Любимые натурщицы Ренуара. Сюзанна Валадон

Алина Алексеева-Маркезин
Ренуар. Девушка заплетающая косу.1885г.

            
       Мари-Клементин Валад — настоящее имя Сюзанны Валадон. Отца своего она не знала. Мать зарабатывала на жизнь уборками квартир, шитьем, стиркой белья. В Париже девочка оказалась в возрасте пяти лет. Она училась в бесплатной религиозной школе, а в одиннадцатилетнем возрасте поступила в швейную мастерскую. Кем ей только не приходилось работать! Нянька, продавщица, официантка и даже циркачка.

  Затем работала натурщицей у многих известных художников: Пьера Пюви де Шаванна, затем Ренуара, Тулуз-Лотрека, Дега. Пережила романы с некоторыми из них; училась у них технике, но до некоторых пор никому не показывала свои рисунки. В декабре 1883 года родила сына Мориса, об отцовстве которого нет однозначного мнения (фамилию Утрилло мальчику дал через восемь лет усыновитель).

         Рисунки Сюзанны первым из художников увидел Тулуз-Лотрек, а затем Дега, высоко оценивший чистоту линий и поощривший её к карьере художницы. В отличие от многих своих современников, Сюзанна Валадон сумела добиться признания и финансового успеха при жизни.

            Писала натюрморты, цветы и пейзажи, замечательные силой композиции и энергичными цветами. Известна также изображениями обнаженной натуры. На первых выставках в начале 1890-х годов были представлены в основном портреты её кисти, в том числе портрет Эрика Сати, с которым у неё был в 1893 году роман (единственный в жизни Сати). В 1894 году Валадон становится первой женщиной, допущенной к членству в Национальном обществе изящных искусств

             «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать», - говорил о Мари-Клементине (Сюзанной она станет позже) Тулуз-Лотрек. Никто никогда не знал, что на самом деле происходило в голове Валадон, где она действительно пропадала по несколько дней, когда она говорит правду, а когда лжет, кто отец ее ребенка. Ее называли «страшной Мари». Никто долго не знал, что каждый день, в любую свободную минуту она сама рисует, мелом на асфальте, углем на стенах, на любом попавшемся под руку клочке бумаги.

     Сюзанна Валадон позировала Ренуару для двух картин из танцевальной серии. На третьей – «Танец в деревне» - не она, а большая любовь, будущая жена и страсть Ренуара, Алин Шариго. Ренуар, как всегда, очарован, «страшная Мари» страшна для кого угодно, только не для него. Не может быть страшной девушка с такой кожей и овалом лица.

          Тулуз-Лотрек случайно увидел рисунки Мари, сама она ни за что не показала бы их никому. «Вы наша», - скажет Эдгар Дега, когда к нему притащат смущенную и ошарашенную признанием Валадон. Сюзанна станет успешной художницей, единственной любовью композитора Эрика Сати, первой женщиной в Национальном обществе изящных искусств, выйдет замуж и в 44 года уйдет от мужа к 23-летнему художнику Андре Уттеру, с которым проживет 20 лет.

           Валадон была эксцентричной, эмоциональной, жестокой, холодной, расчетливой, страстной, ссорилась и дралась со своим выросшим сыном художником Морисом Утрилло, могла одну картину писать десять лет, обманывала и играла в самоубийство, сидела за столом нагишом, скармливала свои картины козе. Но обо всем этом так легко забыть, когда видишь, как удивительная, юная, задумчивая Сюзанна заплетает волосы в косу на картине, написанной Ренуаром.
 На Монмартре их — Сюзанну Валадон, ее сына и ее Андре называли «проклятая троица».
      

Сюзанна Валадон умерла 7 апреля 1938 года в окружении друзей-художников Андре Дерена, Пабло Пикассо и Жоржа Брака.