Тайные книги

Горное Солнце
В глухую деревню на притоке большой сибирской реки приехала дюралевая моторная лодка.  Она на полном ходу едва вписывалась в излучины, ища фарватер, иной раз капитану приходилось пригибаться под козырек, чтобы пройти под поваленным деревом. И вот лодка вышла в широкий разлив и подошла к причалу.

Местное население крайне не любило гостей, приезжающих с большой земли. Представители властей держали зуб на стариков, считали, что они «слишком много знают», а знаниями не делятся, искали повод их арестовать и увезти, часто после того, как прилетал вертолет с представителями спецслужб, люди почему-то уходили в лес и не возвращались. Поэтому лодку местные встретили с некоторым недоверием и подозрением, что скоро произойдет что-то нехорошее, что кто-то опять решил посягнуть на их стариков, на их знания, культуру и традиции. А между тем это было одно из немногих поселений, где ни люди, ни животные не болели, не знали кто такие врачи и что такое медицинские препараты.

На берегу капитана встретили две женщины. То ли это были мать и дочь, то ли сестры, сильно разнящиеся в возрасте. Они с недоверием поздоровались и хотели уйти по своим делам, но гость настоял на диалоге.

— Я к вам. В ваших краях первый раз. Можете мне что-нибудь рассказать?
— Да что вам рассказывать? Деревня как деревня, полно таких по стране, нам идти надо…
— Подождите. Ну хоть покажите деревню…
— Что вам всем надо от нас? Что вы постоянно приезжаете и вопросы задаете? Людей у нас забираете, и они потом пропадают?
— Кто вас достает? Какие вопросы? И за какие заслуги?
— Да все вы… То свои правила навязываете, то строем ходить хотите заставить, то выпытываете какие-то странные знания… А потом отцы наши то тонут, то в лесу теряются, то в аварию попадают. Мертвые же молчат, верно?
— Вот те чудеса. И чего они от вас хотят?
— Да не знаем мы чего!!! Чтобы строем ходили, чтобы в город уехали и сидели в офисах на кнопки нажимали! Не знаю… Говорить об этом не хочу.

Женщины удалились, в это время из рубленого дома вышел мужик в возрасте и пошел прямо к гостю:
— О, кто к нам пожаловал! Неужто край наш посмотреть решился? Раз уж прошла твоя лодка по излучинам крутым да под завалами, значит, видать, наш человек, коль природа-мать пустила! А ну давай-ка в дом, самовар вскипел!
Мужик был первым, кто не увидел в госте ни страха, и подвоха. Они долго сидели за столом и пили чай. Оказалось, что эти две женщины – его дочери, и муж старшей год назад попал «под систему»: в районном центре взболтнул лишнего, и его взяли на карандаш как инакомыслящего, причем власти местные, областные, а потом и вовсе пропал без вести. Обратиться за помощью выше никто не решился, все боялись, что еще хуже будет. Все разом решили закрыться: пусть лучше об этом селении не знают. Дочери вошли в дом и сели рядом с отцом. Разговор шел тогда о теплом озере, из которого вытекает река. Оно не замерзает зимой, и рыбаки на зиму отгоняют туда лодки, а сами добираются по льду на санях. Еще он рассказал о домике рыбака и о маленькой речке, впадающей в озеро и стекающей с северных гор. Гостю захотелось посмотреть эти места.
— А давай туда съездим! Горючее у меня есть!
— Только не туда! — закричали дочери, — только не по речке! До озера, не дальше!!!
— Что с ними? У вас тут какие-то мифические запреты?
— Похоже на то. Те, кто поднимался на гору, оттуда не возвращались. Был виден только яркий свет далеко на севере за горой. Яркий-яркий! И тишина. Может быть, там какая-то аномалия. Или иной раз кажется, что все они стали невидимыми и поселились в домике рыбака. Так что выше озера мы не ходим. А на озеро можно съездить.

Утром хозяин и гость сели в лодку и поехали на озеро. Вода на ощупь была горячей, рыба плавала в ней косяками, хоть руками с борта лови! А по берегам стояла великая кедровая тайга. В тайге виднелся домик, возле него – причал, а невдалеке в озеро впадала речка. Лодка подошла к причалу, и оба мужика пошли вглубь тайги. Набрав ягод и грибов, они зашли в домик отдохнуть. Дом оказался очень обжитым, было ощущение, что здесь постоянно кто-то живет. В деревне все знали, кто когда сюда приезжает, зимой здесь часто бывает кто-то из сельчан, а летом домик, как правило, пустовал. Но за ним явно кто-то следит. Уже родились мифы как те, кто не вернулся с горы, по ночам приходят сюда, рубят дрова, выметают сор, наполняют бочки и котелки водой. Но их никто не видел.

— Вот те на. Видишь? Нас тут месяц не было! А не похоже, что дом пустой. Сюда кто-то приходит. Но других поселений в сотнях верст отсюда нет. А если люди тут есть, то чем они живут?
— Ладно, уже вечереет, давай завтра утром рыбы наловим — дочерям подарок будет, уху сварят. А сейчас — спать. И съездили не зря.
— Только мы с тобой еды не взяли. А одними ягодами да грибами сыт не будешь. Картошечки бы…

Обычно в таких избах есть запас еды. Но принято, если что-то берешь, что-то и оставлять. А оставить было нечего. Ночь была тихой и спокойной, свежий воздух задувал в приоткрытую дверь. Первые лучи солнца разбудили мужчин, и то, что они увидели, не укладывалось ни в какой голове. На столе лежала скатерть, на ней стоял горячий завтрак, из самовара шел пар, в чайничке заварен свежий травяной чай. «Интересно, кто о нас так позаботился? Ладно, поедим, рыбы наловим, а там посмотрим». Никаких следов, говорящих о пришедших ночью людях и даже животных, не было. Когда они поели, они тут же поехали на рыбалку, при этом с домика не сводили глаз. Никто не приходил. Но когда они вернулись в дом, на столе не было ни посуды, ни скатерти, а остывший самовар стоял в углу. Никого не было видно, но все же здесь кто-то был. Лес жил своей жизнью.
Ехать выше по реке у местных желания не было, а нашего капитана потянуло именно туда. Ночью, когда все спали, путешественник тихонько встал, отвязал свою лодку и на веслах, чтобы никого не разбудить, отошел от деревни. А потом завел мотор и понесся к озеру. Минуя домик, он направил лодку вверх по таинственной речушке. Течение здесь было сильное, пришлось давать полный газ, чтобы хоть немного подниматься вверх. Река вошла в горную долину, чувствовался значительный набор высоты. Через десяток верст река стала мелкой и быстрой, а вдали виднелся небольшой водопад. Теперь остается идти пешком. Здесь нет ни тропы, ни каких-то других следов человеческой деятельности, хотя место здесь было очень богато и грибами и ягодами для сборов, и дичью для охоты. Видимо, люди боялись сюда ходить. Вдруг издалека блеснули два глаза. Из чащи вылез огромный медведь и остановился метрах в пяти от человека и помахал ему лапой.

— Мишка!!! Иди скорее, я тебя поглажу! — подумал человек. Медведь словно прочитал мысли человека, подошел к нему и положил голову ему на плечо, а человек закопался руками в его пушистую густую шерсть.
— Куда путь держишь?
— На гору.
— И что там, на этой горе?
— Не знаю, вот хочу посмотреть.
— А ты не боишься? Кем ты станешь после встречи с горой, что людям принесешь? Это очень сильное заговоренное место, его духи природы стерегут, и очень строго!
— Да хоть что хорошее принести бы людям!
— Ну раз не боишься, тогда пойдём. Я буду тебя сопровождать и оберегать от всех напастей.

Дальше они шли вместе. По сторонам доносились какие-то шорохи, но стоило медведю подойти ближе, как они прекращались. А вот и просвет вдали. Видимо, здесь тайга сменяется альпийскими лугами! Медведь остановился и начал рычать, причем не злобно, а очень мелодично, как будто песню пел. Из зарослей вышел большой мохнатый волк. Он подбежал к человеку и принялся нализывать его лицо. «Привет!» — подумал человек и протянул ему руку. Волк подал ему свою лапу, как дрессированая собака, давно не видевшая хозяина. А следом за волком прилетел совёнок и сел человеку на плечо. Теперь человек был под надежной защитой от всей нечисти, как материальной, так и духовной.

Тайга кончилась. Вот маленькое озерцо, из которого вытекает речка. Чуть выше – холмик, а перед ним едва заметный перевал. Там уже другая долина. Из-за гор с севера светили яркие лучи огромного солнца.
— Теперь иди сам. Нам дальше нельзя. Если что – мы тебя тут подождем.
— А я полечу с тобой до конца! — перебил волка совёнок, — иди не бойся!

Человек обошел озеро и поднялся на перевал, а за тем на вершину холма. Свечение северного солнца усилилось, человека окружило золотое облако, и он полетел вверх, все дальше и дальше, уменьшаясь в точку и растворяясь в небе. А там, где он стоял, образовалась воронка, словно туда упал снаряд. И на ее дне звери обнаружили деревянное сооружение, в котором лежали книги, обмазанные воском явно для хранения на века.

— Надо их надежным людям отнести, в деревню. А то чужие, что из города, сами сюда придут, потом концов не найдешь, — сказал медведь волку, — у тебя это получится. Ты же волк! К человеку близок и по генам, и по характеру.
Они вытащили книги и понесли их вниз по долине к лодке. В это время, откуда ни возьмись, появился совёнок. Он сделал над ними круг, не то прощаясь, не то наводя оберег, а затем исчез. Пока звери тащили книги к лодке, волк медленно превращался в человека, как две капли воды похожего на того, что недавно левитировал на глазах у зверей. Он завел лодку, погрузил туда книги, туда же прыгнул медведь, и они поехали к озеру. У озера медведь вышел на берег: «Оставь меня здесь, я буду оберегать вас всех отсюда. Если что – приду неожиданно и быстро. Езжай в деревню и живи у того мужика, где человек жил, в обиду его не давай, сражайся за него до последнего. А сам виду не подавай, что ты — Волк! Книги не должны уйти из деревни. Ни с кем».

Лодка еще не подошла к берегу, а в деревне уже были представители спецслужб. Прилетели на вертолете. Они ходили по домам, задавали вопросы про какие-то книги, настойчиво интересовались, а не ходил ли кто по долине выше озера, не видели ли каких-то аномальных явлений: «Если что найдете — не трогайте ни в коем случае. Это очень опасно. Сразу же звоните нам. Мы их сами обезвредим и передадим куда надо. Сами не открывайте и не читайте!» И вот один из военных заметил лодку, которая не торопится причаливать, а заглушила мотор прямо посреди реки. На жесты и крики в мегафон с приказом пристать к берегу, капитан не реагировал. Тогда они начали по лодке стрелять. Но не попали ни разу. Они прыгнули в вертолет, вертолет взлетел завис над лодкой, и один из бойцов начал спускаться на нее по веревке. Но никто не ожидал, что капитан лодки — волк. Он просто неприметно провел рукой по бойцу, расцарапал его от головы до колен, из царапин хлынула кровь, и тот упал за борт и утонул. Тогда они решили взять лодку на абордаж и спустили с вертолета трос с крюком, но тут, откуда ни возьмись из воды выпрыгнул медведь и так дернул за трос, что вертолет потерял управление и едва удержался в воздухе. «Полетели отсюда! — сказал командир пилоту, — больше сюда не приедем. Хорошо, что живыми остались. Против природы не попрешь!» Больше спецслужбы в деревню никогда не приезжали. А волк в облике человека причалил лодку к берегу, достал книги и отнес хозяину дома, в котором некогда поселился наш гость: «Вот тебе настоящий ценнейший клад. Береги его, как зеницу ока. Больше не надо бояться ходить по долине выше озера»

Март 2017