Такая вот жизнь, и такое кино... Послесловие 22

Светлана Князева-Осыка
 Вот и всё... Дневники нашего «счастья» закончились, начались тяжёлые испытания... Мне не хочется погружаться в воспоминания, связанные с болезнью Леонида Осыки. Я сожгла все записи, начиная с «чёрной пятницы» до  кончины моего любимого Лёни 16 сентября 2001 года. Очень уж тяжёлые воспоминания... В этот период я до конца верила, что муж  поправится. Но он сам довольно быстро «упал духом», не верил в выздоровление. Ровно через год после «чёрной пятницы» у него случился третий, страшный инсульт, последовала операция на сонной артерии, длительная реабилитация и ухудшение его состояния. Врачи сказали мне:
-Готовьтесь к тому, что ваш муж будет постепенно угасать, неизбежна деградация его личности. Он станет беспомощным инвалидом, «лежачим» больным. Этот процесс растянется на несколько лет...
 У меня от этого сообщения был шок! Внутренним зрением я чётко видела, как рушатся мои «воздушные замки» и  «гаснут» мои  прекрасные мечты. Всё это «сворачивалось, как свиток»... Я вспомнила  слова из Библии по поводу Апокалипсиса: «И свернётся небо, как свиток...». «Свиток» моей жизни готов был свернуться... У меня появилась мысль о самоубийстве... Ведь моя родная бабушка Наталья, папина мама, повесилась, оставив круглыми сиротами моего пятилетнего отца  и его братика. Неужели это что-то наследственное, родовое?
 Вот с такими мыслями я пришла после беседы с врачом и автоматически включила телевизор. По телевизору показывали фильм о ...самоубийцах. Смысл сюжета картины сводился к тому, что тёмные силы создают для хороших людей невыносимые условия жизни и толкают к самоубийству, таким образом, навсегда отрезая им путь к Небесам. Банальная борьба тьмы и света... Ни до, ни после этого показа по телевидению,  я   этот  фильм  никогда  не видела. У меня было такое ощущение, что картину демонстрировали специально  для меня! Я восприняла фильм  как чудо, как желание высших сил спасти мою душу! Надо было жить! Жить  хотя бы ради детей, ведь дети ни в чём не виноваты!  Но что может дать  детям печальная мама, страдающая и горюющая?  Они должны видеть маму радостной, интересной, любящей! Я должна заряжать их оптимизмом и верой в прекрасное будущее! Слава Богу, что к этому периоду жизни я научилась медитациям в сахаджа-йоге. Я каждое утро медитировала, приводила себя в состояние гармонии и равновесия, «наполняла » сердце любовью и состраданием. Один раз в неделю я посещала коллективные медитации в центре сахажда-йоги, общалась с чудесными людьми, которые искренне поддерживали меня. Я навсегда останусь благодарна Артёму Иосифовичу Савицкому, декану Политехнического института, его супруге Зое Ефремовне, педагогу колледжа при этом же институте, Александру Горбанюку за огромную моральную поддержку и помощь  на протяжении всех лет тяжёлых испытаний для нашей семьи. Благодарна буду  Александру Диваку, который, кроме того, что является  прекрасным специалистом в области экологии и работает в Министерстве  этого профиля, достиг высокого духовного  уровня   в  йоге. Мы часто собирались у него в кабинете в правительственном здании на улице Леси Украинки  вместе  с другими представителями нашего центра сахаджа-йоги и вели глубокие беседы о духовности.  Я приобрела новых друзей, среди которых были музыканты, врачи, педагоги, юристы и представители других профессий.
 Как бы мне не приходилось трудно, я старалась, чтобы мои сыновья не чувствовали себя обделёнными вниманием и любовью. У нас сложилась традиция придумывать перед сном сказки с любимыми героями  Маленьким принцем и девочкой Феничкой. Эти герои постепенно «обросли» героическими поступками и всевозможными  приключениями. Фантазия наша не иссякала, мы создавали для них всё новые  и новые условия, в которых проявлялись их смелость, изобретательность и фантазия (у  меня даже возникло желание когда-нибудь  написать  книжку с нашими сказками, пусть и другие дети окунутся в мир приключений нашей Фенички и Маленького принца).
Я воспитывала в мальчиках любовь и уважение друг к другу. Когда они не ладили между собой, дрались, я сначала «разводила» их в  разные углы, а потом следовал неизбежный ритуал: после того, как они просили у меня прощения за плохое поведение, они должны были обняться  по-братски, поцеловаться в щёчки  и попросить   друг у  друга прощения. Ещё я их учила  тому, что им повезло, что они близнецы, ведь их двое:
-Если кого-то из вас захотят обидеть, вы должны встать друг к другу спинами и защищаться от нападений четырьмя кулаками и четырьмя  ногами.
 С ребятами я не скучала, с ними постоянно что-то происходило. Однажды я готовила на кухне обед, а мальчишки играли в своей комнате. Вдруг слышу, как кто-то на улице кричит:
-Ребятки, что вы делаете? Перестаньте бросать!
 Я с любопытством посмотрела в окно кухни и увидела под балконом множество разбросанных вещей и игрушек на клумбе с цветами и к своему удивлению узнала знакомые вещи среди разбросанных. Я ринулась в комнату и увидела картинку: один из близнецов стоял  на подоконнике и в форточку швырял игрушки, второй подавал ему и спрашивал:
-Попал?
 Видимо задача состояла в том, чтобы попасть игрушкой  на клумбу? Я строго прикрикнула на них, объяснила, что в это окно нельзя выбрасывать вещи и игрушки, сбегала вниз, собрала «добро» и вернулась в квартиру. Мои сыновья в это время бросали игрушки в окно другой  комнаты... Когда я потребовала объяснения их поступку, они «хитро » улыбнулись и объяснили:
-Ты сказала, что в «это» окно нельзя бросать, мы подумали, что в окно другой комнаты «можно»!
  Им было тогда по четыре годика. А однажды они устроили в квартире настоящий пожар. Ребята залезли под лаву у окна  на  кухне и долго играли там в «домики», я рядом готовила еду на плите, а потом вышла в другую комнату прилечь отдохнуть, посмотреть «новости». Вдруг вижу  отблеск «зарева » на стене кухни. Я бросилась туда и вижу: мои мальчишки молча стоят и смотрят, как горят занавески и шторы на окне кухни. Я быстро сорвала на пол шторы и залила их водой из-под крана. Пришлось делать серьёзный ремонт на кухне, так как потолок был весь закопчённый со стороны окна. Как потом оказалось, сыновья взяли спички и свечку и по примеру мамы «медитировали» под лавкой, как это делает мама каждое утро (во время медитаций зажигается свеча). «Помедитировали»...
 У ребят хорошо было развито воображение, однажды Богданчик сказал мне:
-Я знаю, как получается снег!
-Как?
-Ангелы стоят на облаке и машут крыльями, а облако рассыпается на снежинки!
 Во время новогодних праздников я водила детей на все новогодние представления и спектакли, куда могла достать билеты. А встречу Нового года я сознательно превращала в Чудо! У меня возникали «картинки» в голове вручения новогодних подарков детям и я  старалась воплотить  их в жизнь. Мне и самой доставляло это огромное удовольствие. Каждый год я придумывала что-то новенькое. Я укладывала детей в  свои кроватки на послеобеденный сон перед новогодней ночью, а сама «творила чудо» в зале. Когда дети   просыпались, я вела их в  нашу самую большую комнату и говорила что-то вроде:
-Я слышала какой-то шум в комнате, форточка то открывалась, то закрывалась. Может быть, это Дед Мороз прилетал к вам, ведь сегодня самый сказочный праздник, всякое может произойти...
 И распахивала настежь обе створки двери в зал... Перед глазами детей возникала новогодняя картинка: посредине зала стоит в сверкающих гирляндах ёлочка, вокруг неё выложены рельсы детской железной дороги, по ним едет паровоз с вагончиками, гружеными мешочками со сладостями и «пассажирами» в виде забавных игрушек-зверюшек... Дети замирают от восхищения и неожиданности... А я счастлива вместе с ними!!!
 На следующий Новый год новая картинка:
возле сверкающей ёлки стоят новые велосипеды, загруженные игрушками и сладостями.
   Ещё через год в комнате стоит только ёлка и маленькие автомобильчики возле неё, мальчишки слегка разочарованы и спрашивают:
-А конфеты?
 -Смотрите внимательно, тут какие-то верёвочки к машинкам привязаны! - говорю я. Сыновья тянут за верёвочки и из-под мебели начинают появляться спрятанные подарки, они  опять тянут и всё новые и новые мешочки, коробочки, пакетики «соскакивают»  с полок и «вылазят» из-под дивана, сюрпризы  не скоро заканчиваются... Дети в восторге! Я тоже!
  А однажды перед новогодней ночью я как бы « невзначай» повела детей к почтовому ящику и «обнаружила» там письмо от   самого Деда Мороза! В письме был нарисован ...план нашей квартиры и там были отмечены красным карандашом какие-то кружочки:
-Может быть красным отмечены возможные «тайники», где Дед Мороз спрятал подарки? - сделала  я «предположение ». Детям было чем заняться в новогоднюю ночь; они ходили с «планом» по квартире и разыскивали подарки. Вот так я развлекалась с детками  во время празднования  нашего самого любимого праздника   Нового года! Кроме «прилетающего» деда Мороза к нам приходил дед Мороз с  «маской » на лице. Сыновья устраивали для него сеанс «одновременного, хорового» чтения стихов. Дети декламировали  заранее приготовленные стихи, при этом у них было   одинаковое   выражение лиц, даже движения  рук совпадали. Одним словом,- Близнецы!  За это  сыновья  получали мешочки со сладостями и плетёную  корзину, полную свежих  румяных  пирожков с разной начинкой. Дети до 10 лет  не догадывались, что под маской деда Мороза скрывалась Нина Михайловна. На  десятилетний  юбилей сыновей, Нина Михайловна сочинила стихотворение, полное любви:
Алексей и Богданчик!
Вы славные дети, чудесные дети!
Самые лучшие вы на планете!
Всеми любимые, Богом хранимые,
Будьте счастливые, неповторимые!
А успехов вам в учёбе
 И пятёрок целый воз
Пожелает с опозданьем
Бывший дедушка Мороз!
Чтоб печали обходили
Наших деток стороной,
Полной чашей изобилья
Наполнялся дом родной.
Чтоб любовь родных и близких
Переполнила сердца,
Чтоб ни в чём нужды не знали
Два прекрасных удальца!
  Семья старшей сестры Лёни помогала нам, чем только могла. Мы им очень благодарны за всё. Вообще, мы помним всех, кто оказывал нам моральную, материальную, физическую помощь...
 Примерно один раз в неделю к нам в гости приходил Лесь Сердюк. Он приносил детям по шоколадному  «яйцу » с « kinder - сюрпризом»  внутри  и неизменно говорил при этом:
-Чисто «мужской» подарок-два яйца!
 Дети ждали усатого дядю с «яйцами - сюрпризами» и  уже собрали  целую коллекцию крошечных игрушечек, которые находились внутри «яиц». Лесь заходил в комнату, где находился больной Лёня и подолгу беседовал с ним. В последний год  Лесь просто молча сидел у его  постели ...
  Несколько раз к нам приезжал Борис Хмельницкий из Москвы. Однажды он мне подарил «пачку» денег со словами:
-Купи себе что-нибудь, а то всё детям да на лекарства Лёне. Ты совсем забыла, что ты актриса, женщина, побалуй себя!
 Я купила себе длинное оранжевое пальто, чёрные сапожки и сумочку! И  в этих красивых  обновках  ходила на медитации в центр сахаджа-йоги... Мне некуда было больше ходить!
 Из Москвы к нам несколько раз приезжали кумовья  Наташа Туркия и Андрей Дементьев на день рождения детей и привозили мальчишкам  замечательные подарки, в том числе и  наборы  конструктора «Лего». Сыновья  из этого конструктора строили  « космические базы для  инопланетян», всевозможные замки, города, каждый раз восхищавшие меня  и приводившие в восторг, ведь в этих конструкторских фантазиях     на полную силу проявлялось  их  образное мышление, творческое вдохновение   и даже мастерство. Мальчишки  настолько увлекались созданием чего-то чудесного, что их невозможно было оторвать от «работы», они забывали обо всём на свете, мне  трудно было заставить их покушать, им не хотелось ни пить, ни есть... Этими «приступами вдохновения» они  напоминали мне  Лёню, когда он  в своё время  увлечённо работал над созданием своих  фильмов, да и  я тоже  порой забывала обо всём на свете, когда занималась творчеством. 
  Московские кумовья  приглашали  нас к себе в гости   и однажды, когда Лёню положили в стационар на пролечивание, я с сыновьями совершила поездку в Москву. Впечатлений было! А подарков!!! Дети побывали на территории Кремля, увидели царь-колокол и царь-пушку, побывали на ВДНХа, в театрах на детских представлениях, накатались на каруселях и  в электромобилях, настрелялись в тире и получили массу удовольствия от общения со своими крёстными!
 Ангелом-хранителем нашей семьи на все эти годы стала Анна Павловна Чмиль. Трудно представить, что было бы с нашей семьёй, если бы не её покровительство!  Она «выбила» для Леонида Осыки звание Народного артиста Украины, чтобы прикрепить к поликлинике, где обслуживается власть и культурная элита. Но это удалось ей не с первого раза! Вначале получила звание Народной артистки жена Табачника  Татьяна Назарова, а потом, ровно через год дали «Народного» и Лёне. Дмитрий Табачник  всё-таки «отомстил»  за жену (как и предупреждал нас в своё время Володя Князев) беспомощному теперь инвалиду. Лёне, как «Народному»   дали президентскую стипендию, что немного  облегчило наше плачевное материальное положение. Ведь до этого   мне  частенько приходилось, когда Лёню в очередной раз  клали  в стационар, «сдавать» нашу квартиру  чужим людям «посуточно», чтобы заработать на лекарства мужу  и нам с детками  на еду. Никогда не забуду, как, сдав в очередной раз квартиру трём приезжим  мужикам, я вышла с детьми  на улицу. Сыновья  крепко уцепились за мои руки с обеих сторон, и  мы   как бездомные  брели  по  улице.  Нас «приютили » тогда супруги Савицкие, замечательные наши сахаджа-йоги. А ночью меня разбудили «квартиранты», требуя  свои паспорта в обмен на ключи от нашей квартиры, так как они срочно  выезжали. Я побоялась среди ночи проверить, что там с квартирой, отдала им паспорта, а утром, вернувшись домой, обнаружила, что нас  банально обворовали, хотя и брать-то было не чего, но взломан был замок в   комнату, куда я перенесла  наши нехитрые  пожитки. Обидней всего, что мужики украли  освящённые детские серебряные крестики на цепочках, которые  подарили  кумовья в день крестин наших сыновей ...
 В 1996 году я решила собрать всех друзей и родных Лёни на его день рождения. Это не была юбилейная дата, но Лёня всё хуже и хуже себя чувствовал,  и хотелось, чтобы он побыл  в кругу друзей. Поскольку мы были в материальном плане стеснены, я попросила гостей   вместо подарков принести продукты для застолья. Пришли все самые дорогие для Лёни друзья и родственники: Юрий Ильенко с Людой и сыновьями, Лесь Сердюк,  Иван Гаврилюк с Мирославой, Бронислав Брондуков с Катей, Георгий Якутович с женой Асей, Борис Савченко с женой Галиной, Кость Степанков с Адой Роговцевой, с  дочерью Катериной и внуком, Анна Павловна Чмиль с мужем,  Митя с внуком Лёни  Мишей, Нина  Михайловна с мужем и ученики Юрия Ильенко, снимавшие этот день рождения на видеоплёнку. Эта встреча была незабываемой. Вспоминали, шутили, пели песни, Лёня был счастлив… 
 Меня несколько раз приглашали сниматься в кино, но я не могла оставить «лежачего» больного и двух детей на кого бы то ни было. Для Лёни нужно было нанимать сиделку, а для детей - няню, никакой гонорар  за сыгранную роль не покрыл  бы расходы на оплату  наёмных работников. Я понимала, что путь  на сцену и экран для меня  был  временно   закрыт (дай Бог, чтобы не навсегда!).
 Анна Павловна Чмиль была инициатором того, чтобы Леонида Осыку выдвинули на соискание Государственной Премии имени Шевченко, и в 1997 году он её получил. Я положила деньги в банк, и мы жили на проценты от депозита. Я узнала, что за «уход за лежачим больным», если уволиться с работы, государство платит  аж 14 гривен в месяц! Такова забота государства об инвалидах и их близких!
 Вот такие были внешние проблемы, а о внутренних проблемах, о самой болезни Лёни  я вообще не могу вспоминать без истерик и слёз. Это был «тихий ужас»... Кто с этим столкнулся, тот меня поймёт, а кто нет, тому невозможно это  описать, я такого  «кошмара »  и врагу не пожелаю...
 Я «спасалась» от всего этого медитациями, рукодельем: вышивала, шила, а ещё рисовала картинки. В картинки я вкладывала всю свою горечь, всё отчаяние, весь негатив, который неизбежно накапливался во мне. Нарисовав очередного ангела с обрезанными крыльями или  ангела с гирями на ногах, не дававших ему  взлететь к Небесам, я «сбрасывала» на чистые, невинные листы ватмана  лежавшую «камнем  на моей душе»  тяжесть. Мне становилось легче после сеанса «творческой терапии». Но просматривать эти картинки  было невозможно, и я их сжигала.
   А ещё мне помогала песня. Я часто пела сама себе и  Леониду   украинские народные  песни, романсы, это заряжало меня энергией и радостью! В Киев приехала моя подруга из Первомайска Лена Лещенко, я как-то рассказала ей  свой сон о крыльях за спиной, который мне приснился во время беременности, Лена написала стихи, а её муж - композитор придумал чудесную мелодию, получилась песня   «Два крыла»:

 Мне приснились два крыла за спиной,
 Высоко взлетела я над землёй.
 И несли меня во сне два крыла,
 А наутро близнецов родила…
 
Припев: Дети, мои дети!
               Белых два крыла,
               Белых, белоснежных,
               Дети, мои дети!
                И две надежды…
               
 Дай им, Боже, по плечу высоту,
 Дай горячую, как солнце,  мечту,
 Чтобы крылья развернули свои
 В небе,  полном доброты и любви!
 
 Мы даже записали эту песню  в моём исполнении  на студии звукозаписи, где работал муж Лены, композитор  Константин Пилипюк.
 Но «беда не ходит одна» - гласит старинная пословица. Страшным ударом для меня стала  внезапная смерть моего любимого отца Александра Васильевича Князева в 1999 году. Это было несправедливо! Здоровый, мудрый, красивый, любящий и любимый, он так нужен был  мне и моим сыновьям!
 Опять же Анна Павловна Чмиль подала кандидатуру Леонида Осыки на соискание кинопремии имени Довженко. Я поехала с сыновьями на киностудию для вручения премии.
   Юрий Терещенко, режиссёр-документалист задумал снять документальный фильм обо мне и Кате Брондуковой, ухаживающими за своими тяжело больными, «лежачими» мужьями. В семье Брондуковых была та же беда, что и в нашей. Бронислав Брондуков перенёс несколько инсультов, тяжёлую операцию на сосудах головы и теперь Катерина  ухаживала за своим мужем, ей помогали повзрослевшие  сыновья. Мы с ней  часто перезванивались, делились опытом ухаживания за тяжело-больными. Однажды Катя поделилась со мной материальной помощью, которую ей оказывали  поклонники замечательного актёра Бронислава Брондукова. 
   Киногруппа снимала нас с сыновьями во время вручения премии на киностудии, а потом приехала к нам домой снять, как я  передаю  премию Лёне. Я не позволила снимать больного Лёню. Пусть он останется в памяти людей и на редких кадрах хроники здоровым. Снимали из коридора только меня и сыновей. Киногруппа приехала и на следующий день с самого утра.  Снимали, как я отправляю мальчиков в школу и ухаживаю за  мужем, предварительно надев на лицо марлевую повязку, так как была опасность уже и для моего здоровья. Детям врачи уже несколько лет назад запретили заходить в комнату отца, чтобы сохранить их здоровье.
 Я заметила, что после посещений людьми нашей квартиры, а особенно после каких - то коллективных мероприятий, будь - то празднование  по случаю  вручения наград и премий или просто коллективное  посещения коллег с киностудии  Лёне становилось резко хуже со здоровьем. По этой причине я ограничивала посещения к нему в предыдущие годы.  Коллеги даже обижались на меня и кто-то (не помню, кто именно) сказал с пафосом:
-Лёня принадлежит не только тебе, он «принадлежит» Украине!
 Съёмка в нашей квартире 13 сентября не стала исключением. Лёне стало резко хуже... Я вызвала врача:
-Готовьтесь к тому, что он скоро умрёт. У него остановится дыхание, лёгкие уже плохо работают...
 Я  была готова к его уходу. Мне понадобилось семь лет, чтобы постепенно научиться жить без моего любимого мужа и  «отпустить» Лёню,   в конце концов... Слишком сильно мы были привязаны друг к другу, слишком сильно любили друг друга... «Небеса ревнуют  людей к земной любви и посылают  им   испытания» - пришли на память строки  откуда-то.
 Мне приснился сон: Мой покойный отец Александр Васильевич пришёл вдруг в нашу квартиру, сел на стул и говорит:
-Я скоро заберу Лёню. Держись, дочка!
 Я «спасала» мужа  два дня, когда он начинал задыхаться; трясла и ворочала с боку на бок, чтобы дышал, а на третий день не «спасла»... Он умер у меня «на руках»...
 Леонид Осыка снимал когда-то фильм с названием «Тревожный месяц вересень».  Он умер  в «вересне», 16 сентября  2001 года... Богдану и Олексе  тогда было по 10 лет.
 Юра Терещенко с киногруппой снимал похороны Лёни. Вскоре состоялась премьера документального фильма «Вечный крест» в доме кино. Нас с Катей Брондуковой вызвали на сцену после просмотра картины. Все зрители в зале встали, приветствуя нас, и долго аплодировали... Такая  вот жизнь, и  такое кино…
   
               


 P .S. Дорогие мои сыновья! Верьте в Чудо, в Высшие Силы! Вас Любят не смотря ни на что. Найдите в жизни Свой Путь, свою Страсть и Наслаждайтесь! Благодарите тех, кто приобщил вас к жизни на прекраснейшей Планете.
  Ничего случайного не бывает. Вы должны были родиться именно у нас. Мы с вами являемся гранями единого Существа! Дух вечен, мы будем постоянно встречаться в Вечности в различных комбинациях и вариантах! Я посылаю вам свои материнские благословения и бесконечную Любовь!
 И не забывайте иногда делать чудо « своими руками»!
                МАМА



ФИЛЬМОГРАФИЯ


1965 — "Входящая в море"(к-м.)
Режиссёр - Л. Осыка
Оператор - М.Беликов
Композитор - В. Губа
В ролях: А. Лефтий, Г. Юхтин
Киевская киностудия художественных фильмов имени А.П.Довженко

1966 — "Кто вернётся — долюбит"(7 ч.)
В фильме использованы стихи В. Булаенко, С. Гудзенко
Автор сценария Е. Хринюк, Л. Осыка
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - М. Беликов
Художник-постановщик - М. Раковский
Композитор - В. Губа
Редактор - Л. Чумакова
Директор - Н. Юрьева
В ролях: Б. Хмельницкий, Л. Гурова, А. Веременко, А. Лефтий.
Киевская киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1968 — "Каменный крест"(8 ч.)
По мотивам произведений В. Стефаника.
Автор сценария - И. Драч
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Квас
Художник-постановщик - М. Резник
Композитор - В. Губа
Редактор - Л. Чумаков
Директор - Н. Юрьева
В ролях:Д. Ильченко, Б. Брондуков, К. Степанков,В. Симчич, Б. Савченко, И. Миколайчук, А. Лефтий.
Киевская киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.
На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде(1968)диплом "За лучшую операторскую работу"В. Квасу; приз "За лучшую мужскую роль" Б. Брондукову.

1971 — "Захар Беркут"(10 ч.)
По повести И. Франко
Автор сценария - Д. Павлычко
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор - В. Квас
Главный художник - Г. Якутович
Художник-постановщик - М. Раковский
Композитор - В. Губа
Редактор - Л. Чумаков
Директор - Н. Юрьева
В ролях: В. Симчич, И. Гаврилюк, А. Лефтий, К. Степанков, Б. Брондуков, Б. Бейшеналиев, И. Миколайчук, Ф. Панасенко.
Киевская киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.
Всесоюзный кинофестиваль в Тбилиси(1972) - премия за утверждение на экране традиций героического эпоса. Кинофестиваль "Молодые-молодым"(1971 Киев)-Главный приз фестиваля; диплом "За оригинальную операторскую работу" В. Квасу.
 

1973 — "Дед левого крайнего"
Авторы сценария - Л. Осыка, И. Драч
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор - В. Квас
Художник-постановщик - П. Слабинский
Композитор - В. Губа
В ролях: М. Яковченко, В. Симчич, К. Степанков, Б. Брондуков, Ю. Яковченко, А. Бышивец, В. Сперантова, А. Лефтий, В. Шакалло, А. Сафонов.
Киевская киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко

1976 — "Тревожный месяц вересень"
По одноимённой повести В. Смирнова
Авторы сценария - В. Смирнов, Л. Осыка
Режиссёр-постановщик - Л. осыка
Оператор - С. Шахбазян
Художник - В. Шавель
Композитр - В. Губа
Редактор - В. Чёрный
Директор - Т. Кульчицкая
В ролях: В. Фокин, Ф. Панасенко, Б. Брондуков, И Миколайчук, А. Лефтий, И. Бунина, Ф. Одинокий.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1978 — "Море" (2 серии - 15 ч.)
Авторы сценария - Е. Ставский, Л. Осыка
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Квас
Художник-постановщик - П. Слабинский
Композитор - В. Губа
Редактор - В. Юрченко
Директор картины - И. Чаленко
В ролях: К. Степанков, А. Лефтий, Д. Миргородский, А. Роговцева, И. Миколайчук, Б. Хмельницкий, М. Гринько, В. Дорошенко, П. Кормунин, М. Голубович.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1982 — "…которого любили все" (8 ч.,документальный)
Автор сценария и режиссёр - Л. Осыка
Оператор - Б. Берёзка
Композитор - В. губа
Редактор - В. Юрченко
Директор - И. Чаленко
Ведущий - И. Гаврилюк
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1985 — "Поклонись до земли"(8 ч.)
Авторы сценария - В. Ежов, при участии Л. Осыки
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Квас
Художник-постановщик - П. Слабинский
Композитор - В. губа
Редактор - В. Юрченко
Директор - Т. Кульчицкая
В ролях: С. Станюта, Н. маркина, В. Фокин, П. Кормунин, Н. Тобилевич, Л. Сердюк, С. Князева, Е. Пашин, А. Мовчан, А. Колесник, Н. Крюков, Слава Князев, А. Князев.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.
VIII республиканский кинофестиваль"Человек труда на экране"(Жданов-1985) - приз Госкино УССР и диплом Л. Осыке" за яркое режиссёрское воплощение военно-патриотической темы на экране"; приз Госкино УССР и диплом В. Квасу" за лучшее художественное решение фильма".

1987 — "Войдите, страждущие!"(8 ч.)
По одноимённой повести А. Ткаченко
Авторы сценария - А. Ткаченко, Л. Осыка
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Башкатов
Художник-постановщик - П. Слабинский
Композитор - В. Губа
Редактор - В. Юрченко
Директор - П. Терещенко
В ролях: Б. Хмельницкий, Г. Гладий, А. Одинг, С. Князева, А. Игнатуша, А. Венгржановский, Л. Кузьмина.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.
1-й Республиканский кинофестиваль (Днепропетровск, 1988) В. Башкатову - приз за операторскую работу.

1989 — "Этюды о Врубеле" (8 ч.)
Авторы сценария - Л. Осыка, С. Параджанов
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Башкатов
Художники - М. Резник, А. Даниленко, Д. Новаков,В. Шавель
В фильме использована музыка Скрябина, Рахманинова, Рубинштейна.
Редактор - А. Шевченко
Директор - В. Князев
В ролях: Д. Георгобиани, А. Ромашин, О. Гобзева, С. Князева, А. Сафонов, Б. Хмельницкий, К. Степанков, Н. Крюков, Н. Маркина, Д. Миргородский, Надя Федиенко, Миша дементьев, Даша Хмельницкая.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1991 — "Подарок на именины" (9 ч.)
По мотивам произведений М. Коцюбинского
Автор сценария и режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Башкатов
Художник-постановщик - В. Шавель
Композитор - В. Губа
Редактор - А. Шевченко
Директор - В. Князев
В ролях: С. Князева, Л. Сердюк, Б.Брондуков, Миша Дементьев, В. Ильяшенко, Г. Дрозд,В. Костюк, М. Олейник, А. Князев.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.

1993 — "Гетманские клейноды" (9 ч.)
По повести Б. Лепкого "Крутиж"
Авторы сценария - С. Дяченко, Л. Осыка
Режиссёр-постановщик - Л. Осыка
Оператор-постановщик - В. Ильенко
Художник-постановщик - И. Быченкова
Композитор - В. Губа
Редактор - А. Шевченко
Директор - В. Драпей
В ролях: С. Романюк, Л. Ефименко, Л. Сердюк, С. Князева ,Б. Хмельницкий, В. Коляда, В. Голубович, К. Степанков, Т. Литвиненко, В. Ильяшенко, Богдан и Олекса Осыки.
Киевская  киностудия художественных фильмов имени А. П. Довженко.
Кинофестиваль "Золотой Витязь"(Косово, Сербия, 1993) Л. Осыке диплом "За вклад в славянский кинематограф"