Макуха

Александра Мазманиди
 Из воспоминаний детства моего.

Если вы родом из послевоенного детства, то у вас на слуху были такие слова-понятия как макуха и жмых, наверняка. У нас в городе был завод,где делали подсолнечное масло, а прессованные остатки семян подсолнечника - жмых-макуху пластами продавали для корма скоту.Зачастую  это ели люди.

Наша бабушка рубила на куски этот жмых, складывала в ведро и запаривала горячей водой для нашей коровы Зорьки. Запах был ароматно-вкусный, так что слюнки текли и мы под шумок таскали кусочки макухи и жевали,выплёвывая попадающиеся  шелуху-скорлупки от семечек. Однако, многие люди жили впроголодь, детвора бегала полуголодная и мы делились щедро драгоценной макухой с подружками.
 
В нашей среде появилась откуда-то тоненькая, словно тростинка-былинка Любочка Тизенгаузен. Запомнила я эту странную фамилию для нашего Донского края. Она жила с мамой в подвальном помещении,очень тихая голубоглазая, с жидкими светлыми волосиками, лицо её казалось прозрачным, с просвечивающимися голубыми жилочками,бьющимися на висках. Такая же тихо-скромная,незаметная была и её мама,работающая уборщицей где-то.

Мне их почему-то было жалко до слёз и я старалась всегда сунуть Любочке что-нибудь съестное,подкормить из того, что было в нашей большой семье. Уже то,что у нас была корова было большим подспорьем, это я понимала.

Я стащила из сарая большой кусок макухи и отнесла в их каморку,когда мамы Любочки не было дома. Любочка была голодная и сразу начала есть макуху, я предупредила её, что много есть нельзя,а то будет живот болеть,но она не послушалась и у неё начались колики. Я очень испугалась и побежала к своей тётке на работу в больницу, рассказала, что у девочки болит живот.Тётя вызвала скорую помощь,Любочку забрали в больницу.Оказалось, что подозревали аппендицит.
Я, конечно, не призналась никому, но чувствовала долго свою вину в Любочкиных страданиях. Любочку отпустили из больницы на следующий день.

Потом услышала,что многие дети пострадали от макухи,несколько человек даже умерли от заворота кишок, объевшись макухи.А ведь часто она спасала от голода, бабушки её приносили как гостинец своим  и чужим внукам. Конфет-то не на что купить было, да и ассортимент не то, что сейчас. Вот такая печальная история получилась.

16.07.17.