассмеялся Виктор. – Наверняка у вас есть ещё какой-то свой вариант!

– Да, – спокойно согласился Владимир Николаевич. – Чисто медицинский подход, мой друг. Помните поговорку: пища одного – яд для другого.

– Значит, каждому человеку – своя вера?

– Немного иначе: каждому народу – своя вера. Существуют, как вы и сами знаете наверняка, четыре великие мировые религии: дохристианский буддизм или религия без Бога, как иначе называют; предхристианский иудаизм или религия избранничества; собственно христианство – религия Любви, разделённые ризы, как и было предсказано Христом, и постхристианский ислам или религия покорности. Что вы уловили, Витя, из моего объяснения?

– Ну, то, что вы отдаёте христианству центральное место!

– Безусловно! Это единственная религия, основателем которой выступает сам воплотившийся Бог. Но заметьте, Виктор: Бог пришёл на землю, распялся, умер на кресте и воскрес... Кто мог бы сделать больше? И кто воспрепятствовал бы Ему сделать больше, если б Он захотел? Тем не менее, на земле и по сей день существует множество различных религий. И разум говорит мне, что на это должна  быть причина!

Теперь давайте взглянем с другой стороны: представьте себе, что христианство победило во всём мире. И даже не христианство, а его восточная ветвь, религия наших отцов – Православие. И нет больше на земле ни буддийских храмов, ни сказочных арабских мечетей с их устремленными ввысь минаретами и причудливыми арабесками, нет китайских пагод, нет индийских храмов с их культом плотской любви, нет даже величественных готических соборов с их многоцветными витражами и крылатыми химерами. Везде и повсюду только милые нашему сердцу православные храмы. И нет инакомыслия, нет последователей других религий. Нет больше никаких конфликтов и "проклятых вопросов"... Скажите, Витя, хотите вы пойти жить в такой мир?

– Право, как-то не тянет.

– Вот! И я с вами соглашусь. Все религии разные, все они отражают разные пласты иного мира, и вовсе не все дороги ведут в Рим, то есть не все пути ведут к тому результату, который обещают, но – каждому народу нужна его вера. А кого Бог призывает иначе – это Его воля. Я, Витя...

– А я не согласна! – раздалось вдруг из темноты. Оба собеседника на миг замерли, и их головы, точно флюгера, повернулись в одном направлении – к тому тёмному углу, где в любимом кресле доктора сидела... Лиза! Как она сюда попала и сколько здесь была, неизвестно.

– Это переходит уже всякие границы! – воскликнул Виктор, порываясь предпринять что-либо решительное и ужасно досадуя на прерванный разговор, но доктор остановил его властным движением руки.

– И с чем ты не согласна, Лиза?

– С вашими путями, потому что вы сходу утверждаете во всех трёх, что Бог есть. А кто, кто сказал вам, что Он существует!?

– А кто сказал вам, что существуете вы?

Она разинула рот. Виктор довольно рассмеялся, а доктор продолжал:

– Это мы вам сказали, не правда ли? Вы заговорили – и мы обратили на вас внимание, вступили с вами в диалог. А что если бы ни я, ни Виктор Ильич даже не взглянули в вашу сторону? Что если бы и все остальные обитатели клиники от няни до повара совершенно не замечали бы вашего присутствия? Были бы вы так же, как и теперь, уверены в том, что вы существуете?

– Да, – ответила она уверено, вполне уже придя в себя. – Я же знаю сама, что... – вдруг что-то снова сделалось с её лицом, какая-то мысль поразила её до того, что она вскочила с места и заговорила вслух, хотя явно сама с собой:

– Так вот почему он ко мне привязался! Он существует только потому, что я его вижу! Как мне перестать замечать его, доктор?! Что мне делать?! Скажите мне? научите меня! помогите мне! – вскричала она со слезами.

– Ну, наконец-то, – с облегчением произнёс Владимир Николаевич, внимательно наблюдая за ней. Казалось, от его пристального взгляда не может ускользнуть ни одно движение, ни одна деталь. – А я-то что делаю, Лиза?

Она всхлипнула и со всего размаха бросилась к нему, обхватив руками крепко, как ребёнок. Владимир Николаевич помедлил, а затем тоже обнял её, похлопывая по плечу, гладя волосы. Виктор отвернулся, не в силах выдержать эту душещипательную сцену.

предыдущий  http://proza.ru/2020/11/04/1609

следующий   http://proza.ru/2020/11/06/1633

 
глава из романа "Прощальная прелюдия или Прогулка под дождём"