Как дважды пытались убить озеро Лама

Беляков Владимир Васильевич
   Вот уже три дня я находился в отпуске. Перед выездом на «материк» решил  провести время в излюбленном месте на озере Лама, поймать, засолить немного  рыбы на гостинцы и просто отдохнуть в этом райском уголке.

   В понедельник  25 июля 1977 года с другом Серегой загрузили  в лодку продукты, вещи и через два часа  пути вошли в речку Лама.

   Стоял  теплый солнечный день, но дул плотный северный ветер, так что  на Мелком озере нас немного подолбило встречной волной.

   Стоило войти в речку, как утих ветер, исчезла и волна. До конечной точки нашего маршрута  оставалось хода  на пару часов. Настроение было приподнятое.  Двигатель монотонно работал, из-под  днища лодки с шелестом вырывалась вода, убаюкивая. Справа и слева проносились нескончаемые островки с лиственницами, густыми зелеными кустарниками, яркими полянами жарков.

   Мы уже прошли речку и перед ее последним поворотом у входа  в озеро на левом брегу увидели два пришвартованных  катера и несколько лодок. С берега вверх взмыла красная ракета  – сигнал причалить.

   Я сбавил обороты. Лодка, шурша по песку, уткнулась носом в берег.

   - Привет,  Володя! В озеро входить запрещено!

   Меня встретил Владимир Иванович Пономаренко, начальник инспекции маломерных судов, как всегда, в чистом, выглаженном морском кителе и фуражке с кокардой, человек, которого знал весь Норильск. Это он одним из первых,  начал наводить порядок и дисциплину на водоемах, обязал судовладельцев иметь на борту спасательные жилеты и пользоваться ими. Он спас сотни жизней, предотвращая выход владельцев судов на открытые водоемы в пьяном виде и в штормовых условиях.  Его называли просто – Адмирал.

   На берегу, кроме Пономаренко, толпилось  много незнакомых мне людей, как  в военной, так и в гражданской форме. На мои вопросы, что это за люди и какова цель их  присутствия здесь, Адмирал как-то нервно махнул рукой.

   - Хиросиму хотят здесь устроить. Им одного взрыва мало.

   Поправил фуражку, прихрамывая, отвел меня в сторону и добавил:

   - Озеро закрыли. Собираются завтра произвести второй взрыв. Там же на Микчангде, как полтора года назад. Военных понагнали. Полковник, что стоит спиной, аж, говорят, из Генштаба.  Вон тот в штатском - кагэбист из Красноярска. Как видишь, делегация внушительная. Утверждают, что будет произведен сейсмический взрыв. А тогда какого хрена делают здесь военные? Мне страшно говорить, но до меня дошли слухи, что взрыв точно будет сейсмический, только заряд будет ядерный. Короче, Володя, решили  похоронить Ламу. И только какому дебилу пришла  в голову эта мысль?

   - Как можно здесь и ядерный!? Да они действительно охренели! Им что, Северной Земли не хватает?

   - Ты меня спрашиваешь? Задай вопрос кагэбисту, и повяжут  тебя сразу.

   Наша затянувшаяся беседа с Адмиралом чем-то не понравилась полковнику. В  разговор он  вмешался бесцеремонно.

   - Ты че его здесь уговариваешь. Нельзя! Это русский язык? Здесь  стоишь, расспрашиваешь. А вопросы задаю я. Это меня сюда за тысячи километров из Генерального штаба прислали, значит не просто так, а по нужде. И задача мне поставлена - заниматься здесь охраной бдительности на вверенном мне участке.

   - Сразу видно - Кембридж! Не царская армия.

   Я посмотрел на полковника, представителя Генштаба, и мне стало как-то грустно. Таким все равно, что и где взрывать.

   - Что вы все время говорите словами непонятно каких букв? Да. Завтра рванем. А вы знаете, что при использовании таких мощных взрывов, возможна массовая потеря людских жертв со смертельным исходом?

   - Так чтоб не было массовых потерь, не взрывайте!

   - Вы что думаете,  там сидят  дураки? - он показал пальцем вверх. - А меня как  умного сюда прислали?

   - Я этого не говорил, это ваши слова.

   - Может вы еще собрались нас поучить? Им-то там виднее в будущее, - он опять указал пальцем вверх. – Они точно знают, что  лучше сегодня  рвануть здесь, чтобы вам завтра там хуже не стало.

   - Ну, спасибо, полковник. Успокоил! Пусть, конечно, здесь будет хуже.  Что же вы у себя в Москве под Генштабом не шарахните? Вот тогда нам точно здесь лучше бы стало. 

   - Володя. Тише. Думай, что говоришь, – одернул меня за рукав Понамаренко.

   - Ну. А  я вам  для чего уже столько рассказал, что вам знать не надо?  А вы и ухом не моргнули.

   - Нет. Я думаю, здесь не Кембридж! А максимум, как ПТУ. И специальность редкая - «свиноводство в условиях Крайнего Севера»

   - Ну, ты мне еще поумничай здесь! На жене будешь умничать. Я тебе в третий раз повторяю. Быстро грузи жопу  в лодку и двигай  отсюдова.

   Я в недоумении посмотрел на полковника. Его блестящее, намазанное  репудином лицо,  напоминало масленый блин, по которому  хотелось очень больно ударить.

   - Жопа, полковник, у тебя! А на ней фуражка надета. А мозги твои - одна прямая, что  уши держит. Обрежь ее, уши отвалятся и фуражка на глаза спадет.
Разговор перерастал в конфликт.

   - Ты у меня смотри! Я же когда нормальный, а когда  и беспощадный.
Услышав нервный голос полковника, к нам подошли еще несколько  офицеров  и  два человека в штатском. Полковник не унимался.

   - Марш в лодку! -  сжал  кулаки, лицо перекосилось. - Да если бы ты был военный… -  последовал отборный мат. - Я бы тебя так загнул.

   В  ссору вмешался Адмирал.

   - Ты, полковник, успокойся, не горячись. Дай мне выполнять мои прямые обязанности. Я буду объясняться с владельцами маломерных судов. Понадобится Ваша помощь, обращусь. Разъяснять им обстановку лучше мне, -  и, уже не скрывая раздражения, чуть повысив голос, добавил: - А на счет «я бы загнул», будь осторожнее. Этот парень - мастер спорта  по боксу. Так что, командир, следи за словами. А то тебе кулак прилетит, поймать не успеешь, да  еще и мне срикошетит.

   Адмирал повернулся  ко мне:

   - Давай, Володя, поезжай лучше на Глубокое. Там надежнее и спокойнее. Пока!

   Я столкнул лодку. Возвращаться назад не хотелось. Решили  остановиться в одной из проток речки, переждать взрыв, а потом продолжить свой путь до Бучарамы.

   Выбрали сухой островок, расположились. С лодки  бросили пару сеток.
Чтобы как-то скоротать время, достали спиннинги, насадили на крючки кусочки хлебного  мякиша и забросили в воду. Не успели крючки погрузиться в воду, как поплавки начали подергиваться. Вытащили оба по сороге. Отрезали  у рыб плавники и уже ловили на них. Окунь, сорога, елец  клевали, не давая  грузилу опуститься на дно. Через полчаса, выловив штук по тридцать рыбешек,  бросили это занятие - надоело. Сложили спиннинги и забрались отдыхать в палатку. Начинали донимать комары. 

   Во вторник долго валялись в палатке, ее брезентовый полог накалился от солнечных лучей, внутри было очень душно. Наконец, расшевелились, искупались в протоке, выпили кофе и поехали проверять сети. Рыбы попалось много, в основном сиг, сорога, щука и окунь. Причем крупные экземпляры щук скручивали сеть так, что на выпутывание уходило  много времени.
 
   Я сидел на носу лодки, опустив ноги в воду, выбирая из сети очередную щуку, когда почувствовал, что пластиковый корпус дребезжит. Стаи мальков  в воде заметались, разрезая воду в разных направлениях,  от чего казалось, что вода закипела.  Утки, чирки, чайки с криком в испуге поднялись на крыло. Вся протока  покрылась воздушными пузырьками, начала  всплывать донная трава и  илистая каша. Кристально чистая до этого вода вмиг превратилась в мутную. Затем со стороны Микчангды послышался нарастающий гул. Как раскат грома, он приближался,  разлетаясь в разные стороны, и вдруг ударил в склоны гор с такой силой, что все вокруг затряслось. Меня просто подбросило на палубе.  Грохот эхом понесся вдоль ущелий, с гор  посыпались камни и валуны.

   - Ни хрена себе, сейсмический взрыв! - Серега побледнел и с испугом посмотрел на меня.

   - Я думаю, Серега, это пришел конец всему живому в воде. Представляешь, как на глубине сейчас рыбу сплющило?

                Продолжение на Ridero.ru