Камилла Клодель- любовь и боль Огюста Родена

Алина Алексеева-Маркезин
         
       В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Розой Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения.
       
 Все многочисленные натурщицы и возлюбленные знаменитого скульптора меркли рядом с элегантной, изящной и необычайно привлекательной девушкой. Все в ней было гармонично. «Прекрасный лоб над дивными глазами, того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни, большой чувственный, но еще и очень гордый рот, густая копна каштановых волос, спадающих до поясницы. Вид, впечатляющий дерзостью, прямотой, превосходством и веселостью», — так описывал 20-летнюю Камиллу ее брат Поль и такой ее увидел сорокалетний Роден. И рядом с небесной красотой соседствовал светлый ум, поистине мужской характер и редкий талант.

          Камилле импонировала его увлеченность, трудолюбие, вечная неудовлетворенность достигнутым. Она начала лепить его бюст. Огюст сразу оценил мастерство девушки и стал уделять ей все больше внимания, а потом неожиданно предложил посетить его третью, секретную, мастерскую, где он работал для души и обычно принимал любовниц.

               Клодель позировала для многих его скульптурных групп :"Поцелуй" «Рассвет», «Радуга»., «Мысль», «Франция», «Данаида», «Вечная весна». По мнению Родена, она должна была этим гордиться, а его отношения с Розой принимать как должное, а лучше и вовсе не обращать на «такие мелочи» внимания.

              Помогая ему в работе, Камилла с каждым годом все четче осознавала, что она так и может остаться в тени великого скульптора. Когда в 1888 году Клодель выставила свое первое большое произведение «Забвение», критики увидели в нем отголоски роденовского «Поцелуя», для которого она служила моделью. Во всех ее скульптурах видели заимствование и копирование. «Свои произведения я извлекаю из себя самой, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей», — пыталась отстоять Клодель свою самобытность.

         В настоящее время искусствоведы утверждают, что многие из ранних работ Камиллы — «Девушка со снопом», «Этюд мужской головы», «Молящаяся» — стали основой или частью роденовских скульптур «Галатея», «Скупость и роскошь», «Крик» и с уверенностью могут указать в произведениях мастера участки тела (руки, ноги), вылепленные ею.

        Клодель овладела всеми премудростями лепки и стала скульптором самого высокого класса, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с такой точностью, какой не достиг и сам Роден. Но критики того времени предпочитали этого не замечать.

       Дни счастья и надежд сменялись безудержным гневом и упадническим настроением. Особенно стало невозможно продолжать эти отношения, после того как в период 1890—1892 годов (по данным биографов) Камилле пришлось прервать беременность, что оставило в ее душе очередную незаживающую рану.

         Роден и с Огюстом-младшим никогда не ладил, и очередной незаконнорожденный ребенок был ему совершенно не нужен. Скульптуры Клодель «Выздоровление», «Прощание», «Девочка из Иллет» стали отголосками этого горького для женщины события.

             Они были словно созданы Богом друг для друга: талантливые, трудолюбивые, полные идей, дерзкие в своем творчестве. Но хрупкое равновесие духовных и любовных отношений постоянно подтачивалось обоюдной рассудочностью. Каждый искал свою выгоду. Роден не желал терять ни домашнюю терпеливую Розу, которой в прошлом был многим обязан, ни прекрасную возлюбленную. Камилла уже не была ослеплена любовью, и, отдавая, хотела щедро получать.

     Она позабыла свои слова: «Я не хочу разбивать твою жизнь, я хочу лишь вдохновлять тебя». Теперь она с горечью осознала, что, увлеченная страстью, обманывала себя. Ей была нужна определенность. Кто она? Не жена, не любовница, не содержанка и даже не скульптор. Только тень гениального Родена, которому она в конце концов со злобой бросила в лицо: «Я пожертвовала своей карьерой ради твоей».

          Камилла уже давно поняла, что обречена не только их любовь, но и развитие ее творчества. Через 15 лет «совместной» жизни она решилась на разрыв. Можно лишь удивляться, как надолго хватило ее терпения. Камилла чувствовала себя раздавленной и несчастной. Ей было больно уходить. Она сроднилась с мастерской Родена — этой обителью любви и творческих исканий, и ощущала, что режет себя по живому. Но чаша терпения переполнилась, и теперь рядом с Огюстом Клодель теряла себя и больше не знала душевного покоя.

                Слухи об их разрыве всколыхнули весь Париж. Роден был настолько оглушен, что сердечная рана не зажила до конца его жизни. Он не понимал случившегося, но, с детства привыкнув преодолевать трудности, продолжал работать. Успех его персонального павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 года был огромен, скульптор был награжден тремя орденами Почетного легиона. Деньги теперь текли к нему рекой, и от заказчиков не было отбоя.

              А вот психика Камиллы не выдержала — нервный срыв следовал один за другим. Разрыв оказался губительным для нее, стал крушением всех надежд. Потеряв любовь и связь со своей духовной половиной, женщина оказалась беспомощной и одинокой в поистине мужском искусстве, требующем не только таланта, но и огромных денежных средств, которых у нее не было. Первые два года Клодель продолжала видеться с Роденом, а он надеялся на чудо, что она вернется

 Но с 1895 года Камилла отказалась от какого-либо общения с ним. Известно о ее непродолжительной связи с Клодом Дебюсси, в то время еще никем не признанным композитором. Некоторые биографы считают, что разрыв с Роденом был связан именно с этим романом. Но для Клодель это оказалось мимолетным увлечением, которое потрясло Дебюсси, не затронув сердца Камиллы, поглощенной сведением счетов с Огюстом. Свое «Прощальное письмо незнакомке» Дебюсси посвятил Клодель.

  Приходя в себя, Клодель создала немало превосходных работ, воплотив в мраморе задуманные еще при Родене «Вальс» и «Клито». Представленные в Салоне 1893 года, они были признаны настоящими шедеврами.
   
  Роден безоговорочно признавал гениальность Клодель. Он продолжал беспокоиться о ней и в письме к писателю Октаву Мирбо с болью говорил: «Что до мадемуазель Клодель, чей талант достоин Марсова поля... Все как будто считают, что она моя протеже, когда это непризнанный талант... я уверен, в конце концов ее ждет успех, но бедная художница будет несчастна, еще несчастнее потом, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, может быть, слишком поздно, что она стала жертвой собственной гордыни; она художник, честно работающий, но, может быть, ей придется пожалеть о силах, растраченных на эту борьбу и запоздалую славу, раз за них приходится расплачиваться болезнью».

          С 1905 года затворничество Камиллы приобрело маниакальный характер. В каждом посетителе она видела роденовского шпиона и вора ее идей. Клодель никак не могла смириться с тем, что духовная и творческая общность принесла славу только Огюсту, в то время как она оказалась в нищете.Клодель стала каждое лето уничтожать все созданные за год работы, превратив маленькую мастерскую в мусорную свалку.

            В марте 1913 года, через неделю после смерти отца, мать, никогда не понимавшая свою дочь-бунтарку, и брат, в котором она зажгла искру веры в его высокое предназначение, были вынуждены принять трагическое для Камиллы решение и подвергнуть ее принудительной госпитализации.

         Клодель же тридцать долгих лет провела в приюте для душевнобольных Мондеверг близ Авиньона. Она взывала к родным о помощи все эти годы, полностью осознавая окружающую обстановку. Но это было так, пока она не вспоминала о Родене. Камилла боялась, что он подошлет к ней людей и отравит, и поэтому сама варила себе картошку и яйца. Она отказалась перейти в палаты с более мягким режимом, потому что туда был разрешен свободный доступ посетителей. Ей приносили глину, но та засыхала бесформенными глыбами. Страх, что ее работы будут украдены и послужат для обогащения «проклятого художника» — «мерзавца Родена», так и не оставил ее.

       Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. В 1929 её посетила подруга юности Джесси Липскомб.

     За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, её ни разу не навестили ни мать, ни сестры.

       В этих страшных условиях Камилла пережила мать, сестру и Родена. Она не знала, что, умирая, в бреду он звал ее. В своем печальном приюте Клодель скончалась 19 октября 1943 года. Могила ее не сохранилась. А все ее чудом сохранившиеся работы были размещены в отдельном зале музея Родена. Так они воссоединились в бессмертии.

    Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: "Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное".