Север пртив юга Жуль Верна. Из книги Критика

Володя Левитин
«СЕВЕР против ЮГА» ЖЮЛЯ ВЕРНА.
Очень редко можно найти человека нашего и сравнимого с ним поколения, в детстве не зачитавшегося Жюль Верном. А мне вот, на старости лет, попалось целое собрание его сочинений о 12 томах, которое я с удовольствием перечитываю. Попадаются вещи, такие как, «Чёрная Индия» и «Архипелаг в Огне», которые я не читал, или «Робур-Завоеватель», которые плохо помню. Сейчас меня, как знающего своё дело инженера поражает точность технической фантастики писателя. Не только полная осведомлённость о современных ему достижениях инженерной мысли и тенденций в развитии науки и техники, но и смелые, с любой точки зрения предложения, как эти достижения можно применить. Тут уж Жюлю Верну равных мало. Но он ведь писал приключенческие и исторические романы, в которых приключения вымышленных героев протекали на фоне реальных исторических событий. Роман «Север против Юга» относится к последней категории. Очень коротко (ибо не об этом пойдёт здесь речь) сюжет романа таков. 1862 год, штат Флорида. Второй год идёт в США гражданская война севера с югом. Время действия романа всего несколько месяцев. Происходит противостояние богатого, но справедливого и честного плантатора Бурбанка, противника рабства и отъявленного негодяя Тексара. Много раз Тексара опознан многими при совершении преступлений и каждый раз, доказав своё алиби, он срывается с крючка. Пользуясь неразберихой, Тексар захватывает власть в ближайшем к плантации Бурбанка городке и использует её для мести Бурбанку, которого считает своим лютым врагом. Ему удаётся натравить быдло на плантацию и сжечь её. Похищает маленькую дочь Бурбанка и её служанку, мулатку Зерму. И наконец, в его власти оказывается сам плантатор вместе со своим сыном Гилбером, офицером юнионистского флота. Обоим чудом удалось избежать смерти. Похищенной Зерме удаётся проникнуть в тайну Тексара. Их 2 брата-близнеца, как две капли воды похожих друг на друга. Пока один совершал преступления, другой в это время обеспечивал алиби. Конец, если не считать ранения Зермы, как всегда у Жуль Верна, благополучный. Братья-негодяи расстреляны, а Бурбанк с семьёй возвращается в своё, пусть разорённое, но ставшее навсегда безопасным для них поместье.
В художественном отношении и точности описания реальных исторических событий роман безупречен. Но Жуль Верн не понимает ни причины и движущих сил гражданской войны, ни взаимоотношений между рабами и их владельцами. Винить его за это не следует. В Европе, где всю свою жизнь прожил писатель, нет государственной структуры, близко даже напоминающую таковую в Соединённых Штатах, и чтобы понять её надо пробыть в этой стране длительное время. Рождённый свободным, Жюль Верн никогда не имел дела ни с рабством, ни с рабами и рабовладельцами. А посему, он не знал ни их самих, ни ихней психологии. Знания по этому предмету он черпал из романов типа «Хижины дяди Тома», автор которого видела живого негра не ближе чем за три мили. Это всё равно, как слепой просит другого слепого описать дубовую рощу, и тот рисует ему картину пышной зелени (а что это такое?). Писатель осыпает индейцев-семинолов упрёками, которых они никак не заслужили, и идеализирует негров-рабов. Не подумайте, что я придираюсь к Жюль Верну. В конце концов, он написал остросюжетный роман, а мелкие «неточности» к делу не идут. Я просто хочу кое-что уточнить и дополнить. Ведь, в отличии от него, ваш покорный слуга родился в рабстве и пробыл рабом большевистского режима 37 лет. Столько же, на момент написания этих заметок, я прожил в США и могу взять на себя такую смелость. сказав, что знаю кое-что и о государственной структуре страны, и о неграх, и, даже, об индейцах. Вот с этих последних и начнём. Много лет подряд я с приятелем Марио на открытие голубиной охоты ездил в индейскую резервацию в штате Аризона, у самой её границе с Калифорнией, там, у меня была возможность познакомится с бытом и нравами коренных жителей страны Америки. Скажу вот что. Индейцы не злы и не добры, не жестоки и не мягки. Они, просто, как суни или немцы рациональны и целесообразны. Обвинять их в кровожадности просто беспочвенно. Они действуют согласно выработанной веками программе, своду правил или законов своего племени. Всё, что не соответствует их понятиям подавляется беспощадно. О восстании семинолов писал и Майн Рид, рисуя совсем другую картину. И я склонен верить больше ему. Среди индейцев есть интеллектуалы, врачи, юристы, деятели науки и техники, искусные ремесленники и работники сферы обслуживания. Но нет учёных или писателей. Часть из них, заняты во всевозможных учреждениях племени, заседают в его руководящих органах, но большинство предпочитает жить на пособие в предоставленных государством домиках со всеми удобствами, ничего не делая. Помимо пособий, племя ещё имеет доход от сдачи земель арендаторам, а там, где есть казино, то и от них. Я, как-то не могу заставить себя осудить их за это. В своё время, как и все другие колонизаторы, чтобы быть справедливым, белые использовали алкоголь, для подавления сопротивления племён и покупке индейских земель по бросовым ценам (вспомните поздние романы о Зверобое и Чингачгуке Фенимора Купера). Теперь, в самих резервациях и окрестностях, федеральным законом запрещена продажа индейцам крепких напитков.
Если кто-то действительно кровожаден и безразличен к чужой (но не своей!) жизни, то это негры. Я много об этом писал и повторюсь лишь чуть-чуть, ровно столько, сколько надо для данной работы. Начнём с того, что, как правильно говорил управляющий Перри, негры и должны быть рабами. На эту судьбу, их предка Хама, обрёк сам Господь (похоже, управляющий читал Библию). Но, из Древней Книги или из сказок «Тысяча и одна ночь», явствует: негров-рабов использовали в качестве домашней прислуги, телохранителей или извозчиков, но не в полях или на скотных дворах. Там работали наёмные люди. Это было одной из самых больших и страшных ошибок белых, повлёкшей тяжкие и необратимые последствия – завоз негров в качестве «бесплатных» работников плантаций. Не станем говорить о непривычке негров к работе. Рабы не бесплатны. Раб – это собственность его владельца, за которую он платил деньги. Никто не хочет потерять свою собственность, а по сему, рабовладелец должен кормить, одевать своих рабов и предоставлять им какое-то жильё, круглый год, независимо от того какую прибыль (или убыток) они ему приносят. Это как купил лошадь - ездишь на ней, не ездишь, а кормить её надо и конюшню отвести тоже. Надо было вербовать батраков и те содержали бы себя из своей зарплаты. Человек, по своей психологии, только тогда будет работать в полную силу, когда рассчитывает за свою работу что-то получить. Раба заставить это сделать не удастся никак! Как бывший раб сам, я могу это вам засвидетельствовать из первых рук. Результаты этой вселенской глупости катастрофические по своим масштабам. На островах Карибского Моря – Гаити, Ямайке - ниггера уничтожили коренное население, а затем, после ухода колонизаторов там царит необузданная преступность, хаос, анархия, насилие, разруха и безвластие. В США, потомки бывших рабов совершают 72% всех преступлений в стране! Они теперь сами стали рабовладельцами: 42% их живёт за счёт средств силой отнятых государством у тяжело работающих людей. Poor nigger! Жуль Верн осуждает дикость, свирепость и кровожадность африканских негров и боготворит (я не боюсь это сказать) чёрных рабов в США. До него не доходит, что это всё тот же негр, и вторые отличаются от первых лишь тем, что их посторонние силы одели в европейские (а, точнее, американские) одежды и поместили в современное жильё, ибо в это стране холодно (ниггер – он и в Африке нигер).
Ну а теперь приступим к государственной структуре США и причинам гражданской войны севера против юга. Как и Российская Империя, США наращивали свою территорию постепенно. Только в отличии от России, захватившей все свои владения силой или же на них обосновавшейся явочным порядком, США часть своих земель приобрела у Испании и Мексики или России – колонизаторов, в свою очередь отвоевавших их у индейцев, которые населяли эти земли. Жюль Верн начисто обходит стороной тот факт, что индейцы являются истинными хозяевами американского континента, и это было их моральное право бороться с оккупантами. И хотя сила была на стороне последних, им наносились чувствительные и болезненные удары до тех пор, пока индейская проблема не была решена американскими властями к, пусть, хотя и не полному, но, всё же, взаимному удовлетворения обеих сторон. Вновь приобретённые земли заселялись по-разному и разными людьми. На форпост колонизации северной Америки – северо-восток этого континента прибывали, в основном, переселенцы из Голландии, Англии, Франции и, позже, Германии. В самом начале были спорадические поселения на юго-востоке страны, той самой Флориде, где происходили события романа и прилегающих с севера и востока территориях. Там были французы, испанцы, а потом, уже в ХIХ веке – ирландцы. Ирландцами были большинство первых плантаторов. Народ этот славится своей ленью, пьянством и «большим умом». Это именно они додумались завезти негров для работы на своих плантациях. Постепенно осваивались земли к западу и к югу. Туда проникали сначала самые предприимчивые элементы населения, то и просто искатели приключений. До того, как стали ввозить дешёвую рабсилу из Китая и Мексики, западное побережье было краем свободомыслящих людей. Тут никогда не было рабства. Прибыв на новое место, люди, обычно, продолжают делать то, к чему они привыкли и что равньше умели. Вот почему, на северо-востоке преобладала промышленность, а на юге страны – сельское хозяйство. В первое время власть центрального правительства была слабой. Федеральные законы были, по сути дела, практически не обязательны, ибо у правительства не имело инструмента для приведения их в силу. Именно в это время Америка и накопила своё богатство, ибо давно замечено: чем меньше государство влазит в частный бизнес и во взаимоотношения между нанимателем и работником, тем более процветает этот бизнес, и, в итоге, вся страна богатеет. В то время каждый штат фактически был независимым государством, связанным с соседними такими же государствами лишь общим языком и общей валютой. Но постепенно, власть центрального правительства всё более и более возрастала (этот процесс до сих пор продолжается и сейчас). Вот тут-то и начался конфликт между штатами и центральным правительством за независимость штатов. Средне-восточное побережье, редко заселённое, пока (до него добрались чуть позже) правительство не беспокоило. Но южные штаты, где успело сосредоточиться порядочное количество народа – то было другое дело.
Никто не любит, когда приказывают что ему следует делать, а чего делать нельзя. Я думаю, в подавляющем большинстве случаев, сам человек должен решать, что ему делать (конечно же в определённых пределах). Психология жителей юга отличалась от таковой у жителей северо-востока, и они всячески противились диктату последнего. В известном нам всем анекдоте разбирается предложение «2 грузина пошли в баню: 2 грузина подлежащее; пошли – сказуемое; в баню – предлог». Так вот рабство – это лишь предлог для войны юга против севера. Причиной является желание севера подчинить себе юг и желание юга жить, как им представляется нужным и правильным. К моменту начала войны, рабство в южных штатах уже изжило себя и было отменено южанами в 1862 году. И не под давлением сил противника. Они бы это всё равно сделали, подчиняясь фактической обстановке и просто бизнесовой целесообразности. И этого Жюль Верн «не заметил». А ещё трудней для него (если вообще возможно) было бы понять рабскую психологию. И он искренне верил, что «бедные несчастные угнетаемые» рабы только и мечтают вырваться из лап своих хозяев-притеснителей. Ему не понять, что самые яростные противники отмены рабства были сами рабы. Вопреки всяким там Хариет Бичер-Стоунс, жизнь в рабстве для рядового раба легка, безоблачна и необременительна. Самая страшная мысль для него – это необходимость для него самому о себе заботиться. Никто больше не даст тебе «Хижину дяди Тома», каждый день не поставит тебе на стол мыску с пойлом, не сошьёт одежды. Надо заработать деньги в достаточном количестве, нанять или построить жильё, пойти купить продуктов, сварить пойло и самому поставить его самому себе на стол. Ужас! Освободив своих рабов, южане дали им оружие, и они до последней капли крови защищали своё право быть рабами, точно так же, как это сделали русские крепостные в 1812 году. Это понять свободному человеку просто-таки невозможно. И не станем обижаться на Жюль Верна. Это хороший роман, мастерски написанный, интересный и увлекательный. Остальное не важно.