Рецензия на спектакль Три сестры Театр Ленсовета

Елена Гетера
      Наша преподавательница по истории театра  Иванова Ирина Викторовна говорила: «А пьеску-то перечитайте». Обычно она говорила это сделать до посещения  спектакля,  чтобы впечатление было полным. Я «Три сестры» читала очень давно, но перечитаю. Помню только, что одна из трех сестер  очень рвалась в Москву.
     Что касается музыкального оформления спектакля, то здесь я не обнаружила  целостности.  Да и во всех остальных аспектах художественного воплощения  целостности нет. Это не классический спектакль.
     Из музыки в спектакле представлены: И. С. Бах, Клавдия Шульженко, Элвис Пресли, Эминем, Морис Равель и многие другие. Как видно, связи между ними, кроме прихоти режиссера, нет никакой. Сценография довольно простая: белые ширмы, деревянные кирпичи, небольшой экран на заднем плане, лестница, скамейки. Костюмы по большей части черно-серо-белые, иногда появляются красные перчатки (у деда Федора) или красные аксессуары. В середине и в конце, дабы разнообразить спектакль, одежда поярче. 
     Особенно запомнился образ Соленого: синий «панк» на голове, синяя манишка, накрашенные глаза и щеки, серьги в ушах. Своим поведением он напоминал петуха, я думаю, так и было задумано. Вообще Соленый запомнился больше трех сестер - он и скакал, и орал, и играл на музыкальных инструментах (вместе с Федором), и пел. В общем, полная непосредственность. В конце представления многие зрители, если не половина, отдали ему цветы. А персонаж-то второстепенный.
      Да уж, режиссер удивлял, как мог: тут и Наташа, поливающая мужа вином, садится на него верхом, тут и подполковник, который полностью разделся на сцене, а потом оделся. Вообще, много было какой-то незаконченности, как будто спектакль еще не совсем доделан. Эротики было немного, в меру. Шокировало скорее, что сестры расхаживали в черном кружевном белье. Одна сестра вообще долгое время ходила в черной майке и черных трусиках. Я понимаю, режиссер талантливый, но зачем тогда эта раздетость? Сбивает с толку и ничего не несет. Я понимаю еще, если бы сестры были проститутками или стриптизершами. Или там в поведении чем-то таким отличались. Нет - текст чеховский. Наташа (Анна  Ковальчук), так не раздевалась, но все время домогалась своего мужа. В общем понятно - на потребу толпы…
     И, тем не менее, все было на хорошем художественном уровне. Не было ни пошлых шуток, ни «чернухи», ни «порнухи». Временами мне, правда, казалось, что я вижу бред сумасшедшего. Маша все время орала, как ненормальная, Ирина говорила как-то странно (похоже, что с легким акцентом), почтальон выходила в балетной пачке, Соленый - то ли «голубой», то ли трансвестит.
     Дедок был очень хорош. Видимо, дело в том, что мозг искал связи с текстом Чехова, и они там были, но весьма своеобразные. Все построено на каких-то догадках, обманках, игре с публикой, зрелищности. Безусловно, это «театр представления». Здесь было  много потрясающих мизансцен, музыки, движения, но мало внутреннего содержания. Вот трагедию сестер я как-то не прочувствовала. Несмотря на то, что одна из них истошно вопила, что надо работать и что-то про ненависть к гимназии.
     Понравились дед, Соленый и учитель. Они перетягивали на себя все внимание с сестер. А что сестры? Они глубоких философских вопросов не поднимали. В который  раз убеждаюсь, что драматургия Чехова трудна. Вот вроде бы «Три сестры» называется, а я запомнила, каким голосом  говорил дедок: «Может, нас не существует»?
     В целом было много повторов текста, много ненужной болтовни не по сюжету, и сам спектакль растянулся на 4, 5 часа с антрактами. Это при том, что сама-то пьеса небольшая. Были вставные номера, как в концерте. В общем, это какая-то адская смесь. Почему-то вспомнилось: «Умом Россию не понять».